Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему дует ветер?»






Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»

Каменского района Алтайского края











Конспект урока по окружающему миру

в 1 классе

«Почему дует ветер?»





подготовила

учитель начальных классов

Ермакова Татьяна Владимировна







с. Новоярки

2012



Тема: Почему дует ветер?

Цели урока:

  • дать представление о причинах возникновения ветра;

  • прививать детям навыки исследовательской работы;

  • развивать навыки работы с различными источниками учебной информации;

  • воспитывать навыки самостоятельной и групповой работы.

Оборудование:

  • штатив, свеча, легкий вентилятор из тонкой жести;

  • воздушный шарик;

  • Прозрачный стакан с водой и масло (подсолнечное)

  • презентация на слайдах

  • у детей: на столах ватманы, картинки: солнце, стрелки теплого и холодного воздуха, туча, земля, лучи солнца)

  • у каждого ребенка сигнальные карточки в виде лиц, с разным выражением – «смайлы» грустный – не понял, не согласен, ничего не получается и т.д.(), веселый – все понял, согласен, все получается ит.д.(), сомневающийся – не уверен в чем — либо (—)

.

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте! Садитесь.

2. Постановка темы и цели урока, проблемы урока

Сегодня на улице такой ветер, и откуда он только взялся?

Сейчас мы сами сделаем ветер. Помашите рукой у себя перед лицом.

— Ребята, а что такое ветер? (движение воздуха)

— Как вы думаете, ребята, почему дует ветер? (свободные высказывания детей)

-Что же нам делать – мнения у нас разные, а как же на самом деле, где истина?

— Мы можем посвятить наш урок разгадке этой тайны: почему дует ветер.

— Итак, давайте поставим цель нашего урока — узнать настоящую тайну — почему дует ветер (слайд 3)

Предлагаю вам на уроке побыть настоящими исследователями. Кто такие исследователи и чем они занимаются? (слайд 4) Дети высказываются, а учитель достает словарь и читает определение понятий «исследование» и «исследователь»

— Ребята, а как же мы будем разгадывать эту тайну, предлагаю подниматься по лестнице знаний (слайд 5)

1 ступенька: постановка цели урока;

2 ступенька: проведение и наблюдение опыта;

3 ступенька: изучение различных источников информации. Какие источники вы знаете? (прочитать об этом в умных книгах, спросить у взрослых, найти в других источниках – интернет)

4 ступенька: познание истины, открытие нового знания – конечная цель нашего урока.

— Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? (внимательность, сообразительность, дисциплинированность, сотрудничество, умение высказывать своё мнение и слушать другого человека) (слайд 6)

— Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира и узнать, почему дует ветер.

4. Совместное открытие нового. Движение по ступеням.

Итак, ребята, начинаем наше восхождение по лестнице нового знания, и незаметно для себя мы преодолели первую ступеньку, мы уже поставили цель нашего урока.

-Какая цель нашего урока? – (узнать, почему дует ветер.)

— Мы приблизились ко второй ступеньке познания: проведение и наблюдение опытов.

Опыт № 1

Учитель подходит к закрытой двери класса и держит в руке воздушный шарик.

— Ребята, а какой воздух теплее в классе или в коридоре? (в классе)

— А теперь посмотрите, что произойдет: учитель кладет шарик около двери и открывает дверь. (Шарик движется от двери в класс)

— Что произошло? Как вы думаете почему? (холодный воздух стремится в класс и вытесняет теплый воздух, который всегда поднимается вверх, шарик двигается)

— Получается небольшой ветер.

Опыт № 2

Учитель берет прозрачный сосуд с водой в одну руку, а в другую руку сосуд с подсолнечным маслом.

— Представьте себе, что вода – это холодный воздух, а масло – это тёплый воздух, а теперь посмотрите, что происходит: учитель выливает масло в воду, масло поднимается вверх.

— Что произошло, расскажите. (Масло находится вверху, а вода внизу) Мы представили, что вода – это холодный воздух, а масло – это тёплый воздух, значит, теплый воздух поднимается вверх, а холодный находится снизу.

Опыт № 3

На штатив закреплен кусочек толстой короткой проволоки, на которую нанизывается небольшой легкий вентилятор из тонкой жести (фольги), вниз подставляется горящая свеча, вентилятор начинает крутиться.

— Что происходит? (свеча горит, а вертушка крутится) почему крутится вертушка? (свеча нагревает воздух, он поднимается вверх и вызывает небольшой ветерок, который крутит вентилятор)

Чем похожи все три опыта? (во всех опытах участвуют холодный и теплый воздух, которые и вызывают ветер)

— А теперь немного отдохнем и будем двигаться дальше.

Физминутка. (слайд 7)

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише, деревцо все выше-выше.

— Итак, ребята, мы преодолели вторую ступень, и подошли к третьей ступени изучении различных источников информации.

— Ребята, вы не случайно сидите по группам, группа это маленький коллектив, в котором у каждого своя роль, посовещайтесь и выберите журналиста, художника, корреспондента и самого главного человека — командира, который будет выступать от вашей команды на класс.

(объясняются роли для каждого: художник выбирает нужное и наклеивает на плакат, журналист читает предложенный учителем текст, выбирает нужное и записывает, корреспондент берет интервью у взрослых, которые сидят в зале, командир координирует работу и помогает журналисту в работе над плакатом) (слайд 8, 9, 10, 11)

— А теперь приступаем к исполнению тех ролей, которые вы распределили. (5 мин дети работают в группах) А итогом вашей работы будет плакат, на котором вы изобразите, как образуется и почему дует ветер. Все необходимые детали для приклеивания у вас на столах: ватманы, картинки солнца, стрелки теплого и холодного воздуха, туча, земля, лучи солнца)

Защита плакатов (командиры выступают с плакатами у доски, объясняя, почему дует ветер)

— Все группы поработали, а теперь оцените свою работу в группе при помощи «смайлов». (Учитель еще раз напоминает, что означает каждый значок, обязательно обратить внимание на тех детей, у которых грустный или сомневающийся «смайл»)

— Ребята, а какой бывает ветер? (ответы детей)

Ветер бывает разный. (Слайд 12) Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое. Посмотрим, какие ошибки допустил художник при изображении действия ветра. Для этого откройте тетрадь на стр. 37, найдите задание №3.

— Молодцы! Вы нашли все ошибки.

— Так почему же дует ветер?

— Правильно, тёплый воздух поднимается вверх, а холодный занимает его место. — Как вы думаете, преодолели мы ещё одну ступеньку? Почему? А ещё что узнали?

5. Итог урока. Рефлексия

Какова была цель нашего урока? (Узнать, почему дует ветер). Кто считает, что мы добрались до последней ступени, познали истину и достигли нашей цели? Поднимите смайлик (учитель смотрит на поднятые «смайлы», если есть сомневающиеся, выслушивает детей, задавая вопрос «почему?»)

— Урок прошел не зря, и мы познали истину и достигли поставленной цели.

— На память о нашем уроке я дарю вам открытки с изображением сказочного ветра, а на обратной стороне открытки ваше домашнее задание (на выбор: придумать историю о ветерке или нарисовать волшебный ветерок)

— Спасибо за урок. Урок окончен.





























Список использованной литературы


1. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс. Учебник в 2-х частях М: «Просвещение», 2010.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях М: «Просвещение», 2010.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://900igr.net/kartinki/okruzhajuschij-mir/Pochemu-veter-duet/Pochemu-veter-duet.html

2. https://viki.rdf.ru/item/1393

3 https://krasnoflotckay.narod.ru/nahaln.htm)
4.
https://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/pochemu-duet-veter/

5.https://festival.1september.ru/articles/519992/











Свежие документы:  Проект урока окружающего мира в 1 классе «Мы - разные по внешнему виду»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: