Конспект урока на тему «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»





ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ.


Цели: закреплять знания о культуре поведения в природе; учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих; закрепить знания о взаимосвязях между флорой и фауной; воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к музыке и поэзии.


Оборудование: плакаты с изображениями природы в разное время года; Красная книга; картинки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу; пословицы о природе; фонограмма «Звуки леса»; фонограммы песен и природе; карточки для голосования.


Ход мероприятия.


I. Вступительное слово.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике.

Одной из острейших проблем современности является задача сохранения чистоты и богатства окружающей нас природной среды, восстановления гармонии между обществом и природой. Проблеме гармоничного взаимодействия человека и природы и посвящено наше внеклассное мероприятие, которое называется: Земля – наш общий дом.

II. Времена года .


(Звучит фонограмма песни «Трава у дома»)


-Какой маленькой кажется наша голубая планета Земля из космоса. Да, она и вправду невелика. По сравнению с другими планетами Солнечной системы по своим размерам она занимает лишь 5 место.

-Зато наша планета обитаема. На ней живем мы с вами. На нашей замечательной планете Земля есть все условия для жизни людей: тепло, вода, свет, плодородная почва, полезные ископаемые. Природа Земли дает нам возможность наслаждаться разнообразием времен года.

-Природа прекрасна в любое время года. Она радует нас таким разнообразием своих растений и животных, дарит нам свои плоды. А как мы относимся к ней?



III. Сценки-размышления «Как вести себя в природе».


Сейчас мы посмотрим и послушаем сценки на тему «Как вести себя в природе»? Так как после каждой сценки мы будем обсуждать ситуацию, то каждому из вас ассистенты раздадут две карточки: красную синюю ( красная –нет, синяя – да). Поэтому это не просто сценки, а сценки – размышления.

(Всем присутствующим раздаются карточки для голосования).


Итак, представьте себе, что в лес приехала группа ребят-третьеклассников, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом.

Сценка 1.

Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.


— Как вы оцениваете действия девочек? Правильно – синяя карточка, неправильно – красная. (голосование). Спасибо, а теперь послушаем правильный ответ.


-Птенцов и детенышей диких животных нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к свободной жизни и если их отпустить на волю они могут погибнуть.


-Спасибо за прекрасное объяснение. А теперь проверим, как ребята и гости знают птиц.


Игра «Прилетели к нам чижи».


  • Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите, что-нибудь другое, то можно хлопать в ладоши. Начинаем:


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

В: что неправильно?

Д: Мухи!

В: А мухи –это кто?

Д: насекомые.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны.

Галки,макароны!..

Прилетели птицы:

Голуби,куницы!..

Прилетели птицы:

Голуби,синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи!…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, кукушки…

Даже совки-сплюшки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы,чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки..

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты,кукушки,

Даже совки-сплюшки,

Лебеди-, скворцы…

Все вы молодцы!



Сценка 2.

Рита неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежали пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц. Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место (голосование).


  • Рита поступила неправильно, потому что птица-мать, увидя у гнезда постороннего, испугается, бросит гнездо и не будет высиживать своих птенцов.


Отгадайте загадки про птиц.


На шесте дворец, во дворе певец,

а зовут его (скворец)


Озорной мальчишка,

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает. (воробей)


Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это (снегири)


Черный, проворный

Кричит «крак»,

Червякам враг. (грач)


Кто на елке, на суку

Счет ведет «ку-ку…ку-ку?» (кукушка)




Сценка 3.

Игорь вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей (голосование).


-Все меньше и меньше в природе остается красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из «темницы», в которой оказалась, и очень скоро ее великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало своей красотой. Ловить насекомых нельзя.


— Как вы думаете, почему?


А теперь разгадайте кроссворд «Насекомые»








1




2





3



4


5


























6









7

8



















9





10


























По горизонтали:

3. Кто его убивает, тот свою кровь проливает

5.Рыж, да не конь,

Рогат, да не баран,

Дома не любят

И на базаре не купят.

6.За печкой и под полом

Малые букашки громко поют.

7. Не зверь, не птица,

А нос, как спица.

9. Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приручает,

А на нас садится.

10. У кого жало на конце хвоста?


По вертикали:

1. В ярком платье модница

погулять охотница.

от цветка к цветку порхает,

утомится – отдыхает.

2. Не рыбак, а сети расставляет,.

4. Маленькая труженица за медком полетела.

8. Летает – ревет, всех пугает,

Коня да корову кусает


Ответы. По горизонтали:3. клоп, 5. таракан, 6. сверчок, 7. комар, 9. муха, 10. скорпион

По вертикали: 1. бабочка, 2. паук, 4. пчела, 8 овод.


Сценка 4.

Дима ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-нибудь подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.

-Чего ты носишься с этой банкой, — услышал он. – Брось ее в воду – и дело с концом. (голосование)


-Бросать что-либо в водоемы не допустимо. Пруды, реки, озера – это места обитания многих животных и растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что подводой нам не видно все это безобразие. От чистоты водоемов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла.


Давайте посмотрим и послушаем, какая история произошла с рыбаками.

Рыбаки.


Около одной реки

Разместились рыбаки.

Удочки забросив в воду, все глядят на поплавки.

  • Посмотри – кричит рыбак,

Выдернув удилище:

На крючке висит башмак,

Рваное страшилище.

Час идет, другой идет,

Только рыба не клюет.

И у бедных рыбаков

Ни ершей, ни окуньков.

А на всех один башмак. Так! (С. Баруздин)


Сценка 5.

Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче» (голосование).


-На лоне природы слушают тишину и звуки природы.


-Как вы думаете, какие звуки можно услышать в лесу?


— Нагулявшись в лесу, надышавшись свежим воздухом, устав от прогулки наши туристы вновь собираются на полянке в лесу.


-Ребята, конечно, наделали очень много ошибок. Наверняка они поступали так не специально, а просто потому, что не задумывались над этим. Но, я думаю, что сегодняшняя беседа пошла им на пользу и, теперь они точно знают как себя вести в природе.


IV. Красная книга.

( Звучит фонограмма песни «Беловежская пуща» )


  • Знаете ли вы, что для защиты исчезающих животных и растений создана Красная книга? Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг, и может быть поздно.


-На земле исчезают цветы,

с каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.


-Обратите внимание на доску. Все эти растения занесены в Красную книгу.


Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. (изображения растений)


Купавка, василек, дрок, ятрышник, пион узколистный, тюльпан двуцветный.

Тюльпан Биберштейна – цветки этого растения появляются одними из первых, сразу из-под снега, и поэтому люди срывают их, делают букеты, не понимая, что этих растений осталось уже так мало.


Цветок весны, идущий к нам по снегу,-

простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку.


Ветреница, гвоздика, купена, ландыш ( фонограмма «Ландыши»)


Родился ландыш в майский день, и лес его хранит,

Мне кажется: его задень, и он тихонько зазвенит.


Кувшинка, лилия, купальница, ирис низкий, колокольчик ( фонограмма «Колокольчики»)


Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, темно-голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошенной травы головой качая.


А может быть, говорят цветы о том, как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится все меньше и меньше.


В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.



(Звучит фонограмма песни «Раненая птица)


Не только цветы, но и насекомые, птицы, рыбы, звери в души людям смотрят,

Вы их жалейте, люди, не убивайте зря.

Ведь небо без птиц — не небо,

А море без рыб — не море,

И земля без зверей — не земля.


Многие известные нам птицы, животные, рыбы, насекомые исчезают с земли каждый год, каждый день, каждый час.


  • Животные, которых вы видите на доске, тоже занесены в Красную книгу.


Тигр, волк, олень, гепард,

Медведь бурый, леопард,

Морж, орел, журавль, джейран,

Дрофа, чайка, пеликан,

Журавль-красавка, жук-олень,

Кузнечик, бабочки и шмель.


Этот список можно продолжать и продолжать.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


А чтобы этого не случилось, надо хорошо знать и беречь животных.


Игра «Звери, птицы, рыбы».

( Каждый участник игры на счет «три» называет зверя, птицу или рыбу по желанию ведущего).



Животные не просто обитают в природе, но и еще приносят пользу.

Знаете ли вы, какую пользу приносят людям обитатели леса?

Сова уничтожает за год около1000 грызунов. Если учесть, что каждый грызун может съесть в год один килограмм зерна, то значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.

За летний день птица королек прилетает с кормом к гнезду до 400 раз.

Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то он растянется на километр.

И это мы рассказали только о некоторых животных. Сейчас проверим, что вы знаете о животных.


Игра «Кто плавает, бегает, летает?»


V. Земля наш дом. ( Р.Рождественский)


Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом,-

Наш добрый дом, просторный дом,-

Мы все с рожденья в нем живем.


Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.


Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.


Так, давайте же, будем любить природу, ценить ее, понимать и относиться к ней бережно.


Звучит песня «Не дразните собак» ( М.Пляцковский, Е.Птичкин)



VI. Итог.

На этом наше мероприятие заканчивается. Надеемся, вы узнали много нового и интересного.





Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Ханты и манси - таежные жители»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: