Конспект урока «Кто такие птицы?»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемшанский лицей»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан





Конспект урока. Окружающий мир, 1 класс.



Тема урока: Кто такие птицы?

Целевые установки урока( планируемые достижения учащихся ):

Предметные результаты: знать , что птицы – животные, тело которых покрыто перьями, приводить примеры птиц, узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию, исследовать строение пера птицы, проводить самопроверку, описывать птицу по плану, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты: осознавать разнообразие и красоту птиц.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия: перо, стержень, бородка, крылья, клюв.

Межпредметные связи: чтение.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, приложение на электронном носителе ,рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийная презентация «Птицы», у учащихся — набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка для выполнения практической работы,

Учитель: Гирфанова Гульфия Салимзяновеа













1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Прочитайте пословицу «Красна птица перьями , а человек ученьем»

Как вы понимаете эти слова?

— Мы сегодня пойдем к новым знаниям и будем узнавать ново. Пожелайте друг другу удачи!

— Сегодня на уроке мы продолжим изучать животных. Какие шаги учебной деятельности мы будем использовать ? ( 1 шаг — «Что я знаю», 2 шаг –« Сам найду способ»)

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

-С чего мы начинаем любой урок? ( с повторения)

— Чтобы вспомнить , какими животными мы познакомились на предыдущих уроках, отгадаем загадки. ( учитель вывешивает отгадки (картинки с изображением животных) на доску)

1. Хвоста виляет,

Зубаста, а не лает.(Щука)

2. Все движутся вперед,

А он наоборот,

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад . (Рак)

3. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком . (Пчела)

4.На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

5. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. ( Бабочка)

6. Самого не видно, а песню слышно,

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.( Комар )

7. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт;

Летит-воет, падет- землю роет. (Жук)

8.С хвостом , а не зверь,

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Я шагаю по Москве»

С перьями, а не птица. (Рыба)

9. На дне , где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

10. Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (петушок)

— На какие группы можно распределить этих животных( одна группа – это насекомые, другая – рыбы. Два ученика работают у доски : распределяют картинки по группам)

— Назовите характерные признаки этих групп животных ( у насекомых шесть ног, рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей.)

-Какая картинка осталась нераспределенная?

-А почему курицу мы не отнесли к этим группам? ( Потому что петух – это птица)

— Ребята, а какие еще животные относится к птицам? Вот вы на экране видите картинки .( летяга, шмель, голубь, воробей, летучая мышь, сова, калибри)Выберите, под какими номерами птицы?

Ученики выполняют пробное действие.

Итак, проверяем. Поднимите руку, у кого нет ответа .

— Что вы не смогли сделать? ( Мы не смогли определить , кто относится к птицам)

— Поднимите руку, кто выполнил задание.

-Какие номера выбрали? Кто может обосновать свой выбор? ( Мы не можем обосновать свой ответ)

— С чем вы столкнулись ? ( С затруднением)

— Что нам нужно сделать ? ( Остановиться и подумать , чтобы понять причину затруднений)

— Молодцы ! Вы поняли, в чем ваше затруднение . Пора выяснить , почему это затруднение возникло. (Нам не известны признаки птиц)



3этап. Выявление места и причины затруднений .

— Какие задание вы выполняли? ( Определяли , кого можно отнести к птицам)

-Чем это задание отличается от предыдущего , когда вы разбивали животных на группы? (Мы пользовались эталонами , на которых были указаны признаки животных)

— Почему у вас возникло затруднение? ( Нам не известны признаки птиц)



4этап.Построение проекта выхода из затруднения.

— Какую цель мы перед собой поставили ? (Узнать основные признаки птиц)

— Какие способы мы выберем для достижения цели? ( Наблюдение , доказательство, размышление)

— Как мы построим нашу работу? ( Мы будем работать в группах)

— Прежде чем начать работу, немножко отдохнем.

Проводится музыкальная физкультминутка.

Мы будем работать в группах. Всем такое задание :

1 Изучить строение тела птицы ( Стр 36 по учебнику)

2. Найти указанные части тела у этих птиц.

3. Сравнить строение птиц, насекомых, рыб.

4. Указать общие и отличительные части.

5. Чем покрыто тело птицы?



5этап. Реализация построенного проекта.

— Прежде чем приступить к работе в группах, вспомним правила работы в группах ( Один говорит – другие слушают; говорить только по делу, можно спорить , доказывать и нужно договориться, каждый работает на общий результат; свое несогласие высказывай в вежливой форме; если не понял – переспроси.)

Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Заповеди здорового питания" 5 класс

— Выполните план в группах.

Учащиеся работают в своих группах.

— Ребята, время закончилось . Ваши варианты.

Ученики вывешивают групповые карточки и выслушиваются защитники проектов.

— Итак, какой же у нас с вами вывод? ( Птицы имеют следующие части: голову, шею, туловище, крылья, ноги, хвост. Тело птиц покрыто перьями)

-Давайте составим эталон. Какую особенность птиц укажем? ( Тело птиц покрыто перьями)

Учащиеся самостоятельно составляют эталон. Несколько учеников проговаривают эталон.(Птица – это животное, тело которых покрыто перьями)

-Вернемся к пробному действию . Определим , кто же относится к птицам. ( Учащиеся картинки сравнивают эталоном, проговаривают «Летяга- не птица, так как тело не покрыто перьями» шмель, « Голубь- птица, так как тело покрыто перьями» «Воробей- птица, так как тело покрыто перьями» Такие же утверждения про летучую мышь, сову, калибри)

— Молодцы, вы справились. Сравним свои выводы, прослушаем объяснение темы , выполним задания 1 и 2 на электронном носителе приложения к учебнику.

6этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

— Какой наш следующий шаг в изучении нового? (Закрепление нового здания)

— Сейчас мы будем работать по учебнику. Откройте учебник, стр 37.Прочитайте задание соседу. Работаем в парах.

— Сейчас каждый должен проговорить эталон, доказывая , кто изображен на картинке- птица или нет.

— Второе задание, опишите одну из птиц по плану.( План на стр 37 учебника)

-Выполним практическую работу .Рассмотрим птичьи перья , изучим их строение. Изученные перья учащиеся зарисовывают в рабочей тетради ( стр 25, №1)

7этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

— Мы с вами хорошо поработали все вместе. А теперь что мы должны сделать? ( Поработаем самостоятельно)

— Выполним самостоятельную работу в рабочих тетрадях.( стр 26, задание 3)

Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание.

-Чем вы пользовались , выполняя эту работу? (Эталоном)

-Что главное в нашем эталоне?(Главное, что у птиц тело покрыто перьями)

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

— Мы с вами определили основную особенность птиц. Поработаем в группах.

1 группа- Ответить на вопрос «Для чего нужны птицы?»

2 группа- Как помочь зимующим птицам?

3 группа- Придумать сказочную историю по рисунку.

4 группа – Разнообразие птиц.

Все работаем по плану:

  1. Рассмотрите картинки и прочитайте текст.

  2. Ответьте на вопросы к тексту.

  3. Выберите выступающего.

  4. Подготовьте вопрос для слушателей.

Учащиеся работают в группах и выступают. Для 4 группы заранее подготовлена мультимедийная презентация. Эта группа рассказывает о хищных птицах, о самой большой и маленькой птице, о пингвине – единственной птице , которая может плавать, но не может летать.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности.

— Что нового узнали ? ( Мы узнали, что птицы — это животные, тело которых покрыто перьями)

Контроль и оценка достижений проводится с помощью блока вопросов и заданий на стр 37 учебника.

— Кто может похвалить себя? Почему?

— За что ты можешь похвалить соседа?

— Вы — молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке. Не забывайте наблюдать за погодой в течении недели. Каждый день заполняйте строку в разделе «Осень»









Свежие документы:  Конспект урока на тему "Соли азотной и азотистой кислот"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: