Конспект урока окружающего мира «Зимние явления природы»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики













Конспект урока окружающего мира

«Зимние явления природы»















подготовила

воспитатель

Симакова Татьяна Леонидовна


Чебоксары

декабрь 2012


Тема: « Зимние явления природы»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; продолжать учить самостоятельно, находить их в окружающей действительности.

-Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе, и особенностях существования растений зимой.

-Научить ребенка моделировать вещество и описывать его. Учить обыгрывать предполагаемые модели.

Развивающие задачи:

-Продолжать развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения.

-Развивать творческое воображение, умение находить и разрешать противоречия. Игры ТРИЗ: « Цепочка слов» -ЗИМА. «Мне нравится зима, потому что …»

— Развивать связную речь.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Словарная работа: зимушка-зима, волшебница, метель, пурга, вьюга.

Материал: иллюстрации о зиме, фишки, плоскостное изображение паровозика, вагончиков ( 10-15 штук) к игре « Цепочка слов». Альбомные листы, разнообразный изобразительный материал.

Структура занятия

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам отгадать загадку: « Лебедь белая на землю села, всю землю пухом одела. ( Зима)

Посещение « Выставки» зимнего пейзажа (Воспитатель оформляет выставку иллюстраций о зиме)



Вопросы:

-Нравится ли вам зима? Чем? Предлагаю поиграть в игру « Нравится — не нравится»

Игра «Нравится — не нравится»

Дети.

-Мне нравится зима, потому что можно кататься на санках, лыжах

-Мне нравится зима, потому что можно играть в снежки, лепить постройки.

-Мне нравится зима, потому что зимой Новый год.

-Мне нравится зима, потому что зимой у меня день рождения.

-Мне нравится зима, потому что можно надеть красивую шубу, шапку.

Воспитатель. Чем вам не нравится зима?

-Мне не нравится зима, потому что зимой холодно.

-Мне не нравится зима, потому что быстро становится темно.

-Мне не нравится зима, потому что в сильный мороз не погуляешь.

-Мне не нравится зима, потому что нужно одевать много зимней одежды.

Воспитатель. Как изменилась природа зимой? Какие признаки зимы вы знаете?

Дети: Зимой самые короткие дни и длинные ночи.

-Солнце стоит невысоко и греет мало.

-Небо часто серое, на нем облака.

-В сильные морозы снег идет крупинками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах вступает иней.

— Реки, озера покрываются льдом. В ветреную погоду метет поземка, метель.

Свежие документы:  Тема урока : «Солнце, растения и мы с вами». Учебник. УМК «Планета знаний» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «окружающий мир»

— Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

— Часто идет снег.

Воспитатель. Ребята, с чем можно сравнить снег?

Игра « Найди сравнения»

Дети. Снег можно сравнить с теплым одеялом.

-С облаком .

-С тополиным пухом, с поролоном.

-С пеной, сладкой ватой.

Воспитатель. Снег белый, как…

Дети. Как сахарный песок, как мука, лист бумаги, соль и т.д.

Воспитатель. С чем можно сравнить зиму? Зима холодная, как…

Дети. Как мороженое, как сосулька…

Воспитатель. Как зимуют растения?

Дети. Деревья, кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в сон.

Воспитатель. Почему деревья зимой спят?

Дети. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям.

Физкультминутка « Зимняя прогулка»

Воспитатель. Предлагаю отправиться на зимнюю прогулку.

Рано утром в парк ходили. Ходьба на месте.

Там снеговика лепили. Махи руками.

А потом с горы катались. Волнообразные движения руками.

Веселились и резвились. Прыжки.

В Таню кинули снежком Произвольные движения.

В Вову кинули снежком

В Мишу кинули снежком.

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой. Киваем головами.

Побежим скорей домой! Возвращаемся на места.

Разрешение проблемных ситуаций

Воспитатель. Ребята, мороз зимой должен быть, так как зима, и мороза не должно быть, чтобы люди и животные не мерзли. Как же быть? Предлагаю вам разрешить это противоречие.

Дети. Одеваться теплее.

-Обогревать свои дома.

-Животных греет шерсть.




Игра « Маленькие человечки» (Дети встают в круг)

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что в каждом веществе живут маленькие человечки. Есть они и в снеге, во льду и в воде. Почему лед такой крепкий и не тает зимой?

Дети. Потому что «маленьким человечкам » зимой холодно, и они крепко держатся за руки. Предлагаю вам превратиться в «маленьких человечков». Покажите, как они крепко держатся за руки.

(Воспитатель показывает движениями, что хочет пройти между детьми, но они крепко держатся за руки)

Воспитатель. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись и перестали крепко держаться за руки. Они стали касаться друг друга только плечами, локтями. Лед твердого состояния перешел в жидкое состояние, и получилась вода. (Воспитатель свободно проходит между детьми).

Так бывает, когда наступает потепление.

-Ребята, зима какая?

Игра « Цепочка слов»

(Воспитатель выставляет на фланелеграфе плоскостное изображение паровозика)

Воспитатель. Вот этот паровозик будет словом «зима», а вагончики- словами, которые вы подберете к слову « зима»

Свежие документы:  Контрольная работа по окружающему миру за 1 полугодие 1 класс

-Зима какая?

Дети. Красивая, снежная, белая, холодная, веселая, долгожданная, радостная, искристая, суровая, метельная зима и т.д.

Моделирование явлений природы, которые могут принять образ человека

Воспитатель. Предлагаю вам придумать образ «зимы» и зимних явлений в природе, на кого они могут быть похожи и нарисовать свои представления на бумаге. Вывешивается таблица



Образ

Зима

Метель

Вьюга

Пурга

Девушка





Старуха





Мальчик





Баба-яга





Старик






Дети переносят задуманный образ на бумагу, объясняют, почему выбрали этот образ.

Использованная литература


  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, ТЦ «Учитель»2002.

  2. Страунинг А.М. Страунинг М.А. Игра на развитие творческого воображения по книге Дж.Родари «Грамматика фантазии», Ростов –на- Дону ,1992.










скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: