Конспект урока окружающего мира на тему «Методы научного познания природы»


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанская область

Мамлютский район

КГУ «Беловская средняя школа»

















Тема: «Методы научного познания природы»

















Учитель географии второй

квалификационной категории

Ермолаева Татьяна Николаевна









2014 год

Урок № 2

Тема: «Методы научного познания природы»

Цель урока: сформировать представление учащихся о методах изучения природы

Задачи:

  1. расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;

  2. развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой; умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения; развивать в детях способность к логическому мышлению;

  3. прививать практические навыки коммуникативного общения; научить применять теоретические знания на практике.


Оборудование: вода, стаканы, сахар, песок, картофель, йод, рулетка измерительная, весы напольные.


Тип урока: комбинированный


Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Поверка домашнего задания


Самостоятельная работа в тетрадях для индивидуальных работ


  1. Изучение нового материала


Слово учителя: Мы много с вами говорим, что природу надо любить. Мы любим: полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только, говорить о любви, но и уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям

 Метода изучения природы

  1. Наблюдение

  2. Эксперимент

  3. Измерение

Для того, чтобы понять чем эти методы отличаются друг от друга вы выполним задания по группам и самостоятельно определим как какая группа изучила природу.

Задание 1 группе: Сядьте и внимательно изучите, как работает группа № 2. Расскажите, сообща ли они выполняют данную им работу, все ли у них получается?

Задание 2 группе: Перед вами стаканы с водой, сахар и речной песок; картофель и йод. Глину и песок растворите в воде. На срезанную часть картофеля капните каплю йода.

Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?

Задание 3 группе: Вам даны измерительная рулетка, напольные весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост.

После работы в малых группах проводится коллективное обсуждение результатов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

1 группа

  • Какие органы чувств использует человек, наблюдая за окружающим миром ( 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств)

  • Как мы назовем этот метод познания природы?

  • Что можно узнать с помощью наблюдения?

2 группа

  • Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения?

  • Чем отличается наблюдение от данного метода работы с

  • Как назовем этот метод познания природы?

  •  

 Эксперимент (опыт) — это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:

  1. Определить цель.

  2. Выдвинуть предположение , гипотезу.

  3. Составить план проведения опыта, эксперимента.

  4. Подобрать оборудование

  5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.

  6. Сделать записи, рисунки.

  7. Записать свои наблюдения и сделать выводы.

  8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.

  9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

3 группа

  • Можно ли это изучение назвать экспериментом?

  • Как делают измерения?

  • Нужен ли этот метод для изучения природы?

Коллективное обсуждение: для чего нужно изучать природу?

  1. наблюдать за жизнью животных , узнать о их повадках;

  2. путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы;

  3. путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д.

  4. благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее

Записать в тетрадь

    1. Методы изучения природы.

    2. Цели изучения природы


  1. Закрепление


Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.
— За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
-Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;
-Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
-Грязный снег быстрее тает, чем чистый.


Заполнение таблицы:


Методы изучения природы

Примеры

1.


2.


3.



  1. Рефлексия


  1. Домашнее задание — § 2, прочитать стр.8-10.



Творческое задание по выбору:

  1. понаблюдать за птицами;

  2. измерить площадь своего двора;

  3. определить тип почвы, пользуясь памяткой.









Используемая литература:

  1. Естествознание: учеб. для 5 кл. общеобраз. Шк./Б.Ш.Абдиманапов, А.В.Прищепина, Л.М.Фокина. – 2 изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2010. – 176 с.



Свежие документы:  Контрольная работа для 3 класса по теме " Как устроена наша планета"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: