Конспект урока окружающего мира «Ханты и манси — таежные жители»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида№10 «Золотая рыбка»





Конспект урока окружающего мира

«Ханты и манси — таежные жители»




подготовила

воспитатель

Макарчук Ирина Николаевна

Г Мегион

2012

Программное содержание:


  1. Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа.

  2. Дать детям по­нятие о древнем переносном жилище — чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге — как центре Вселен­ной.

  3. Упражнять в об­разовании относительных прилагательных

  4. Развивать внимание, познавательную активность.

  5. Воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа

Словарная работа: еловые, берестяной, олений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.


— Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с древних времен? (Нет).

Тогда слушайте. Самыми древними людьми или, как мы назы­ваем, коренными жителями нашего края являются ханты и манси. Ханте означает «народ», «человек». Ханты и манси — это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Климат нашего края суровый, большую часть территории покрывают громадные болота, леса богаты зверем и птицей, реки — рыбой. Поэтому, основные заня­тия этих людей — охота, рыболовство, а дальше на Севере — оле­неводство. Основной пищей было мясо и рыба. Одежду шили из зве­риных шкур и рыбьей кожи. Летом передвигались на лодках, а зи­мой на лыжах. Они должны были приспособиться не только к природным условиям, но и к делу своих рук.

У всех людей есть дома, только все они разные. Это зависит от того, в какой местности живут люди.

Русские люди в прошлом всегда строили вот такие дома из де­рева. (Показать русскую избу). Народы, живущие в горах, строили себе дом из камня (Показать каменный дом).


-Ханты и манси строили свои жилища из того материала, кото­рый был у них под рукой. Сегодня мы познакомимся с жилищной переносной постройкой — чумом, который ставился на берегу реки. До сих пор люди не придумали ничего лучше этого жилища — оно легко ставится и также легко собирается и перевозится. Посмотрите, как выглядит чум. (Показать изображение чума)

— На что он похож? (На треугольник).

-Я расскажу вам, как он строится и где ставится. Чум строится из шестов, которые тщательно выбираются и готовятся из прочных пород деревьев — ели и сосны.

-Как мы называем шест из ели? (Ело­вый).

-А из сосны? (Сосновый).

-Выбирается и место, где ставятся шесты. Обычно это продуваемое место на берегу реки.

— Как вы ду­маете, почему? (Потому что летом много комаров и мошек).

При установке чума, шесты располагались так, чтобы дверь бы­ла обращена по направлению восхода солнца или к воде.

— А как вы думаете, покры­вали чум … Чем? (Берестой).

Правильно, берестой.

— Как можно назвать чум, покрытый берестой? (Берестяной)

— Но берестяной чум — это летний чум.

— А чем же покрывался чум зимой? (Оленьей шкурой)Правильно, зимой его покрывали олень­ими шкурами. Почему? (Потом, что оленьи шкуры очень теплые)

-Посмотрите, сверху чума всегда оставляли небольшое отвер­стие. Как вы думаете, для чего? (Чтобы выходил дым) Правильно, для того, чтобы выхо­дил дым от костра. Только ханты называли его не костром, а очагом. Очаг считается частью семьи, угли из очага, по традиции, нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Для чего ну­жен очаг?(Для приготовления пищи, тепла) Очаг нужен для приготовления пищи для обогрева жилья, он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связы­вает землю с небом. Ханты считают, что очаг — центр вселенной. Как вы думаете, где располагают очаг? (Вверху чума) Его располагают точно под вер­хушкой чума, чтобы дым выходил в отверстие. Ребята, давайте попробуем собрать чум.

Игра-эстафета «Кто быстрее соберет чум».


Долгими зимними вечерами домочадцы располагались вокруг очага и бабушка рассказывала легенды о тех далеких временах, ко­гда на земле появились люди. Послушайте.

«Стал Номи-Торум (Бог) думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он сохатого зверя поселить, а на болота оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают жилища, покроют его шкурами оле­ней. С тех пор люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах».

Итог:

-Что вас сегодня заинтересовало? О чем вы раньше не знали, а сегодня узнали? Что хотели бы узнать об этих людях?





























Список использованной литературы




1.Волдина Т.В. Хантыйский фольклор Томск: Издательство Том. ун-та 2002



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: