Конспект урока на тему «Растения и животные поля»


Окружающий мир.

Тема: Растения и животные поля.

Цель: дать представление о полях как обширных пространствах, где человек выращивает культурные растения, учить распознавать их по внешнему виду и по семенам; развивать наблюдательность, расширять знания о диких растениях и животных.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

— Ребята вы заметили, что мы изучаем растения и животных по месту обитания.

— Рассмотрели, что растёт и кто живёт в лесах, на лугах. А сегодня познакомимся с растениями и животными поля.

— Какое по размерам наше поле?

( ответы детей)

— Правильно, поле занимает обширные участки.

Мы с вами были на экскурсии в поле.Давайте вспомним, что растёт на поле.Какие растения мы рассматривали?

( пшеницу, рожь, пастушью сумку, лебеду, пырей)

— Хорошо. За какими животными наблюдали?

— Мы наблюдали за воробьями, сусликами, зайцем.

3. Изучение нового материала.

1. Растения поля: хлебные, овощи.Использование их человеком.

— Теперь проведём небольшие опыты и практические работы с растениями поля.На полях сеют и выращивают культурные растения. Какие выращивают на наших полях?

( на наших полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу).

— Найдите у себя на столе рожь и рассмотрите её.

— Какое это растение: травянистое, дерево или кустарник?

_ Рассмотрите корни: что можно о них сказать?

— Какие особенности имеет стебель ржи?

— Теперь разломайте стебель и посмотрите, что внутри?

-Т акой стебель называется полым.Ещё такой стебель называется соломой.

— Ребята, что находится у стебля на верху?

— Сколько зёрен в колосе?

— Да, одно посеянное зерно даёт много зёрен. Теперь отделите несколько зёрен и обратите внимание на форму, размеры, окраску зёрен.

— Хорошо. Сейчас мы работали с образцом ржи по плану:

1. Жизненная форма растений.

2. Характеристика корня.

3. Характеристика стебля.

4. Характеристика соцветия.

5. Характеристика зерна.

— Теперь возьмите пшеницу, ячмень, овёс, и по такой же схеме проведите сравнение этих растений.

Ответы учащихся:

1 Пшеница, ячмень, овёс – травянистые растения.

2.Форма корней похожа – много тоненьких корешков.

3.Стебель у всех – соломинка.

4. На стебле колос у пшеницы и ячменя, у овса – метёлка.

5. У пшеницы зёрна « голые», а у ячменя и овса покрыты чешуйками.

— Теперь разрежьте зёрна и посмотрите, какого цвета они внутри? ( зёрна внутри белые)

-Для чего человек выращивает рожь? ( из ржи получают ржаную муку, а из неё готовят хлеб)

_ Какие продукты получают из зерна пшеницы?

— Как люди используют солому?

— Все растения, из зерна которых получают муку и крупу, называются хлебными.

— к хлебным относится и гречиха. Из её зёрен получают крупу.

Гречневая крупа очень ценная Каша из неё питательная. Гречиха – прекрасный медонос.

(на экране картина картофельного поля)

-Какие ещё растения выращивает человек на пол, кроме хлебных? ( картофель, капусту, свеклу. Это овощи.)

— Правильно. Сейчас проанализируем изображение картофеля.

— Картофель – травянистое растение. На корнях образуются корнеплоды.Стебель зелёный, круглый. Но не ровный..Есть подземные стебли.В середине лета картофель цветёт белыми или розовыми цветами. Размножается клубнями. Был завезён Колумбом из Америки.

— В клубнях картофеля много крахмала, витаминов и различных солей, нужных для организма человека.

— Растения, выращиваемые человеком называются культурными.

2. СОРНЫЕ РАСТЕНИЯ.

— Скажите, на поле растут только культурные растения?

( на полях можно встретить дикие растения, сорняки)

— Послушайте стих и скажите, о каких растениях в нём говорится?

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В Этом Жёлто – зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

— К каким группам относятся эти растения?

— Какие сорняки вы знаете?



Физминутка

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

По тебе от ветру –

Словно в синем море –

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.



3 Животные поля.

— Скажите, можно ли на поле встретить животных? И каких ?

( на полях живут хомяки, мыши, суслики и много птиц)

— Вы готовили сообщения о животных поля.Теперь мы их послушаем.

(учащиеся рассказывают о хомяках, мышах, птицах)



Закрепление.

— Как вы отличаете поле от луга?

-Чем отличается поле от леса?

( отгадывание загадок по теме)

Итог урока.

— С растениями и животными какого места обитания мы познакомились?

— Какие группы растений можно встретить в поле?

— Как называются растения, которые выращивает человек?

— Назовите растения – сорняки.

-Назовите особенности животных поля.

— Какие животные спасают урожай?



Домашнее задание.

Вам надо составить список растений, которые выращивают на наших полях, список животных, птиц наших полей.

Схематично изобразить причинно- следственные связи в случаях:

  1. Если человек ведёт борьбу с сорняками и вредит животным;

  2. Если такой борьбы нет.





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Карнавал животных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: