Конспект урока на тему «Многообразие, значение и охрана земноводных»


Ефремкина Н.Н.

Тема: Многообразие, значение и охрана земноводных

Задачи урока:

1. Образовательная:

— Познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека.

— Познакомить с земноводными, занесёнными в Красную книгу.

— сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.

2. Развивающая:

— Развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

— Развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать.

— Развивать память.

3. Воспитательная:

— Осуществлять экологическое воспитание учащихся.

— Воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.

Тип урока: раскрывающий содержание темы

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: картинки с изображением земноводных, скелет лягушки.

План урока


1. Организационный момент.


2. Актуализация знаний:

1) Фронтальная беседа.


3. Изучение нового материала:

1) Многообразие земноводных.

2) Значение земноводных.

3) Охрана земноводных.


4. Закрепление знаний:

1) Кроссворд «Земноводные»

2) Игры «Убери лишнее», «Определи название отряда»


5. Домашнее задание


6. Итог урока.

Ход урока


1. Организационный момент:

Учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует детей.

2. Актуализация знаний учащихся:

1) Фронтальный опрос:

— Почему животных, которых мы изучаем, назвали – земноводные?

— К тепло или холоднокровным относятся земноводные?

— Из каких частей состоит тело лягушки?

— С помощью, каких органов дышат з/в?

— Какими качествами обладает кожа з/в?

— Сколько кругов кровообращения?

— Сколько камер в сердце лягушки? А головастика?

— В чем заключается различие между взрослой лягушкой и головастиком?

— От кого произошли з/в?


3. Изучение нового материала

Современные земноводные представлены приблизительно 5000 видов.

Как вам уже известно, класс Земноводные подразделяют на 3 отряда.

— На какие?

Наиболее древняя группа – это хвостатые земноводные. А самая молодая – безногие.

Итак, сегодня мы с вами, познакомимся с многообразием земноводных, их значением в природе и для человека.

Среди амфибий, также как и среди людей, имеются свои рекордсмены. Разумеется, сами рекордсмены себя представить не могут. Поэтому за них это сделают ваши одноклассники.

Название земноводного

Чем знаменито?

Жаба-ага

Самая большая жаба из известных науке – жаба-ага (bufo marinus), обитающая в тропической зоне Южной Америки и в Австралии. Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г. в 1991 года, согласно приведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащему Хакену Форсберну, Швеция, составляла 2,65 кг, а длина от кончика морды до анального отверстия в вытянутом состоянии – 53,9 см. Имеет наиболее ороговевшую кожу и соответственно наиболее совершенно развитое легкое среди земноводных. Яд этой жабы сильнодействующий.

Южноамериканские лягушки-древолазы

Самые ядовитые среди земноводных – южноамериканские лягушки-древолазы (dendrobates tinctorius). Это также самые ядовитые в мире наземных позвоночных; их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают им стрелы. Малейшая ранка от такой стрелы может быть смертельной.


Сибирский углозуб

Самые северные земноводные – сибирский углозуб (Salamandrella keyserlingii), а также остромордая лягушка (Rana terrestris Andrzejewski) и сибирская лягушка (Rana cruenta Pall). Ареалы этих видов заходят за Северный Полярный круг, а сибирский углозуб даже встречается в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до –45 ° С , способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает не одно другое позвоночное животное.

Лягушка-голиаф

 Из бесхвостых земноводных самая большая – лягушка-голиаф (rana goliaph). Они достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами – более полуметра. В апреле 1989 года житель Сиэтла, штат Вашингтон, Энди Кофман поймал лягушку, которая весила 3,66 кг. Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100 км – в Камерунских горных реках с водопадами.

Саламандра исполинская

Самое крупное современное земноводное, достигающее длины1,5-1,6 м в длину, — саламандра исполинская (andrias japonicus) живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии. Мясо саламандр издавна считалось в этих странах деликатесом. Малоподвижное живое мясо становиться добычей человека, поэтому в наше время оно почти полностью истреблено.

Филломедуза сауваш

Филломедуза Сауваш (phyllomedusa sauvagei) , жительница полупустынь Южной Америки, особые железы которой вырабатывают воск, делая кожу водонепроницаемой, теперь вызывает интерес не только этим. Из её кожи выделено необыкновенное вещество. Оно действует в одиннадцать раз сильнее, чем прославленные обезболивающее морфин.

Амфибия кибинский карлик

Самая маленькая лягушка и одновременно самая маленькая амфибия – кубинский карлик (sminthilus limbatos), обитающий на Кубе; длина достигшей полного развития особи от кончика морды до анального отверстия составляет 0,85-1,2.

И это еще далеко не все достижения земноводных.

Для того, чтобы еще более подробно познакомиться со значением Земноводных в природе и для человека, вы сейчас прочитаете текст учебника со стр. 187-188.


Итак, каково же значение Земноводных в природе и для человека?



Слово учителя.






Ответы обучающихся.

Слово учителя.


Выступления с рефератами.








































































Индивидуальная работа с учебником.


Индивидуальные ответы обучающихся


Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Известные люди Великобритании и России"
4. Закрепление.

1) Решите кроссворд — в клетки нужно вписать названия земноводных, заканчивающихся на букву А( на плакате)



ж

а

б

А



к

в

а

к

ш

А


л

я

г

у

ш

к

А


ж

е

р

л

я

н

к

А

с

а

л

а

м

а

н

д

р

А


2) Игра «Убери лишнее»: обыкновенная квакша, серая жаба, гребенчатый тритон; травяная лягушка остромордая лягушка, жаба- ага; гребенчатый тритон, исполинская саламандра, кольчатая червяга.


3) Какие утверждения верны?

Стр. 189.

5. Домашнее задание:

1) §39, повторить общую характеристику земноводных

2) Устно ответить на вопросы «Проверь себя» со стр. 188.

3) Написать мини-сочинение на тему «Что было бы с Землей если бы исчезли все Земноводные.»

6. Итог урока:

Заключительное слово учителя: Ребята, сегодня вы узнали, сколько заслуг у з/в перед человечеством, но если бы их не было, к ним относиться всё равно нужно бережно. Ведь они, как и мы, часть природы.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: