Конспект урока окружающего мира на тему «Может ли растение жить без воды»



Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан












Конспект урока окружающего мира на тему

«Может ли растение жить без воды»








подготовила

воспитатель

Леонтьева Алсу Ракибовна

















г. Нижнекамск

2013


Тип: По сообщению знаний.

Вид: экологическое воспитание.

Тема: Может ли растение жить без воды.

Возрастная группа: Старшая группа.

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

  2. Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

  3. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.

Активный словарь: опыт, растение, цветок, календарь наблюдений, увядание.

Пассивный словарь: срез, травянистое растение, эксперимент, экологическая тропа.

Материал для наблюдения: один стакан с водой, другой – без воды; цветные карандаши, из альбомного листа сделать календарь наблюдений за состоянием растений.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: чтение литературы о растениях, написание конспекта.

Предварительная работа с детьми: Рисование трав и цветов, беседа, рассматривание альбома «Цветы», отгадывание загадок о цветах, дидактические игры «Растут цветы», «Угадай, где растут», «Собери цветок», «Стань другом природы».

Индивидуальная работа: Нияз (рисование состояния растения в календаре наблюдения), Камиля (закрепить знания о жизни растений), Зарина (умение рассказывать)

Методические приемы: художественное слово, беседа, рассматривание трав и цветов, показ, объяснение, поощрения, индивидуальная работа, рисование в календаре наблюдения.

Структура наблюдения:

  1. Путешествие на луг по экологической тропе.

  2. Чтение стихотворения «Вместе по лесу идем»

  3. Беседа о значении луга.

  4. Проведение опыта «Может ли растение жить без воды» (в группе)

  5. Рисование состояния растений в календаре наблюдений через каждые 30 минут.

  6. Вывод.

  7. Беседа о бережном отношении к растительному миру.

  8. Итог.

Ход занятия

На прогулке воспитатель ведет детей на цветочный луг по экологической тропе.

Чтение стихотворения «Вместе по лесу идем»:

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево.


Придя на лужайку, воспитатель обращается к детям:

— Ребята, есть много разных травянистых растений. У каждого растения обязательно есть цветы. Цветут все растения, просто мы не всегда видим и замечаем их цветы. Они растут везде – на лугу, в поле, в лесу, на улицах города, вдоль дорог. Скажите, чем полезны растения?

Дети: Растения очищают воздух.

Воспитатель: Да, ребята, растения обогащают воздух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать. Многие виды трав обладают целебными свойствами, помогают излечивать болезни людей и животных.

Воспитатель: Может ли растение жить без воды?

Давайте проведем интересный опыт и узнаем, сможет ли растение обойтись без воды.

Для эксперимента мы срежем два цветка и возьмем с собой в группу. В группе один цветок поставим в стакан с водой, а другой – в пустой стакан. В течение дня будем проверять состояние растений, и отмечать в календаре наблюдений.

Дети с воспитателем проверяют состояние растений через 30 минут, 1 час, 2 часа и более. Отмечают время, спустя которое появляются первые признаки увядания, а также время, когда увядание будет выражено сильно. Затем вместе с воспитателем проанализировать работу в календаре.

Воспитатель: Ребята, через какое время цветок без воды начал вянуть? Когда стебелек растения сильно наклонился? Когда листья и лепестки завяли без воды? В каком состоянии растение, стоящее в стакане с водой?

Воспитатель: Давайте проверим, восстановит ли силы завядшее растение, если поместим его в стакан с водой. Наши наблюдения отметим в календаре.

Исследуемый объект переносят из пустого стакана в стакан с водой и проверяют, сможет ли он восстановить прежний вид. В качестве контрольного -служит растение, которое изначально стояло в воде.

Воспитатель: Что же, ребята, получается? Смог ли цветок стать прежним? Восстановился ли его прежний вид? К какому же выводу мы пришли с вами?

Дети: Растение не может жить без воды.

Воспитатель: Первые признаки увядания появляются в первые минуты после среза растения. Как себя чувствует цветок, поставленный в воду?

Дети: Цветок в стакане с водой чувствует себя лучше.

Воспитатель: Следовательно, срезанные растения надо сразу же ставить в воду. Но срывать цветы ради забавы нельзя. Что будет, если каждый человек сорвет и бросит только один цветок на лугу?

Дети: Луг останется голым, без цветов.

Воспитатель: Так могут исчезнуть растения на Земле.

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял

И завял,

А сколько бы он на лугу

Простоял.




Список литературы:

  1. Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета – Ярославль: «Академия

развития», 2007.

  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна травы» — Москва: «Скрипторий 2003», 2006.


Использованные материалы:

  1. Ковалько В.И. «Вместе по лесу идём».

  2. Викторов В., стихотворение «Цветок на лугу».

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Духовное краеведение святого Белогорья»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: