Конспект урока на тему «Весна. Встречаем птиц»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»







Конспект урока на тему «Весна. Встречаем птиц»















подготовила

воспитатель

Фомина

Ирина

Александровна









Снежинск 2013-2014 г.





Тема: « Весна. Встречаем птиц»

Задачи:

В образовательной области «Познание»

  • Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах, где живут, кто детеныши.

  • Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц.

  • Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).

  • Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

  • Развивать слуховое, зрительное внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции.

В образовательной области «Коммуникация»

  • Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.

  • Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».

  • Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.

  • Развивать у детей объяснительную речь

В образовательной области «Социализация»

  • Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.

В образовательной области «Здоровье»

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей


Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь: Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.

Методы и приёмы : картинки с перелетными птицами, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, Дигра «Найди гнездо», Дигра «Назови ласково», итог.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. « Ленивые восьмерки».

Индивидуальная работа: учить Максима, Льва, Женю отвечать полным предложением.

Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Дигра «Назови ласково»













Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Организационный момент.

на доске картинки с признаками весны.

Воспитатель: — Отгадайте загадки и выберете отгадки.

  • Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце ее припечет

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

  • Его весной и летом

Видим мы одетым

А осенью бедняжки

Сорвали все рубашки.

(дерево)

  • В голубой рубашке

Бежит по дну овражка.

(ручеек)


  • Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все (солнце)

  • Глядит из-под снега

Зеленый росток

Он первый весенний студеный цветок

(подснежник)


2. основная часть.

Воспитатель: — К какому времени года подходят эти картинки?

Дети: — Эти картинки подходят к времени года весна.

Воспитатель :— Сколько месяцев длится весна, перечислите их?

Дети:- Весна длится 3 месяца.

Воспитатель: — А как называется 1 месяц весны?

Дети:-1 месяц весны март

Воспитатель:- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему?

Дети: — Потому-что появляются проталины.

Воспитатель: — Давайте вместе, прохлопаем это слово.

Воспитатель: — А верно ли говорят, что март переменчив, то снегом сеет, то солнцем греет? (мнения детей).

Воспитатель:— В марте солнце начинает припекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннего равноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности.

Воспитатель:— А как называют 2 весенний месяц?

Дети:— 2 весенний месяц называют апрель.

Воспитатель:— Апрель-середина весны. Снег тает и становится ноздреватым.

Воспитатель:— А кто знает, почему снег становится ноздреватым?

Воспитатель:— Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снег называют ноздреватым.

Воспитатель: — Давайте вместе, прохлопаем это слово.

Воспитатель:- А кто знает, почему снег темнеет?

Дети:- Снег темнеет, потому-что он грязный.

Воспитатель:- Правильно, при таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег взял в себя из воздуха, пролетая к Земле. Зимой, когда снег был пушистым, и его было много, грязь и пыль в нем не были заметны. Весной снег тает, оседает, а пыль и грязь словно проявляются.

Воспитатель:— А почему этот месяц называют месяц «живой воды»?

Дети: – Это месяц так называют, потому-что снег тает и превращается в воду.

Воспитатель:- Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться, как природе называют это явление?

Дети:- Это называют ледоходом.

Воспитатель: — Земля прогревается, появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной?

Дети:— Первые весенние цветы, это подснежники.

Воспитатель: — А кто знает, почему и их так назвали?

Дети:- Потому-что они растут из-под снега

Воспитатель:— Правильно это первые цветы, их еще называют — первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому их нельзя срывать.

Воспитатель:- А как называется 3 месяц весны?

Дети: — Май

Воспитатель:— В народе его называют – «травень», «цветень».

Воспитатель: — Как вы понимаете эти высказывания?

Дети:- Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести.

Воспитатель:— В мае уже снега нет, солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаются насекомые.

Воспитатель: — Послушайте поговорки «Майская травка голодного кормит», «Май весь год кормит»- как вы понимаете эти высказывания?



2.Основная часть.

Воспитатель:- Кто это?

Дети:— Это птицы.

Воспитатель:- Почему их так называют?

Дети:— Их так называют, потому что у них тело покрыто перьями, умеют летать, у них есть два крыла, перья, клюв, две лапы, хвост.

Воспитатель:— Посмотрите на иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю и объясните почему?

Дети:— Синица лишняя, т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные.

Воспитатель: — А почему этих птиц называют перелетными? (мнения детей)

Воспитатель:— Перелетные птицы, это птицы, которые половину года проводят с нами, и на вторую половину года покидают нас, улетая в другие страны.

Воспитатель:— Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: — Аист, скворец, соловей, кукушка, лебедь, дикие утки и гуси.

Воспитатель:— А почему все они улетают от нас осенью в теплые страны?

Дети:- Осенью у птиц нет корма, поэтому и улетают.

Воспитатель:- А почему прилетают обратно? (мнения детей)

Воспитатель: — Ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос, может они хотят вернуться на свою Родину, где они родились?

Воспитатель:— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда, хотите узнать?

Воспитатель:— Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» все вместе. Некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника. Другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель: — Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?

Дети: — Они вьют гнезда.

Воспитатель:— А для чего птицы вьют и строят гнезда?

Дети: — Для того чтобы выводить птенцов

Воспитатель:- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?


Воспитатель:— Выбирайте 1 картинку, кто на ней изображен?

Дети: — Грач

Воспитатель:– Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

Воспитатель:— Итак, на кого похож грач?

Дети: — Грач похож на ворону.

Воспитатель:— Чем питается грач весной?

Дети: — Грач питается червяками, жуками, личинками.

Воспитатель:— Где грач строит своё гнездо?

Дети:— Грач строит своё гнездо на верхушке дерева

Воспитатель: — Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?

Воспитатель: — Выбирайте 2 картинку, кто на ней изображен?

Дети:- На картинке изображена ласточка.

Воспитатель: — Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель:— Выберите 3 картинку.

Дети: — Это скворец.

Воспитатель: — Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: увидал скворца-знай, весна у крыльца.

Воспитатель: — Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?

Дети:- У него длинные ноги, клюв, шея.

Воспитатель:— Но есть птица, которая не вьет гнезда, не высиживает яйца, может кто-нибудь знает?

Дети:- Это кукушка.

Воспитатель:- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Воспитатель:- А что общего у всех этих птиц?

Дети: — Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище

Воспитатель: — А что они умеют делать?

Дети: — Кричать, щебетать, порхать, кружить

Воспитатель: — Но все эти птицы не умеют плавать.

Воспитатель: — Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.

Дети:— Лебедь, дикие гуси и утки.

Воспитатель: — Рассмотрите их, что у них общего?

Дети: — Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище

Воспитатель:- А почему они от нас улетают осенью?

Дети: — Потому что реки и озера замерзают, нет корма.


4. “Назови ласково”.

Воспитатель:— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

Длинный хвост – длинненький хвостик

Черная голова — уютное гнездо –

Белый пух — красивая птица –

Галстук на шее — пестрое крыло —

5.Итог:

Воспитатель:— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

— Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

— Почему их так называют?

— Что интересного мы узнали о кукушке?

— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!













Литература:

  1. Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

  2. Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Какие бывают животные?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: