Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Обобщение по теме «Организм человека»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа-интернат № 32»

города Москвы









Конспект урока по окружающему миру

в 3 классе


«Обобщение по теме «Организм человека»













подготовила

учитель начальных классов

Глядяева Елена Владимировна





г. Москва

2012


Цель: повторить, уточнить и обобщить знания учащихся по теме «Организм человека».





Задачи: учить практическому применению полученных знаний об организме человека; развивать навыки общения, эмоциональную сферу; способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, умения слаженно взаимодействовать в группах.





Оборудование: бинт-3шт.; перекись водорода-3шт.; зелёнка или йод-3шт.; вата-3шт.; пластырь-3шт.; красный фломастер; клей(у каждого); конверты с заданиями для команд; конверты с письмами-2шт.; повязка на «больной зуб»; для оформления класса картинки машин скорой помощи, доктора Айболита; жетоныза правильный ответ; карточки-помогайки; чистые листы А4 – 3шт; медицинские резиновые перчатки, медицинские маски, медицинские белые халаты и чепчики.







Форма проведения: ролевая игра.







У: Ребята, сегодня мы проверим знания, которые вы получили при изучении раздела «Организм человека». Но проверка эта будет не совсем обычной. Свои знания и умения вы используете во время сюжетно-ролевой игры, показав, как работают врачи. Куда обращается человек, если ему нужна срочная медицинская помощь?

Д: Вызывает «Скорую помощь».

У: Как вызвать «Скорую помощь»?

Д: Позвонить по телефону 03. Назвать адрес и коротко, но чётко указать причину вызова.

На доске вывешивается картина машины скорой помощи и номер 03.

У: Сейчас вы разделитесь на бригады врачей скорой помощи и покажете, как надо помогать людям сохранять своё здоровье. Работой каждой бригады руководит главный врач, он же распределяет задания между членами бригады. Прошу каждую бригаду выбрать главного врача, надеть белые халаты и занять свои места.

Дети делятся на три бригады и занимают свои места.

У: Перед тем как доверить врачам жизни людей, нужно быть уверенным, что они хорошо знают организм человека. Поэтому первые испытания проверят ваши теоретические знания.

Бригады получают карточки с заданиями. Коллективно готовят ответы. Выбирают одного представителя для ответа. За правильный ответ получают жетон. За исправление чужой ошибки, полагается дополнительный балл (жетон).





Задание бригаде №1.

Зачеркни лишнее, объясни свой выбор.

— глаз, нос, сердце

— лёгкие, желудок, носоглотка

— пищевод, кровь, желудок

Задание бригаде №2.

Зачеркни лишнее, объясни свой выбор.

почки, череп, позвоночник

глаз, артерия, сердце

— бронхи, уши, носоглотка

Задание бригаде №3.

Зачеркни лишнее, объясни свой выбор.

— эритроциты, кровь, желудок

почки, череп, рёбра

— вены, бронхи, сердце

Подведение результатов работы.

У: А сейчас отгадайте мою загадку…

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …

Кто придумал этого замечательного литературного персонажа?

Д: Корней Иванович Чуковский

На доске появляется картинка Айболита и карточка-помощница плана ответа


Орган

Система

Врач

Рекомендации

Упражнения

У: Доктор Айболит хочет проверить ваши знания по анатомии и физиологии. Он хочет убедиться, что вы сумеете правильно определить любой орган человеческого организма. Поэтому следующее задание – узнать орган по описанию, указать, к какой системе нашего организма он относится, какой врач занимается его лечением, что нужно делать, чтобы сохранить этот орган здоровым и, если возможно, показать несколько упражнений, полезных для этого органа и системы в целом. А чтобы вам было легче справиться с заданием, Айболит приготовил для вас карточку-помощницу.

Задание бригаде №1.

Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью этого органа. Это самый водянистый орган в нашем организме, он на 90% состоит из воды. Снаружи он покрыт оболочкой, внутри наполнен стекловидным прозрачным веществом вроде желе.

Д: Это глаз. Относится к органам чувств.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Кожа-орган осязания"

Врач, который лечит этот орган – окулист (офтальмолог).

Правила сохранения зрения: (возможный вариант)

 1.  При просмотре телевизора, располагайтесь на расстоянии 4-5
                   метров от него.
                   2.  Если вы работаете за компьютером, то делайте перерыв на 15
                   минут, через каждые 1,5-2 часа.
                   3.  За компьютером желательно работать в специальных
                   компьютерных очках.
                   4.  Не читайте при плохом освещении.
                   5.  Не стоит читать, когда книга (журнал) находится в тряске (в
                   общественном транспорте, на ходу и т.п.).
                   6.  В солнечную погоду, лучше ходить в солнцезащитных очках.
                   7.  При утомлении глаз, простейший способ создания отдыха
                   глазам – прикладывание ладоней на закрытые глаза в течении 15
                   секунд. Повторять 3-4 раза.
                   8.  Проверять зрение у врача-офтальмолога нужно хотя бы один
                   раз в год.
                   9.  Не желательно смотреть телевизор, а также работать за
                   компьютером при плохом освещении.

                   

Упражнения для снятия напряжения с глаз: (дети могут привести несколько упражнений для примера, которые выполняет весь класс)

Комплекс для снятия утомления и расслабления глазных мышц

1. Исходная поза (и.п.) — стоя:

а) смотреть прямо перед собой 2—3 сек.;
б) поставить указательный палец на расстоянии 25—30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3—5 сек., опустить руку, повторить 4—5 раз.

2. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч:

а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;
б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;
в) опустить голову, смотреть на носок правой ноги;
г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты.

Повторить 3—4 раза.

3. И.п. — стоя у окна (без очков):

а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;
б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;
в) посмотреть на облака или летящую птицу;
г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге.

Повторить 2 раза.


Комплекс для снятия статического напряжения с мышц глаза и улучшения кровообращения

1. И.п. — сидя. Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек. (5—6 раз подряд).
2. И.п. — сидя. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3—4 раза).
3. И.п. — сидя. Вращение глазами по кругу по 2—3 сек. (3—4 раза).
4. И.п. — сидя. Быстрое моргание в течение 1—2 мин.
5. И.п. — стоя перед окном: смотреть вдаль 3—4 мин.







Задание бригаде №2.

Они состоят из «пузырьков», не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь.

Д: Это лёгкие. Относятся к дыхательной системе. Врач – пульмонолог.

Для профилактики лёгочных заболеваний нужно больше находиться на свежем воздухе, чаще проветривать помещения, одеваться по погоде, закалять свой организм и не курить.

Примеры дыхательных упражнений: (выполняют все)

И.п. – стоя, опираясь о стол руками, вытянутыми на ширине плеч. Поднять плечи – вдох, опустить, произнося звук «у-у-у» — выдох. Повторить 2-4 раза. Темп – медленный.

И.п. – то же. Отвести правую руку в сторону – вдох, вернуться в и.п. – выдох со звуком «ж-ж-ж» или «з-з-з». То же левой рукой. Повторить 2-4 раза. Темп – медленный.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены и сцеплены в «замок». Поднять руки вверх – вдох, опустить между ногами, произнося «ух», — выдох. Повторить 2-4 раза. Темп – средний.



Задание бригаде №3.

Эта часть нашего организма определяет форму и размер человека. Состоит более чем из 200 частей, соединённых между собой. Все эти части необычайно прочные.

Д: Это кости или скелет человека. Относятся к опорно-двигательной системе. Врач – ортопед.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Вода и воздух"

Как правильно сидеть

Сидя на стуле, старайтесь сильно не напрягать мышцы спины, пусть все будет естественно. Особенно важно сохранить естественный изгиб в области поясницы. спина опирается на спинку стула.

Сидеть необходимо прямо, не нагибая туловище и не наклоняя голову вперед.

Регулируя высоту стула, обратите внимание, что высота сидения не должна превышать длины голени, а глубина – не более 2/3 длины бедра.

Опирайтесь поверхностью стопы на пол при сидении на стуле.

Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

Расстояние до книги или монитора должно быть не менее 40-50 см.


Упражнения для улучшения осанки (дети приводят 2-3 упражнения, которые выполняют все)

1. И. п. — стойка у стены в положении правильной осанки. Сделав шаг вперед, сохраните позу в течение 2-3 с. Вернитесь в и. п. Проверьте осанку. 8-10 раз.

2. И. п. — то же. Шаг вперед, руки в стороны. Присядьте, руки вперед. Сидя же, переведите руки в стороны, опустите вниз. Вернитесь в и. п. Следите за сохранением правильного положения головы, плеч, живота, таза. 8-10 раз.

Выполняя упражнения 1 и 2, на голову можно положить книгу.

3. И. п. — сидя на стуле. Поднимите руки в стороны — вверх, сведите лопатки. В этом положении согните руки, положите ладони на лопатки как можно ниже. Локти максимально разверните. Вернитесь в и. п. 10-12 раз.

4. И. п. — о. с. Правая рука вверху, левая внизу. Согните руки в локтях и постарайтесь соединить пальцы обеих рук за спиной в замок. Вернитесь в и. п. Повторите упражнение, меняя положение рук. 6-8 раз с каждой руки.

5. И. п. — о. с. На каждый счет подавайте вверх плечи вперед и назад. 10-15 раз.

6. И. п. — сидя на краю стула. Руками обопритесь о сиденье, локти отведены назад. Сильно прогнитесь в грудной части позвоночника, голову назад. Вернитесь в и. п. 10 раз.

7. И. п. — стойка на коленях с опорой на руки, голова опущена. На счет раз — прогнуться, голову вверх, старайтесь сильнее напрячь мышцы поясницы. На счет два — согнуть спину, голову вниз. 10-15 раз.

8. И. п. — о. с. Положите на голову книгу и ходите по комнате с различными движениями рук (в стороны, вперед, вверх) с легкими и глубокими приседаниями.



Подведение результатов работы.

У: А теперь мы перейдём к проверке практических умений и навыков. Вы показали основательность ваших знаний и можете приступить к медицинской практике. Окажите первую медицинскую помощь людям, получившим порезы. Бригады должны правильно обработать рану, не причинив лишней боли пострадавшему, ведь настоящий врач должен быть ещё и милосердным, проявлять сострадание к своим пациентам.

Учитель приклеивает на разные части тела выбранных игроков пластырь с нарисованным порезом и «пострадавшие» идут в соседние бригады. После выполнения задания проверяется качество перевязки, «пациенты» дают отзывы о работе бригад.

Подведение результатов работы.

У: К сожалению, в нашем огромном городе каждый день происходят ДТП. Первые, кто прибывают на место ДТП – это бригады скорой помощи. И сейчас вашим бригадам предстоит выполнить сложнейшую и ответственейшую работу – собрать буквально по косточкам человека, попавшего в ДТП.

Бригады получают лист бумаги и бумажный скелет человека, разрезанный на детали. Наклеивают их на единый лист бумаги.

Подведение результатов работы.

У: Ребята, сегодня утром к нам в пункт «Скорой помощи» пришли письма, в которых ваши ровесники описывают неприятные болезненные симптомы, которые они регулярно испытывают. Познакомьтесь с письмами, постарайтесь установить возможные причины недомоганий, дайте рекомендации по их устранению.



Письмо первое.

У меня часто к четвёртому уроку начинает болеть голова. Из-за этого я не могу ничего решить по математике или понять что-то на других уроках. После прогулки мне лучше, я даже в течение часа хорошо выполняю домашнее задание, а потом опять — головная боль, ошибки. С некоторыми ребятами из нашего класса происходит то же самое. Почему?

Д: Скорее всего плохо на перемене проветривают класс. Нужно соблюдать режим проветривания – на каждой перемене. И ещё не помешало бы ребятам записаться в спортивную секцию и заняться спортом. (Возможны варианты ответов.)



Письмо второе.

Я не очень люблю школьные завтраки и обеды, поэтому вместо них покупаю чипсы и «Спрайт», иногда беру бутерброды и вафли. Так вкусно! Только настроение всё равно плохое: на уроках-то я получаю тройки. Мама говорит, что плохие оценки – из-за плохой еды. Разве такое может быть?

Д: Может. Мальчик ест однообразную пищу, в ней нет нужного количества необходимых питательных веществ. Мозг не получает нужного питания и плохо справляется со своей работой. Надо правильно питаться: есть овощи, фрукты, молочные продукты, рыбу, мясо. Тогда постепенно успеваемость может улучшиться, но для этого всё равно необходимо ещё и заниматься.



Письмо третье (звуковое).

Заранее подготовленный ученик с повязкой на щеке рассказывает свою историю.

Здравствуйте, ребята! Меня почему-то часто беспокоят зубные боли. Но ведь я стараюсь по утрам чистить зубы, когда не опаздываю в школу. А к врачу идти страшно! Да и зуб поболит, а потом проходит. И так уже несколько раз. Почему мне так не везёт?

Д: К стоматологу нужно идти обязательно. Даже если зубы не болят, раз в полгода надо ходить на приём к врачу в целях профилактики. Зубы надо чистить не только утром, но и вечером, да к тому же правильно. Надо пользоваться зубной нитью, полоскать рот после еды и есть меньше сладкого.

Подведение результатов работы. Считается количество жетонов у каждой бригады. Выявляется бригада-победитель.

У: Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, она вам понравилась? Чему научила вас эта игра? Что в ней было самым главным?

Выслушиваются ответы детей.

У: А закончить нашу игру я хочу словами стихотворения-пожелания.

Здравствуй! – обращаюсь я с приветом.

«Здравствуй» — наилучшее из слов

Для того, кто в грозном мире этом

Хочет, чтобы каждый был здоров.

Здравствуй тот, кто цвет растит весенний,

Кто всегда людскую жизнь берёг,

Кто работает всё вдохновенней,

Чтоб земля не ведала тревог.

Здравствуйте и вы, сады в расцвете,

Пусть плоды свисают до земли,

Чтобы даже маленькие дети

Дотянуться до плодов могли.

Здравствуй, рек и родников прохлада,

Чистая вода, источник благ,

Если же гореть чему-то надо,

Пусть пылает под котлом очаг!

Будьте, яблоки мои, здоровы,

Созревайте ярко и легко.

Будь здоров, пахучий хлеб подовый,

Будь здорово, в крынках молоко!

Здравствуйте и вы, дожди и грозы.

Пусть растут и утром и в ночи

Наши жизнерадостные лозы,

Наши полнокровные бахчи!

Здравствуй, солнце, здравствуй, день высокий,

Эту подаривший мне зарю,

Здравствуйте, рифмованные строки,-

Солнце я за вас благодарю!

Будем здравствовать, работать будем,

Чтобы мир повсюду стал хорош…

Пожелай здоровья добрым людям,

И тогда до цели ты дойдёшь!





Список используемой литературы



  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.- М.: ОАО «Просвещение», 2008

  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс. – М.: «ВАКО», 2008



Используемые Интернет-ресурсы

  1. images.yandex.ru/yandsearch

  2. www.vashaibolit.ru/5236-sposobycohraneniyazreniyacheloveka.html

  3. Otvetkak.ru/sports-nutrition/uprazhneniya-dlya-uluchsheniya-osanki.html

12


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: