Конспект урока окружающего мира «Помоги смешарикам отличить дерево от металла»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –
детский сад № 127









Конспект урока окружающего мира

«Помоги смешарикам отличить дерево от металла»















подготовила воспитатель

Сутырина Елена Ивановна





г. Дзержинск

2012г.



Цель: развитие речевой активности через экспериментирование

Образовательные задачи:

1. Продолжать формировать у детей навык в обследовании предметов

2. Продолжать формировать умение употреблять сложноподчинённые предложения

3. Закреплять умение образовывать слова — прилагательные и наречия от слов — существительных (металл – металлический, дерево – деревянный, лёгкий – легче, мягкий — мягче)

Развивающие задачи:

1. Активизировать и обогащать словарь детей словами — антонимами (тяжёлый – легкий, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой, холодный – тёплый, шершавый – гладкий)

2. Развивать интерес к окружающему миру через экспериментирование

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу

2. Воспитывать доброе отношение к окружающему миру

Предварительная работа: чтение книг познавательного цикла, познавательные беседы, рассматривание журналов о cмешариках, игры и упражнения по развитию речи

Методические приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, вопросы поискового и эвристического характера, моделирование, косвенные вопросы, поощрение детской самостоятельности и доброжелательности

Материалы к занятию: мольберт, шкатулка, письмо, демонстрационные плакаты – 2 шт., 10 карточек, 4 ложки, салфетки (10 шт.), металлические и деревянные кубики (по 10 шт.), мяч, деревянные и металлические игрушки, мешочек с предметами из дерева и металла, книжки-раскраски про «Смешариков», магнитофон с фонограммой

Индивидуальная работа: упражнять Максима М. и Лену Щ. употреблять сложноподчинённые предложения; упражнять Олю М.в назывании слов-антонимов.

Ход занятия

Действия и слова воспитателя

Действия детей и варианты ответов

Звучит музыка из мультсериала о «Смешариках»,

входят дети, встают полукругом

— Доброе утро, ребята! К вам в гости пришел Ёжик из страны «Смешариков». Он принес вам письмо. Узнаем от кого оно?

Здравствуйте!



Ёжик!

Да!

Воспитатель показывает конверт с изображением одного из героев мультфильма и зачитывает письмо

— Как вы думаете, от кого это письмо?

— Совершенно верно, это письмо пришло из страны «Смешариков» от известного ученого и изобретателя. А зовут его – Лосяш. Прочтём его:

Это письмо от Лосяша



«Здравствуйте дорогие ребята!

Я слышал, что вы умные и любознательные. Поэтому прошу вас, помочь Ёжику, — расскажите, чем отличаются деревянные предметы от металлических. Буду вам очень признателен. Надеюсь, вы справитесь. Лосяш.»

— Вы хотите помочь Ёжику? Тогда приглашаю вас сесть за столы.

— У вас на столах лежат металлические и деревянные предметы. Возьмите в одну руку один кубик, в другую – другой.

-Теперь разберёмся и расскажем Ёжику, чем же они отличаются: взвесьте их, скажите, какой кубик тяжелее?

— А про деревянный кубик как можно сказать, он какой?

Да!

( дети садятся за столы )


Дети берут деревянный и металлический кубики и взвешивают их на весах, имитируя движение весов



Металлический кубик тяжелее


Деревянный кубик легче

Деревянный кубик лёгкий

— Вот, Ёжик, запомни — это первой отличие. Ребята повторите для Ёжика его.

Деревянный кубик лёгкий, я металлический кубик тяжёлый

Воспитатель обращает внимание на два плаката с изображением дерева и машины.

А кто знает, из чего делают все деревянные предметы? Правильно, подсказка живёт в самом слове, послушайте, — де-ре-вянные предметы. Карточку, которая изображает лёгкость (пёрышко), мы определим к плакату дерево.

— А карточку, которая обозначает тяжесть (гиря), куда определим?

— Хорошо, первое отличие мы назвали.

Деревянные предметы сделаны из дерева.






Карточку, которая обозначает тяжесть, мы определим к плакату «Металл».

Ребята, зажмите кубики в ладошке и закройте глаза. Почувствуйте, какой кубик холоднее? Почувствовали? Теперь откройте глаза и скажите.


Металлический кубик холодне

Деревянный кубик теплее Металлический кубик холодны. Деревянный кубик тёплый

— Совершенно верно, деревянный кубик теплый. Мы назвали второе отличие. Повторим его для Ёжика.

— Знак тепла (солнышко) поставим… к дереву, а знак холода (снежинку)?

Металлический кубик холодный, а деревянный тёплый


Знак тепла поставим к дереву

Знак холода поставим к металл

— Предлагаю найти третье отличие. Для этого возьмите деревянный кубик и попробуйте процарапать им по металлическому

— Скажите, появляются ли царапины на металлическом кубике?

— А теперь возьмите металлический кубик и проведите им по деревянному. Что вы увидели, расскажите?

— Дерево какое? Как про него можно сказать?


Царапают деревянным кубиком по металлическому


Царапают металлическим кубиком по деревянному


Нет, царапины на металлическом кубике не появились


На деревянном кубике появились царапины

Мягкое, по сравнению с металлом

— Итак, какой вывод мы можем сделать? Запоминай, Ёжик, дети тебе подскажут

Деревянный кубик мягкий

металлический кубик твёрдый

— Разберёмся с карточками: карточку с изображением подушки куда определим? Подушка какая, твердая или мягкая?

— А карточку с камнем куда положим?


Карточку определим к плакату дерево. Дерево мягче

Карточку с камнем поставим к плакату металл. Металл – твёрже

Для того, чтобы узнать четвёртое отличие, я предлагаю поиграть на деревянных и металлических палочках


Воспитатель вызывает двух детей, предлагает постучать по очереди по металлическим и деревянным палочкам

— Послушайте, как звучат металлические палочки?

— А про деревянные палочки, что можно сказать?

Металлические палочки звучат звонко.

Деревянные палочки звучат не звонко, глухо.

— Теперь определимся с карточками. Карточка (колокольчик)…, почему?

Карточка (барабан)…, почему?

Карточку (колокольчик) определим к плакату металл, потому что металл звонкий.

Карточку (барабан) определим к плакату дерево, потому что дерево по звучанию глуше, глухое.

— Вот, Ёжик, и назвали тебе ребята главные отличия дерева от металла.

Возьми эти картинки, они тебе помогут их вспомнить


— А сейчас мы отдохнём,

Наши мышцы разомнём.

Приглашаю всех на смешариковскую физкультзарядку.

Дети выходят из-за столов и встают в круг

Физкультминутка Смешариков (автор Сутырина Е. И.)

Воспитатель сажает Совунью на стул в центр круга.

Смешарики, Смешарики

Рано утром встали.

Ходьба на месте

Потянулись, руки вверх, вперёд

Смешарики, Смешарики

Зарядку делать стали

Перекрёстные движения руками сверху вниз

Поднимание и опускание плеч

Руки вверх, руки вниз,

Крошу с Нюшей улыбнись.

Поднимание и опускание рук вперёд.

Повороты туловища вправо, влево.

Как Копатыч мы копаем,

Землю нашу удобряем.

Имитация копки, наклоны вниз

А потом домой пойдём,

Там Совунью мы найдём

Ходьба на месте, приседание

Пин, Бараш, Кар-карыч, Еж,

Каждый весел и пригож.

Повороты головой вверх вниз, вправо, влево

Руки вверх, хлопают

Всем понравилась зарядка?

Настроение в порядке!

Да!

Игра «Загадки от смешариков»

Стоя в кругу, воспитатель сажает Ёжика в круг

— Смешарики очень любят игру «Волшебный мешочек» и придумали для вас свои загадки, разгадаем их

Дети располагаются на ковре сидя по-турецки

Воспитатель достаёт деревянную шкатулку и металлическую тарелку

— Правила игры такие: нужно засунуть руку в мешочек, взять один предмет и, не вынимая руки рассказать о нём

— Начну я. Этот предмет лёгкий, гладкий, круглый. Я думаю, что это шарик. Проверим? Это действительно так. Шарик из дерева, он деревянный, я кладу его в деревянную шкатулку.

— Теперь твоя очередь.










Дети по очереди рассказывают о предметах в мешочке. Затем раскладывают по местам.

Игра «Продолжи фразу»

— Ребята я предлагаю поделиться своими впечатлениями с Ёжиком, например:

Я радуюсь, когда вокруг меня много добрых друзей!

— А ты?




Дети высказываются по схеме:- Я радуюсь, когда…

— Ребята, а в нашем конверте что-то осталось.


Воспитатель вынимает книжки — раскраски о смешариках

— Это подарки для вас от смешариков

Дети разбирают подарки

— Вы сегодня узнали много нового, а самое главное — помогли Совунье.

— А что вам понравилось на занятии ? Что вас удивило?

Мне с вами было очень интересно.

Наше занятие окончено. Спасибо!





До свиданья!

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Экологическое путешествие"





















Список используемой литературы:

1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками, Дошкольное воспитание, –2001г.- №5, с. 51-61.


2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога , Дошкольное воспитание. – 2002. — №10. – с. 82-90.

3. Горшкова Е., Учите детей общаться , Дошкольное воспитание. – 2000. — №12. – с. 91-93

4. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.

5. Крылова Н. М., Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей, Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста , сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999.

6. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада, Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.

7. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.

8. Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий, изд. «Сфера», Москва, 2005г.

9. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» — М.:  «Совершенство», 2003г.

10.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е, Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. Детство-Пресс, Москва, 2008г.
11. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 223с.

12. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду, Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999г.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: