Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –
детский сад № 127
Конспект урока окружающего мира
«Помоги смешарикам отличить дерево от металла»
подготовила воспитатель
Сутырина Елена Ивановна
г. Дзержинск
2012г.
Цель: развитие речевой активности через экспериментирование
Образовательные задачи:
1. Продолжать формировать у детей навык в обследовании предметов
2. Продолжать формировать умение употреблять сложноподчинённые предложения
3. Закреплять умение образовывать слова — прилагательные и наречия от слов — существительных (металл – металлический, дерево – деревянный, лёгкий – легче, мягкий — мягче)
Развивающие задачи:
1. Активизировать и обогащать словарь детей словами — антонимами (тяжёлый – легкий, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой, холодный – тёплый, шершавый – гладкий)
2. Развивать интерес к окружающему миру через экспериментирование
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу
2. Воспитывать доброе отношение к окружающему миру
Предварительная работа: чтение книг познавательного цикла, познавательные беседы, рассматривание журналов о cмешариках, игры и упражнения по развитию речи
Методические приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, вопросы поискового и эвристического характера, моделирование, косвенные вопросы, поощрение детской самостоятельности и доброжелательности
Материалы к занятию: мольберт, шкатулка, письмо, демонстрационные плакаты – 2 шт., 10 карточек, 4 ложки, салфетки (10 шт.), металлические и деревянные кубики (по 10 шт.), мяч, деревянные и металлические игрушки, мешочек с предметами из дерева и металла, книжки-раскраски про «Смешариков», магнитофон с фонограммой
Индивидуальная работа: упражнять Максима М. и Лену Щ. употреблять сложноподчинённые предложения; упражнять Олю М.в назывании слов-антонимов.
Ход занятия
Действия детей и варианты ответов | |
Звучит музыка из мультсериала о «Смешариках», входят дети, встают полукругом | |
— Доброе утро, ребята! К вам в гости пришел Ёжик из страны «Смешариков». Он принес вам письмо. Узнаем от кого оно? | Здравствуйте!
Ёжик! Да! |
Воспитатель показывает конверт с изображением одного из героев мультфильма и зачитывает письмо | |
— Как вы думаете, от кого это письмо? — Совершенно верно, это письмо пришло из страны «Смешариков» от известного ученого и изобретателя. А зовут его – Лосяш. Прочтём его: | Это письмо от Лосяша
|
«Здравствуйте дорогие ребята! Я слышал, что вы умные и любознательные. Поэтому прошу вас, помочь Ёжику, — расскажите, чем отличаются деревянные предметы от металлических. Буду вам очень признателен. Надеюсь, вы справитесь. Лосяш.» | |
— Вы хотите помочь Ёжику? Тогда приглашаю вас сесть за столы. — У вас на столах лежат металлические и деревянные предметы. Возьмите в одну руку один кубик, в другую – другой. -Теперь разберёмся и расскажем Ёжику, чем же они отличаются: взвесьте их, скажите, какой кубик тяжелее? — А про деревянный кубик как можно сказать, он какой? | Да! ( дети садятся за столы )
Дети берут деревянный и металлический кубики и взвешивают их на весах, имитируя движение весов
Металлический кубик тяжелее
Деревянный кубик легче Деревянный кубик лёгкий |
— Вот, Ёжик, запомни — это первой отличие. Ребята повторите для Ёжика его. | Деревянный кубик лёгкий, я металлический кубик тяжёлый |
Воспитатель обращает внимание на два плаката с изображением дерева и машины. | |
А кто знает, из чего делают все деревянные предметы? Правильно, подсказка живёт в самом слове, послушайте, — де-ре-вянные предметы. Карточку, которая изображает лёгкость (пёрышко), мы определим к плакату дерево. — А карточку, которая обозначает тяжесть (гиря), куда определим? — Хорошо, первое отличие мы назвали. | Деревянные предметы сделаны из дерева.
Карточку, которая обозначает тяжесть, мы определим к плакату «Металл». |
Ребята, зажмите кубики в ладошке и закройте глаза. Почувствуйте, какой кубик холоднее? Почувствовали? Теперь откройте глаза и скажите. |
Металлический кубик холодне Деревянный кубик теплее Металлический кубик холодны. Деревянный кубик тёплый |
— Совершенно верно, деревянный кубик теплый. Мы назвали второе отличие. Повторим его для Ёжика. — Знак тепла (солнышко) поставим… к дереву, а знак холода (снежинку)? | Металлический кубик холодный, а деревянный тёплый
Знак тепла поставим к дереву Знак холода поставим к металл |
— Предлагаю найти третье отличие. Для этого возьмите деревянный кубик и попробуйте процарапать им по металлическому — Скажите, появляются ли царапины на металлическом кубике? — А теперь возьмите металлический кубик и проведите им по деревянному. Что вы увидели, расскажите? — Дерево какое? Как про него можно сказать? |
Царапают деревянным кубиком по металлическому
Царапают металлическим кубиком по деревянному
Нет, царапины на металлическом кубике не появились
На деревянном кубике появились царапины Мягкое, по сравнению с металлом |
— Итак, какой вывод мы можем сделать? Запоминай, Ёжик, дети тебе подскажут | Деревянный кубик мягкий металлический кубик твёрдый |
— Разберёмся с карточками: карточку с изображением подушки куда определим? Подушка какая, твердая или мягкая? — А карточку с камнем куда положим? |
Карточку определим к плакату дерево. Дерево мягче Карточку с камнем поставим к плакату металл. Металл – твёрже |
Для того, чтобы узнать четвёртое отличие, я предлагаю поиграть на деревянных и металлических палочках |
|
Воспитатель вызывает двух детей, предлагает постучать по очереди по металлическим и деревянным палочкам | |
— Послушайте, как звучат металлические палочки? — А про деревянные палочки, что можно сказать? | Металлические палочки звучат звонко. Деревянные палочки звучат не звонко, глухо. |
— Теперь определимся с карточками. Карточка (колокольчик)…, почему? Карточка (барабан)…, почему? | Карточку (колокольчик) определим к плакату металл, потому что металл звонкий. Карточку (барабан) определим к плакату дерево, потому что дерево по звучанию глуше, глухое. |
— Вот, Ёжик, и назвали тебе ребята главные отличия дерева от металла. Возьми эти картинки, они тебе помогут их вспомнить |
|
— А сейчас мы отдохнём, Наши мышцы разомнём. Приглашаю всех на смешариковскую физкультзарядку. | Дети выходят из-за столов и встают в круг |
Физкультминутка Смешариков (автор Сутырина Е. И.) Воспитатель сажает Совунью на стул в центр круга. | |
Смешарики, Смешарики Рано утром встали. | Ходьба на месте Потянулись, руки вверх, вперёд |
Смешарики, Смешарики Зарядку делать стали | Перекрёстные движения руками сверху вниз Поднимание и опускание плеч |
Руки вверх, руки вниз, Крошу с Нюшей улыбнись. | Поднимание и опускание рук вперёд. Повороты туловища вправо, влево. |
Как Копатыч мы копаем, Землю нашу удобряем. | Имитация копки, наклоны вниз |
А потом домой пойдём, Там Совунью мы найдём | Ходьба на месте, приседание |
Пин, Бараш, Кар-карыч, Еж, Каждый весел и пригож. | Повороты головой вверх вниз, вправо, влево Руки вверх, хлопают |
Всем понравилась зарядка? Настроение в порядке! | Да! |
Игра «Загадки от смешариков» Стоя в кругу, воспитатель сажает Ёжика в круг | |
— Смешарики очень любят игру «Волшебный мешочек» и придумали для вас свои загадки, разгадаем их | Дети располагаются на ковре сидя по-турецки |
Воспитатель достаёт деревянную шкатулку и металлическую тарелку | |
— Правила игры такие: нужно засунуть руку в мешочек, взять один предмет и, не вынимая руки рассказать о нём — Начну я. Этот предмет лёгкий, гладкий, круглый. Я думаю, что это шарик. Проверим? Это действительно так. Шарик из дерева, он деревянный, я кладу его в деревянную шкатулку. — Теперь твоя очередь. | Дети по очереди рассказывают о предметах в мешочке. Затем раскладывают по местам. |
Игра «Продолжи фразу» | |
— Ребята я предлагаю поделиться своими впечатлениями с Ёжиком, например: Я радуюсь, когда вокруг меня много добрых друзей! — А ты? |
Дети высказываются по схеме:- Я радуюсь, когда… |
— Ребята, а в нашем конверте что-то осталось. |
|
Воспитатель вынимает книжки — раскраски о смешариках | |
— Это подарки для вас от смешариков | Дети разбирают подарки |
— Вы сегодня узнали много нового, а самое главное — помогли Совунье. — А что вам понравилось на занятии ? Что вас удивило? Мне с вами было очень интересно. Наше занятие окончено. Спасибо! |
До свиданья! |
Список используемой литературы:
1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками, Дошкольное воспитание, –2001г.- №5, с. 51-61.
2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога , Дошкольное воспитание. – 2002. — №10. – с. 82-90.
3. Горшкова Е., Учите детей общаться , Дошкольное воспитание. – 2000. — №12. – с. 91-93
4. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.
5. Крылова Н. М., Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей, Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста , сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999.
6. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада, Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.
7. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.
8. Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий, изд. «Сфера», Москва, 2005г.
9. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» — М.: «Совершенство», 2003г.
10.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е, Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. Детство-Пресс, Москва, 2008г.
11. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 223с.
12. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду, Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999г.