Конспект урока по Окружающему миру «Вода, ее свойства» 3 класс


Тема урока: «Вода, ее свойства»

Данная рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности» 3 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности» 2008 года и авторской программы по окружающему миру жизнедеятельности для 3 класса автора Плешакова А. А. и основам безопасности жизнедеятельности.

— Раздел второй: «Это удивительная природа»(19часов)

— Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности в 3 классе составит 68 часов.

Цель урока:

Ознакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологической чистой воды для жизни всего живого на Земле.

Оборудование:

1.Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) –

у учителя и каждого ученика.

2. Глобус.

3. Рисунки, картинки для аппликации «Вода в жизни всего живого».

4. Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; штатив – на каждую группу (практические работы можно проводить по группам).

5. Толченый мел; кристаллы медного купороса и марганцовки.

6. Конверт с карточками – «Ключ» к практической работе.

7. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, сюжеты из интернета.

8. «Моя первая энциклопедия», серия книг «Кто это? Что это?»

Ход урока

I.Организационный момент, сообщение темы задачи урока.

-Отгадайте загадку, и вы узнаете, какое вещество будем изучать на уроке.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.(Вода)

(слайды с рисунками воды)

— Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.

II.Проверка домашнего задания

Для проверки домашнего задания можно провести краткий фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя» (учебник, с. 48)

Для индивидуальной работы можно предложить задания №16, 17, 18 с. 10 (100 задании по природоведению)

Перечислите свойства воздуха.

-Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?

-Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

-От чего загрязняется воздух?

-Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

Пока ведется работа с классом, некоторые ученики получают карточки с индивидуальными заданиями и ответы (приложение)

А теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами: (слайды)

1.Что такое воздух?

в) Воздух- смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа;

б) Воздух- вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа;

2. В каком случае основные свойства воздуха указаны, верно?

а) Голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

о) Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный;

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) при нагревании воздух сжимается.

4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

а) углекислый газ;

к) кислород;

т) азот. (ответ: ВОДА)

III. Работа по теме урока

Что такое вода (лекция учителя и подготовившихся учеников)

— Как вы думаете, много ли воды на Земле? (рассказ учителя)

Свежие документы:  Конспкт урока для 3 класса «Что такое почва?»

— Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный- голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д. Вода ест и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Рассказ ученика: Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок — вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Рассказ ученика: Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состава крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Человеку в сутки требуется более 2литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Рассказ учителя: (Слайды «Вода в жизни человека, растений и животных»)

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только «поит», но еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это самая большая удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, — ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода! Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

IV. Практическая работа(Дежурные раздают лотки с лабораторной посудой)

Ключ к практической работе можно найти в учебнике (с.51). По ходу выполнения практической работы все данные вносятся в рабочую тетрадь( с.22 №3).

Опыт 1 Какова прозрачность воды? Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно ставить опыт?

В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве это говорит? (ответы учеников) Вывод: Вода прозрачна. (запись в тетрадях)

Опыт 2 Какого цвета вода? На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать что вода синяя? Желтая? Зеленая? Красная? Белая? (ответы учеников) -Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. –Какой вывод сделаем? Вывод: Вода бесцветна. (запись в тетрадях)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Земноводные, пресмыкающиеся, их разновидности. Животные"

Опыт 3 Каков запах воды? Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода. Понюхайте ее и сделайте вывод. (ответы учеников) Вывод: Вода прозрачна. (запись в тетрадях)

Опыт 4 Вода растворитель. Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой столько же глины или измельченного мела. Помешать воду.

-Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (ответы учеников)

— Вода растворила соль (или сахар).

Мел (или глина) осела на дно стакана. (ответы учеников) Вывод: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются. (запись в тетрадях)

Из истории: С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получит и в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

Опыт делает учитель: готовим 3 стакана: первый –с медный купорос, второй- марганцовка, третьи- напиток в порошке (ответы учеников)

— Вода растворила все кристаллы.

Учитель: Да, вода растворитель. Мы получили — раствор для опрыскивания кустов от вредителей, для дезинфекции ран, напиток.

Опыт 5 —Можно ли очистить мутную воду или воду с примесями песка и глины?

— Приготовьте стакан с мутной воды, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр. Фильтр – это приспособление для чистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам. Вставьте в воронку.

По стеклянной палочке вливаем в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая протекает из воронки. Проверьте его на прозрачность. Не растворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш. Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6 (Опыт делает учитель) — Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

— Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

-Почему? (ответы учеников) — Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается. Как вы это объясните? (ответы учеников). Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Опыт 6 -Что случится с водой, если ее вылить из посуды? (ответы учеников) Она растекается в разные стороны.

— Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность? (ответы учеников)Вода стекает в уклон. Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Какое же свойство воды проявляется? (ответы учеников). Вывод: вода течет(свойство – текучесть) Именно с этими свойствами мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Физкультминутка Льется чистая водится

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

-О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки? (ответы учеников) Вода растворитель, текучесть воды.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Осень. Деревья»

VI. Работа по теме Бережное отношение к воде(лекция учителя в сопровождении слайдов ). Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможно без воды. Вода- одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья. Схема в слайде:

Состав воды

Водород кислород примеси минеральные соли

Работа в рабочей тетради С.22 №5

— Прочитайте. Как располагаются частицы воды при нагревании. Нарисуйте. Объясните.(Частицы начинают двигаться быстрее промежутки между ними увеличиваются)

-Как располагаются частицы воды при охлаждении. Нарисуйте. Объясните.(Частицы начинают двигаться медленнее промежутки между ними уменьшаются)

VII. Практическое задание «Готовим воду для питья» (можно пригласить учителя химии, биологии, можно провести самому учителю)

— Расскажите, какие требования предъявляются к воде для питья. Обратите внимание, что питьевая вода не должна содержать не только вредные примеси, но и микроорганизмы, поэтому ее необходимо кипятить или специально дезинфицировать. Проведем в два этапа очистку воды, взятой из различных природных источников (или специально загрязненную воду, воду из аквариума и т. д.)

Сначала профильтруйте воду через сетку, дуршлаг, несколько сит с ячейками разного размера, через бумажный или многослойный тканевый фильтр. Это очистит ее от механических примесей, мусора, песка, ила, мелкой пыли.

Затем прокипятите профильтрованную воду (или можно добавить кристаллик марганцовки), чтобы очистить ее от болезнетворных микроорганизмов. Обратите внимание на то, что, отправляясь в лес, в поход всегда следует взять с собой несколько чистых кусочков марли или ткани, а также вместе с бинтом и йодом – марганцовку (перманганат калия). Достаточно всего двух кристаллов этого вещества на ведро воды для гарантированной дезинфекции воды.

VIII. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Может ли человек прожить без воды?

-Назовите свойства воды.

IX. Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с.52)

  2. Выполнить задание 1, 2(учебник, с.57)

  3. С.22 №4 (рабочая тетрадь)



Приложение

Карточка 1

Какие свойства имеет воздух? Ответ напишите.

Карточка 2

Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни животных, растении? Ответ напишите.

Карточка 3

Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом, не замерзают? Ответ напишите.

Карточка 4

Почему легче дышать в местах, где много растений? Ответ напишите



Ответы:

Карточка1: Без цвета, запаха, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

Карточка2: Зимой растения не замерзают под снегом. Температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, тепло тела птицы сохраняется.

Карточка3: Зимой растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который находится в снегу, плохо проводит тепло, и температура под снегом выше, чем температура воздуха.

Карточка4: Растения- зеленые легкие планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: