Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе «Путешествие по родному краю»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл











Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе

«Путешествие по родному краю»





подготовила

учитель начальных классов

Буклаева Светлана Викторовна











г. Козьмодемьянск
2014



Внеклассное мероприятие « Путешествие по родному краю».

Цель: Расширять знания детей о родном крае; воспитывать любовь к родному краю, к природе родного края.

Ход:

Учитель:

Наш марийский край… Необыкновенно красив он летом и зимой, ранней весной и золотой осенью. Прекрасны леса, реки и озёра, многообразен животный мир.

Краем вековых сосен и лесных озёр, колосящихся полей и цветущих лугов, красивых усадеб и городов предстаёт наша республика перед её гостями.

Ведущий.

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю. Нам поможет в этом устный журнал.

Итак, открываем первую страницу журнала. Она называется « Край мой марийский».

Волнует сердце сторона родная

Всем, что увидит мой сыновний взор:

Платками белыми, гусиной стаей,

Серебряными слитками озёр;

Комбайнами, идущими по полю,

Дыханием электропил в лесах,

Пробежкой лося, травами по пояс

И журавлиным клином в небесах.

И, забывая горький день вчерашний,

Неутомимый. Славный мой народ

Идёт тропою по росе на пашню,

Спешит на лесосеку, на завод.

Родной республики преображенье

Я вижу каждодневно наяву…

С народом вместе – этим я живу. ( С. Вишневский)

1 ученик

Взгляните на карту республики. Она напоминает красивый ковёр, сотканный из зелёных лесов и голубых озёр, речных долин, прорезанных голубыми лентами Ветлуги, Илети, Суры, Большой и Малой Кокшаги, впадающих в Волгу. Общая протяжённость всех рек Республики Марий Эл составляет около 7,5 тыс. км.

Родник серебряный в лесу

Нашёл я за деревней.

Листву резную на весу

Над ним дуб держит древний.

Из родника водицу пью

Настой целебный точно,

И кружит голову мою

Густой туман цветочный.

Бежит, прозрачна. Как слеза.

Из родника речушка…

Считает ей иль мне года

Пророчица – кукушка.

Г. Гребнев.

Волга – самая длинная и многоводная река Европы, протекает по нашей республике на протяжении 155 км. Хороша Волга в дни цветения садов, прелестна Волга летом, когда по ней плывут белоснежные пароходы, тяжело груженные баржи и маленькие лодки рыбаков. На берегах реки расположились пристани городов Йошкар – Олы, Волжска, Звенигово, Козьмодемьянска.

Недюжинной силой

По милости природы

Владеет Волга наша,

Над ней висят мосты,

Она турбины крутит,

Качает теплоходы,

Течёт в рыбацкий невод,

По ней плывут плоты.

Она нам дарит рыбу,

Весь день бурлит в работе.

Её огромной силе

Её дела под стать.

Г. Матюковский.

Посмотрите, сколько на карте голубых пятнышек. Это озёра. Их в нашем крае более двухсот. Они, как голубые куски неба в зелёной оправе берегов, рассеяны по всей территории республики, особенно много их в юго — западной части. А сколько рыбы в озёрах? Обратите внимание на их названия: Щучье, Сомино, Окунёво, Карась. Многие озёра, такие как Яльчик, Таир, Кичиер, Шап представляют собой прекрасные места для отдыха. Там построены санатории, базы отдыха, детские лагеря.

Свежие документы:  План – конспект урока окружающего мира во 2 классе « Лес как природное сообщество»

А лес с каждым днём хорошеет,

Свистит на ветвях соловей.

И старый Таир молодеет

И ждёт появленья друзей.

Глядит он и ждёт не дождётся,

Когда в тишине, на весь лес

Трубы медный голос раздастся,

Раскатится эхо окрест;

Когда загремят барабаны

И в синее небо, в зенит,

Полотнище русского флага

Жар – птицей над лесом взлетит.

Ребята в гостях у Таира!

Ладонями волн и мостов

Он хлопает ласково, нежно

Смеющихся озорников.

Г. Матюковский

Ведущий.

Открываем вторую страницу журнала « Лесная книга». Прослушав её, вы подробнее узнаете, как богаты и щедры наши леса.

Наш марийский край расположен в лесной зоне. Больше половины её площади занимают леса. Лес красив во все времена года. Прекрасны стройные высокие сосны, раскидистые ели. А как легко дышится в сосновом лесу.

Здесь ручей самый быстрый струится,

Здесь листва, как старинная медь,

Здесь поют полным голосом птицы,

Ест горстями малину медведь.

Всё вокруг говорит о доверье-

Светлый лес с островками цветов.

Не боятся здесь птицы и звери

Человеческих громких шагов.

А отсюда ты выйдешь добрее,

Мир зелёный всем сердцем любя.

И до самой дороги деревья,

Как родного проводят тебя.

Р. Фархади.

Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека.

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книжка, карта? Лес! Лес!

Оглянись, всё вокруг-

Это наш зелёный друг.

А как вкусно нас кормит лес! Грибов в нашей стране собирают до 150 тысяч тонн, а ягод — несколько миллионов тонн в год.

Сколько радости взрослым и детям доставляет сбор грибов.

Грибочек, грибок,

Масляной бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Полосатые волнушки

Разбежались по опушке,

И по шляпке и по коже

Все на рыжики похожи.

А во мху, как на подушке

Чьё-то беленькое ушко,

А за ним ещё штук пять,

Это грузди — надо взять.

Под осинами, на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать,

И его придётся взять!

Вот и гриб боровик!

И красив он и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

Е. Трутнева.

И налево и направо-

Сколько ягод — посмотри!

Земляничек сколько алых,

Жарким солнцем налитых!

Целый день их собирала,

И всё больше было их.

С. Вышеславицкая.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко…

Только рты с чего – то стали

Чёрные немножко.

Е. Трутнева

Ведущий

Открываем третью страницу журнала « Звери и птицы наших лесов». Эта страница необычная, вам предстоит самим назвать обитателей наших лесов.

Показ слайдов

Свежие документы:  Тест для 4 класса на тему "Я - кемеровчанин"
  1. Посмотрите – ка , какая-

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой. Лиса.

  1. Сама небольшая,

Шкурка пушистая,

Прыгает, играет,

Летом запасы собирает

Зимой их поедает. Белка.

  1. Зубато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. Волк.

  1. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета

Для зимы другого цвета. Заяц.

  1. В перевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны

Где он спит и видит сны. Медведь.

  1. Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. Ёж.

  1. Трав, копытами касаясь,

Ходит по лесу красавиц.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. Лось.

  1. Я день деньской

Стучу – стучу.

Я врач лесной

Я лес лечу. Дятел.

  1. У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает

Спит на дереве лишь днём. Сова.

  1. Кто это птица?

Никогда не строит

Для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. Кукушка.

Ведущий

Очень хорошо, что все вы узнали наших лесных зверей и птиц. Лес им даёт и пищу и кров. А сколько в лесу таинственных звуков, запахов и тайн. Давайте послушаем голоса птиц и зверей.

(Запись « Утро в зоопарке» или « Голоса птиц в природе».)

Сегодня мы узнали, как много прекрасного можно увидеть в лесу, как он нам дорог. Но лес, как и всё живое, требует бережного отношения к себе.

Открываем четвёртую страницу журнала

« Берегите природу».

Помните:

Дерево, трава,

Цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

В. Берестов.

В природе нет лишних животных, птиц, все они по своему полезны. Птицы, змеи, ежи, ящерицы уничтожают вредителей лесов, полей, садов. Многие обитатели прудов, рек служат пищей для рыб, уток и гусей.

Берегите редко встречающиеся растения : ландыш, сон – траву, кувшинку белую, кувшинку жёлтую, ветреницу. Не берите для букетов много цветов, два — три цветочка, поверьте, будут смотреться гораздо красивее, чем большой букет.

Я сорвал цветок — и он завял,

Я поймал жука — и он умер,

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к Красоте

Можно только сердцем.

И. Гвездослов.

Берегите лес от пожаров и вредителей. Мастерите и развешивайте в парках, садах и лесах скворечники, дуплянки. Подкармливайте зимующих птиц. Особенно бережливость нужна во время экскурсий, туристических походов и отдыха на лоне природы. Не губите деревья, не засоряйте места отдыха. Костёр разжигайте и тушите правильно. Организуйте зелёные и голубые патрули.

В районе Кленовой горы создан природный парк « Марий чодра». Красотой, богатством и разнообразием природы этот замечательный уголок республики с каждым годом привлекает всё больше и больше людей. Манит своими богатствами густой лес, окружающий живописные лазурно — голубые озёра Яльчик, Глухое, Каноньер. Здесь можно увидеть ценных пушистых зверей: выдру, куницу, белку, лисицу. А недалеко от озера Каноньер стоит могучий дуб. По преданию сам Емельян Пугачёв сидел под ним.

Ведущий

А теперь открываем пятую страницу журнала « Знаешь ли ты?» Давайте проверим, хорошо ли вы знаете природу нашей республики.

Деревья.

  1. Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. ( Дуб )

  1. Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой. ( Берёза )

  1. Что за дерево стоит

Ветра нет а всё дрожит. ( Осина )

  1. У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. ( Сосна )

  1. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. ( Ель )

  1. Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки,

Опадают все иголки. ( Лиственница )

  1. С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. ( Липа )

  1. Весной зазеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. ( Рябина )



Животные

  1. Он , как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей! ( Ёж )

  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса!

А зовут её …. ( Лиса )

  1. Зубовато, серовато

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. ( Волк )

  1. Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, значит это… ( Лось )

  1. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он,

Видно жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был… ( Кабан )

  1. Что за зверь лесной

Встал , как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,-

Уши больше головы! ( Заяц )

  1. Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. ( Медведь)

  1. В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле? ( Белка)


Итог занятия: — О чём сегодня говорили на занятии?

— С чем познакомились?











Список использованной литературы


1. Лободина Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе.- Волгоград.: «Учитель», 2007.

2. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Изучаем « Окружающий мир» с увлечением: 1 – 4 классы. – М.: «5 за знания», 2007.

3. Пекпаев А. А. Мы изучаем природу. – Йошкар – Ола.: Марийское книжное издательство, 1995.

4. Пекпаев А. А. Родной край.- Йошкар Ола.: Марийское книжное издательство, 1992.








Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира для 7 класса «Архитектура города Перми»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: