Конспект урока окружающего мира для 4 класса «Уж небо осенью дышало»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Звездный»











Конспект урока окружающего мира для 4 класса

«Уж небо осенью дышало»













Подготовила: Рябова О.А.



г. Астрахань – 2010 г.

Тип урока: обобщение, закрепление знаний;

Форма проведения: урок-презентация;

Цель урока: обобщить и дополнить знания воспитанников о признаках осени, об осенних изменениях в природе;

Задачи:

обучающая – закрепить знания детей о признаках осени, о перелетных и зимующих птицах, познакомить с народными приметами, старинными названиями осенних месяцев;

развивающая – способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, речи;

воспитывающая – воспитывать интерес и любовь к животным, птицам, бережное отношение к природе.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, ноутбук, электронная презентация, иллюстрации с изображениями сезонов, природы осенью, листья, вырезанные из картона, музыкальнее произведения из альбома П. И. Чайковского « Времена года», портрет поэта А. С. Пушкина, раздаточный материал.

Предварительная работа с воспитанниками:

разучивание стихотворений об осени, рисование пейзажа на тему

«Золотая осень».

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Беседа.

  3. Физкультминутка.

  4. Обобщение ранее полученных знаний. Дополнительная информация по теме.

  5. Закрепление.

  6. Итог урока

Ход урока

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки – широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2.Актуализация знаний. Беседа.

Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года», «Октябрь».

1) Учитель: КРУГЛЫЙ ГОД

Зима приходит ненароком,

По всем статьям беря свое.

Она должна уж быть по срокам,

А вот, поди ж ты, — нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку,

Взглянул в оконное стекло

И видишь «скатерть-самобранку» —

Везде, вокруг, белым-бело…

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,

И вот уже летит скворец

В свой домик на стволе березы…

Пришла Весна. Зиме конец!

А за Весной приходит Лето,

За Летом Осень в свой черед,

И вновь Зима. И снова где-то

Весна торопится в поход.

— О чем это стихотворение? ( О временах года)

— Сегодня мы начинаем путешествовать по временам года.

— Давайте еще раз назовем их. (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ)

— У вас на столах лежат картинки с изображением времен года. Разложите их по порядку, начиная с ЗИМЫ. ( Один ребенок выходит к доске, выполняет это же задание с комментариями. Дети проверяют правильность выполненного задания).

2) Отгадайте загадку:

Пришла без красок

И без кисти,

И перекрасила все листья.

( ОСЕНЬ)

— Выберите картинку с изображением ОСЕНИ. Почему выбрали именно эту картинку?

— Назовите осенние месяцы. (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).

3.Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.



— Как называется первый месяц ОСЕНИ? СЕНТЯБРЬ.

4. Обобщение ранее полученных знаний. Дополнительная информация.

В старину сентябрь именовали как руен – за жёлтый цвет господствующий в лесах, ревуном был наречён- за ветряную непогоду, ославлен хмурнем – дни коротки, плотно тучи кроют небо, вереснем – месяцем первых инеев.

«Сентябрь птиц в дорогу торопит» — гласит пословица. Как ни хороша осенняя погода, как не сытен сентябрьский лес, а улетать надо – путь предстоит неблизкий.

Воспитанник читает стихотворение:

Осень золотая

Снова к нам пришла,

Птиц собрала в стаи –

Им на юг пора.

— А почему птицам пора улетать на юг?

— Как называются такие птицы? ( ПЕРЕЛЕТНЫЕ).

— Давайте вспомним, какие птицы являются перелетными. А помогут нам загадки:

1

Угадайте, что за птичка —

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

2

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер. На крыльце поет отец —

Он и летчик, и певец. (скворец)

3

Черный, проворный,

Кричит: “Крак”

Червякам враг.

(грач)

4

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.(Журавли)

— А каких зимующих птиц вы знаете? (ответы сопровождаются картинками).

— Появились золотые пряди на берёзах, багряно-красные — на осинах, закружились в воздухе опадающие листья, словно не терпится деревьям и кустарникам пышное летнее убранство обронить. Наступает время второго месяца осени.

Какой месяц следует за сентябрем? ( ОКТЯБРЬ )

Октябрь-середина осени. Это время называют « Золотая осень». Почему?

А вот имена, которые дал октябрю русский народ : листобой, грязник, ветродуй, мокро — хвост и ещё хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.

Про птиц мы сказали, а как животные к зиме готовятся?

Белка – делает запасы,

заяц — меняет окраску,

еж – впадает в спячку,

медведь — впадает в спячку.

Какой месяц следует за октябрем? ( НОЯБРЬ) .

Давно отшумели стаи грачей и скворцов, других перелётных птиц. На смену прилетели гости с севера – красногрудые снегири, суетливые чечётки, красавцы свиристели. Звери давно успели сменить свой наряд на тёплый, зимний.

Наступил последний месяц осени. В народе он получил названия: Листовей, Листогной, Листочный, Ледень. Ледостав. Полузимник. Запевка зима. Ворота зимы. Свадебник. В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.

Как вы думаете почему так говорят?

5.Закрепление.

И так, давайте вспомним приметы осени.

Загадки: (отгадки сопровождаются иллюстрациями).

Сидит — зеленеет,

Падает-желтеет,

Лежит – почернеет. (листва)



Это явление природы бывает только осенью.

Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а

затем сбрасывают листву. Что это? (листопад)



Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез. ( туча )

Осень – особая пора, она создает особенное настроение. Недаром лучшие стихи поэтов посвящены именно этому времени года.

Послушайте стихи русского поэта А. С. Пушкина:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

6. Итог урока

— Назовите признаки осени, перечисленные в стихотворении.

  • редко светит солнце,

  • короткие дни,

  • листопад,

  • отлет птиц.



















Список использованной литературы

  1. А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…». Сборник стихов. Времена года. Энциклопедия малыша. Русская поэзия
    . Белый город, 2004 г.

  2. Пшеницына Наталья. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. Владос. 2004 г.

  3. С.Михалков. «Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы». «Детская литература», Москва, 1981.



Свежие документы:  Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Невидимые нити в зимнем лесу"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: