Конспект урока на тему «Природные зоны холодного пояса»


Окружающий мир

Урок 41.

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Природные зоны холодного пояса.

Цели:

ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня, тундра.

Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни и тундра.

Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.

Оборудование: схематическая контурная карта на доске, карточки с иллюстрациями летней и осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»,

Этапы

Ход урока


Включить клип перед началом урока.

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I.Орг.момент







ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


Здравствуйте , ребята ! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся пожелаем тем самым успеха себе и своему товарищу.


-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, что мы изучали на прошлом уроке.

(Природные зоны, закон природной зональности)




— Что такое природная зона? (Обширные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром)


— Что такое природная зональность?( Смена природных зон от полюсов к экватору)


— Мы с вами на прошлом уроке познакомились с названием природных зон территории России.

— А вот как вы запомнили названия природных зон мы сейчас проверим. На доске таблички с названиями природных зон , расположите в правильной последовательности. Приглашаю по одному представителю от группы для работы у доски. (Ледяные пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, пустыни и полупустыни)


Давайте посмотрим на фотографии в больших папках до голубого листа.


Ребята, как вы считаете, какому климатическому поясу соответствуют данные иллюстрации? (Мы считаем, что это холодный пояс.)


-А какие природные зоны принадлежат холодному поясу? (Зона ледяных, либо арктических пустынь и тундра)


— Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? Чему посвящен наш урок? ( Природные зоны холодного пояса)Слайд №1

— Какие цели мы поставим сегодня на уроке перед собой?

(Познакомиться с природой холодного пояса)


-Какой проблемный вопрос возник?( В чем особенности холодного пояса ? Какие животные и растения там обитают?)Слайд №2


Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)



— Мы с вами сегодня отправимся в научную экспедицию. А что такое экспедиция? Кто ответит на вопрос? (Экспеди́ция — путешествие со специально определённой целью — научной или военной.) Табличка с определением на доске.











— Посмотрите на карту на доске и у себя на столах. Мы будем путешествовать по зоне ледяных пустынь, она у вас обозначена бледно-голубым цветом, и по тундре, которая обозначена у вас фиолетовым цветом. Слайд № 3


-В добрый путь. Слайд №4










Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙIΙ. Совместное открытие знаний.


Работа в группах.

В состав нашей научной экспедиции вошли четыре группы ученых.


I группа: Географы ( Вы будете объяснять нам в чём особенности природных зон. Расскажите нам о климате , природных явлениях)


II группа: Биологи ( Вы будете объяснять нам какие растения живут в этих зонах. Как они приспособились к климатическим условиям)


III группа : Зоологи ( Вы будете объяснять нам какие животные обитают в этих зонах. Как они приспособились к климатическим условиям)


IVгруппа: Экологи (Вы объясните «профессии» растений и животных в экосистеме? Какая здесь экологическая ситуация)



— У вас на столе есть материал, который поможет вам найти ответы на поставленные вопросы.


— У каждой группы на столе есть маршрутный лист, который не даст вам сбиться с правильного пути.


-Прежде чем вы начнете работать в группе , давайте вспомним правила работы в группе. Слайд №5




Правила работы в группе.


.

*Перед работой выберите старшего, прочитайте план работы, договоритесь, кто что будет делать.

*Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

*Работать по плану.

*Задание выполнять добросовестно.

*Каждый из группы должен уметь защищать общее дело.




— Нашим группам даётся время на подготовку, обязательно смотрим в маршрутный лист, старший группы определяет фронт работы.


— Чья группа будет готова , поднимает руку.


— И так время работы групп истекло.


— Прежде , чем наши группы начнут отвечать , давайте немного разомнемся, а то мы с вами в нашей экспедиции по холодному поясу немного замерзли :


Шагаем мы рядом , (шагают на месте)

Рюкзак за плечами,

Солнце на небе( подняли руки вверх и потянулись)

Земля под ногами,(присели на корточки)

Слева –товарищ,(повернуться к соседу справа)

Справа-подруга.(повернуться к соседу слева, дотронуться до плеча)

Встанем на месте –

Поддержим друг друга.(взяться за руки)


— А теперь наша дружная экспедиция готова поделиться своими знаниями.






Слушаем внимательно первую группу .



— Почему в полярных областях холодно?( В полярных областях холодно, потому что климат полярных областей суров и холоден , так как лучи солнца скользят по земной поверхности и слабо нагревают её) (Распечатанный текст)Папка


— Географы, а как падают на экваторе солнечные лучи ? ( На экваторе солнечные лучи падают прямо, тем самым нагревая земную поверхность) Слайд № 8



— О территории или географическом положении расскажет нам Ксюша Кондрашова, которая подготовила сообщение заранее.(Арктика – край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями; мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников и арктических пустынь. Ледяная зона – это моря Северного Ледовитого океана вместе с островами. А зона арктических пустынь занимает маленькие лоскутки каменистой суши, на короткий срок освобождающихся из-под снега на островах и на материке (она лишь узкой каймой примыкает к окраине тундр на севере полуострова Таймыр).Слайд №9)(Сообщение)Кондрашова



— О зиме территории ледяных пустынь нам расскажет Барышникова Кристина, она подготовила тоже небольшое сообщение. (Здесь очень долгая и лютая зима, несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается – это полярная ночь. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. Это очень суровое время года. Температура падает до −40 °С и ниже, дуют сильные ураганные ветры. )Слайд №10)(Сообщение )Барышникова





— А что вы нам скажите о лете в зоне ледяных пустынь ? (Летом в Арктике – полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. В самый тёплый месяц температура воздуха не превышает

+5  °C. ) Слайд №11(Распечатанный текст)Папка



— Какое самое необычное и загадочное природное явление можно наблюдать в зоне холодного пояса? ( Северное сияние) Слайд №12



— Большое спасибо нашим географам, а теперь настает черед второй группы Биологов ;третьей группы Зоологов и четвертой группы Экологов– эти три группы очень взаимосвязаны, поэтому свои наблюдения они будут высказывать все вместе.



— Ответьте мне на вопрос уважаемые Зоологи .Какие же животные обитают в зоне ледяных пустынь? (Белый медведь, тюлень , морж, гренландский кит, кайры)

Слайд № 13 Смотреть маленькую папку с фотографиями до голубого листа.







Некоторые ребята, подготовили небольшие сообщения о животных ледяной пустыни.

Едалова Настя « Белый медведь»

Алпатов Артем « Морж»

Сергеев Дмитрий « Песец»



А у меня появился ещё один вопрос к вам. Кто такой планктон, где он обитает и для кого он приносит пользу?( Учебник с.14)Слайд № 14



А теперь прошу подключиться наших экологов и объяснить пищевую связь и профессии : планктонных растений, планктонных животных, рыб, морских птиц-кайр. Слайд № 15 ( Учебник с.14) (Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты.)



А теперь вопрос к экспертам группы биологов. Какие растения можно встретить на территории зоны ледяных пустынь?( Мох , лишайник) Смотреть фото в большой папке распечатанной папке. Слайд№ 16



О мхе нам расскажет Шулаков Максим.


А теперь плавно переходим к природной зоне тундры.



— Что нам расскажут уважаемые географы о климате тундры?

(Суров климат тундры. Лето здесь длится всего один месяц. Уже в сентябре лёд сковывает реки. Земля промерзает насквозь. Часто бывает пурга- сильный ветер со снегом. Снег уплотняется , так, что по нему можно ходить не проваливаясь. Но жизнь продолжается и на снегу, и под снегом.)Слайд№17Распечатанный текст в папке.


Географы, а почему в тундре много болот, рек и озёр? Учебник с. 17



А теперь вопрос к биологам. Какие растения можно встретить на территории тундры? (Лишайники , карликовая береза, голубика, мох, морошка , камнеломка, брусника)Слайд№18Распечатанный текст .Папка

Лена Шайкина расскажет нам о камнеломке.

— Влад Гребенников расскажет о полярном маке.

— Биологи , кто появляется в тундре только летом? Учебник с.17



— А теперь вопрос к нашим зоологам. Какие животные обитают на территории тундры? Слайд № 19Маленькая папка с фото.


Зоологи вопрос к вам, как же приспособились животные выживать в таких суровых климатических условиях?

( – тело защищено тёплым мехом белого или тёмного цвета;

под мехом находится жировая прослойка, которая не даёт им замёрзнуть;

многие из них отличные пловцы;

почти все питаются рыбой;

на время зимних холодов животные или залегают в спячку, или перемещаются в более тёплые места;

некоторые животные встречаются только на одном из полюсов. )Читать по цепочке по одному предложению.



— А теперь вопрос к вам, уважаемые экологи. Чем является мох и лишайники для тундры? ( Это- главные кормильцы в экосистеме тундры)Учебник с. 16.



Ещё вопрос расскажите о пищевой связи зимой в тундре. Учебник с.15 Слайд № 19





— Экологи, чем опасен снегопад в тундре в середине лета? Учебник с.18

— Почему очень важно максимальное наличие лишайника в тундре? Учебник с.18 — 2-й абзац



Почему нам нужно относиться бережно к природе ледяных пустынь и тундры? И что для этого необходимо делать? Учебник с.19 Слайд № 21-25




Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙΙ. Применение нового знания.

  1. * Задание 3 с.45 в рабочей тетради.

— Ребята , сейчас вы должны посовещаться и ответить на вопрос в тетради.


  1. * (Сейчас я предлагаю вашему вниманию текст «Тундра», а вы должны найти ошибку в тексте и её исправить. Слайд № 26


















Текст «Тундра»

           Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем и мелкими грызунами – леммингами. Лемминги очень активны зимой под снегом. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.

        Обитают  в тундре и хищники: полярные волки и песцы. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, белками, а также птицами. Среди представителей пернатых  здесь можно встретить куропаток, гусей, дятлов,  полярных сов .

        Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:

— густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

— белая окраска меха и оперенья маскирует животных  от хищников.

-Какие ошибки вы заметили. Объясните, почему такого не может быть в тундре?







ΙV. Итог урока.





— Вот и закончилась наша научная экспедиция. И нам необходимо подвести её итоги.

Мы с вами ответили на поставленные вопросы в начале урока? ( Слайд №27)

Что нового узнали?

Как узнали, что помогло?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Как работал ты?

*( Если останется время поселить животных на карту)


V. Домашнее задание.



VI.Рефлексия.

— Составить кроссворд, викторину, презентацию по природным зонам ледяной пустыни , либо тундры.


— А сейчас я предлагаю вам перенестись в летний лес , чтобы согреться нам с вами после нашей полярной экспедиции.

— У каждого из вас на столах лежат бабочки( красные , желтые, зеленые). Прикрепите зеленую бабочку на лесную полянку, если вы получили на уроке новые знания, вам было все понятно , комфортно и вы заканчиваете урок с хорошим настроением; желтую,; красную(Слайд № 28)

— А кто сможет сделать предположение о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке, посмотрев на данный слайд ( О лесе)

— Кто желает может подготовить сообщение о животных леса.



Свежие документы:  Итоговый тест по окружающему миру 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: