Краевое государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальный (коррекционный) детский дом № 2 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока окружающего мира «Лето. Цветы луговые»
Подготовила:
Лазебная Наталья Васильевна
учитель-логопед
Хабаровск 2011
Конспект занятия в средней группе
Тема: « Лето. Цветы луговые».
Цель:
1.Расширение и активизирование словаря детей по теме: «Лето. Цветы» .
2.Учить подбирать прилагательные к существительным, согласуя их в роде, числе, падеже.
3.Закрепление навыка составления простого распространенного предложения.
4.Учить запоминать и выполнять трехсложную инструкцию.
5. Развитие зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики.
6.Учить составлять рассказы-описания о цветах по предложенному плану и образцу.
Оборудование. Три плоскостных изображения ваз разных цветов, предметные картинки с изображениями полевых и луговых цветов, картинки с изображением примет лета, разноцветные лепестки, разрезные картинки полевых цветов, плоскостное изображение Феи цветов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
— Какое время года скоро наступит? (лето)
— Летние месяцы приготовили нам историю о лете. Они хотят научить нас рассказывать о лете, а чтобы было легко, они придумали для нас картинки-подсказки.
— Смотри и рассказывай.
Наступило жаркое лето.
Летом солнце светит ярко.
На лугах и полях распускаются яркие цветы.
Летом после грозы появляется разноцветная радуга.
Над лугами порхают бабочки, стрекозы, а из чашечек цветов сладкий нектар пьют пчелы и шмели.
Летом можно купаться, загорать, удить рыбу, весело играть. Летом катаются на велосипеде. Катаются на лодке. Играют в футбол. Качаются на качелях.
Играют в бадминтон.
Звучит музыкальное произведение П. И Чайковского «Вальс цветов».
— Послушайте, какая чудесная музыка звучит.
— Эта замечательная музыка приглашает нас с вами в самую красивую, пеструю, наполненную чудесными ароматами, волшебную страну цветов. Хозяйку страны цветов зовут Фея.
— Посмотрите, мы оказались на красивой цветочной поляне. Нас встречают цветы, кивают своими головками. Как они называются? (полевые цветы)
Они будто здороваются с нами.
— Фея собрала букет цветов из разных мест, но налетел сильный ветер и цветы уронили свои лепестки. (Звуки ветра) Давайте поможем собрать их и вернуть на свои места.
С каких цветов могут быть эти лепестки?
Д/и «С какого цветка лепесток?» (Синий — …василек, белый — …ландыш, ромашка; красный — …мак, ; фиолетовый — …фиалка, колокольчик, желтый — одуванчик, . ).
— Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова.
Давайте скажем им эти слова.
Д/И «Какие цветы? (Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие).
Игра «Составление предложения».
На доске – три картинки с изображением луговых цветов. Логопед задает детям вопрос: «Какой цветок ты возьмешь себе, какой отдашь другу, а что поставишь в вазу?» (Мак я возьму себе, василек я подарю другу, а колокольчик я поставлю в вазу).
Физминутка
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево – вправо.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево – вправо.)
Тихо засыпают.
В. Волина.
Игра «Сложи цветок».
— Вытащите из своего конверта картинку, посмотрите внимательно и назовите цветок. (Это ромашка.)
— А теперь вытащите разрезанную картинку и сложите её.
— Скажите, какой цветок вы сложили. (Я сложил василёк.)
Игра «Расставь цветы».
Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями луговых и цветов и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на наборное полотно помещаются три плоскостных изображения ваз разных цветов. Логопед предлагает детям «поставить» в каждую вазу (положить перед ней) цветы с определенным количеством слогов в названиях. В красную вазу дети должны поставить цветы, в названиях которых два слога (лю-тик, кле-вер, др), в синюю — цветы, в названиях которых три слога (ро-маш-ка, ва-си-лек, ), в фиолетовую вазу — цветы, в названиях которых четыре слога ( ко-ло-коль-чик).
Составление рассказов — описаний о цветах.
Образец.
Это лютик. Он красивый, золотистый. У него желтые лепестки, резные листочки и тонкий стебелек.
План.
Назвать цветок.
Рассказать какой он.
Какие у него лепестки, стебель и листики.
Итог
— Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (Ответы детей) В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость.) В чем — плохое? ( Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы.) Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого) Какими цветами лучше любоваться? (Теми что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе.)
Ребенок читает стихотворение:
Нам нужно над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их и топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо свое им показать.
С. Виргун
Список используемой литературы.
Шорыгина Т.А. Месяцы. Какие они?.- ГНОМ и Д, 2011.
Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999
Филичева Т.Б., Туманова Т. Совершенствование связной речи. — М.1994
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- Детство-пресс, 2009.
Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр «Собери букет» Выпуск 3.- ГНОМ и Д, 2010.
Нищева Н.В., Картотека предметных картинок. «Первоцветы, полевые, луговые, полевые цветы» выпуск 7. — ГНОМ и Д, 2005.