Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе
«Путешествие по родному краю»
подготовила
учитель начальных классов
Буклаева Светлана Викторовна
Внеклассное мероприятие « Путешествие по родному краю».
Цель: Расширять знания детей о родном крае; воспитывать любовь к родному краю, к природе родного края.
Ход:
Учитель:
Наш марийский край… Необыкновенно красив он летом и зимой, ранней весной и золотой осенью. Прекрасны леса, реки и озёра, многообразен животный мир.
Краем вековых сосен и лесных озёр, колосящихся полей и цветущих лугов, красивых усадеб и городов предстаёт наша республика перед её гостями.
Ведущий.
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю. Нам поможет в этом устный журнал.
Итак, открываем первую страницу журнала. Она называется « Край мой марийский».
Волнует сердце сторона родная
Всем, что увидит мой сыновний взор:
Платками белыми, гусиной стаей,
Серебряными слитками озёр;
Комбайнами, идущими по полю,
Дыханием электропил в лесах,
Пробежкой лося, травами по пояс
И журавлиным клином в небесах.
И, забывая горький день вчерашний,
Неутомимый. Славный мой народ
Идёт тропою по росе на пашню,
Спешит на лесосеку, на завод.
Родной республики преображенье
Я вижу каждодневно наяву…
С народом вместе – этим я живу. ( С. Вишневский)
1 ученик
Взгляните на карту республики. Она напоминает красивый ковёр, сотканный из зелёных лесов и голубых озёр, речных долин, прорезанных голубыми лентами Ветлуги, Илети, Суры, Большой и Малой Кокшаги, впадающих в Волгу. Общая протяжённость всех рек Республики Марий Эл составляет около 7,5 тыс. км.
Родник серебряный в лесу
Нашёл я за деревней.
Листву резную на весу
Над ним дуб держит древний.
Из родника водицу пью
Настой целебный точно,
И кружит голову мою
Густой туман цветочный.
Бежит, прозрачна. Как слеза.
Из родника речушка…
Считает ей иль мне года
Пророчица – кукушка.
Г. Гребнев.
Волга – самая длинная и многоводная река Европы, протекает по нашей республике на протяжении 155 км. Хороша Волга в дни цветения садов, прелестна Волга летом, когда по ней плывут белоснежные пароходы, тяжело груженные баржи и маленькие лодки рыбаков. На берегах реки расположились пристани городов Йошкар – Олы, Волжска, Звенигово, Козьмодемьянска.
Недюжинной силой
По милости природы
Владеет Волга наша,
Над ней висят мосты,
Она турбины крутит,
Качает теплоходы,
Течёт в рыбацкий невод,
По ней плывут плоты.
Она нам дарит рыбу,
Весь день бурлит в работе.
Её огромной силе
Её дела под стать.
Г. Матюковский.
Посмотрите, сколько на карте голубых пятнышек. Это озёра. Их в нашем крае более двухсот. Они, как голубые куски неба в зелёной оправе берегов, рассеяны по всей территории республики, особенно много их в юго — западной части. А сколько рыбы в озёрах? Обратите внимание на их названия: Щучье, Сомино, Окунёво, Карась. Многие озёра, такие как Яльчик, Таир, Кичиер, Шап представляют собой прекрасные места для отдыха. Там построены санатории, базы отдыха, детские лагеря.
А лес с каждым днём хорошеет,
Свистит на ветвях соловей.
И старый Таир молодеет
И ждёт появленья друзей.
Глядит он и ждёт не дождётся,
Когда в тишине, на весь лес
Трубы медный голос раздастся,
Раскатится эхо окрест;
Когда загремят барабаны
И в синее небо, в зенит,
Полотнище русского флага
Жар – птицей над лесом взлетит.
Ребята в гостях у Таира!
Ладонями волн и мостов
Он хлопает ласково, нежно
Смеющихся озорников.
Г. Матюковский
Ведущий.
Открываем вторую страницу журнала « Лесная книга». Прослушав её, вы подробнее узнаете, как богаты и щедры наши леса.
Наш марийский край расположен в лесной зоне. Больше половины её площади занимают леса. Лес красив во все времена года. Прекрасны стройные высокие сосны, раскидистые ели. А как легко дышится в сосновом лесу.
Здесь ручей самый быстрый струится,
Здесь листва, как старинная медь,
Здесь поют полным голосом птицы,
Ест горстями малину медведь.
Всё вокруг говорит о доверье-
Светлый лес с островками цветов.
Не боятся здесь птицы и звери
Человеческих громких шагов.
А отсюда ты выйдешь добрее,
Мир зелёный всем сердцем любя.
И до самой дороги деревья,
Как родного проводят тебя.
Р. Фархади.
Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книжка, карта? Лес! Лес!
Оглянись, всё вокруг-
Это наш зелёный друг.
А как вкусно нас кормит лес! Грибов в нашей стране собирают до 150 тысяч тонн, а ягод — несколько миллионов тонн в год.
Сколько радости взрослым и детям доставляет сбор грибов.
Грибочек, грибок,
Масляной бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Полосатые волнушки
Разбежались по опушке,
И по шляпке и по коже
Все на рыжики похожи.
А во мху, как на подушке
Чьё-то беленькое ушко,
А за ним ещё штук пять,
Это грузди — надо взять.
Под осинами, на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придётся взять!
Вот и гриб боровик!
И красив он и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
Е. Трутнева.
И налево и направо-
Сколько ягод — посмотри!
Земляничек сколько алых,
Жарким солнцем налитых!
Целый день их собирала,
И всё больше было их.
С. Вышеславицкая.
Мы чернику собирали
В кузовок, в лукошко…
Только рты с чего – то стали
Чёрные немножко.
Е. Трутнева
Ведущий
Открываем третью страницу журнала « Звери и птицы наших лесов». Эта страница необычная, вам предстоит самим назвать обитателей наших лесов.
Показ слайдов
Посмотрите – ка , какая-
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. Лиса.
Сама небольшая,
Шкурка пушистая,
Прыгает, играет,
Летом запасы собирает
Зимой их поедает. Белка.
Зубато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. Волк.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета
Для зимы другого цвета. Заяц.
В перевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны
Где он спит и видит сны. Медведь.
Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. Ёж.
Трав, копытами касаясь,
Ходит по лесу красавиц.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Лось.
Я день деньской
Стучу – стучу.
Я врач лесной
Я лес лечу. Дятел.
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает
Спит на дереве лишь днём. Сова.
Кто это птица?
Никогда не строит
Для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. Кукушка.
Ведущий
Очень хорошо, что все вы узнали наших лесных зверей и птиц. Лес им даёт и пищу и кров. А сколько в лесу таинственных звуков, запахов и тайн. Давайте послушаем голоса птиц и зверей.
(Запись « Утро в зоопарке» или « Голоса птиц в природе».)
Сегодня мы узнали, как много прекрасного можно увидеть в лесу, как он нам дорог. Но лес, как и всё живое, требует бережного отношения к себе.
Открываем четвёртую страницу журнала
« Берегите природу».
Помните:
Дерево, трава,
Цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
В. Берестов.
В природе нет лишних животных, птиц, все они по своему полезны. Птицы, змеи, ежи, ящерицы уничтожают вредителей лесов, полей, садов. Многие обитатели прудов, рек служат пищей для рыб, уток и гусей.
Берегите редко встречающиеся растения : ландыш, сон – траву, кувшинку белую, кувшинку жёлтую, ветреницу. Не берите для букетов много цветов, два — три цветочка, поверьте, будут смотреться гораздо красивее, чем большой букет.
Я сорвал цветок — и он завял,
Я поймал жука — и он умер,
У меня в ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к Красоте
Можно только сердцем.
И. Гвездослов.
Берегите лес от пожаров и вредителей. Мастерите и развешивайте в парках, садах и лесах скворечники, дуплянки. Подкармливайте зимующих птиц. Особенно бережливость нужна во время экскурсий, туристических походов и отдыха на лоне природы. Не губите деревья, не засоряйте места отдыха. Костёр разжигайте и тушите правильно. Организуйте зелёные и голубые патрули.
В районе Кленовой горы создан природный парк « Марий чодра». Красотой, богатством и разнообразием природы этот замечательный уголок республики с каждым годом привлекает всё больше и больше людей. Манит своими богатствами густой лес, окружающий живописные лазурно — голубые озёра Яльчик, Глухое, Каноньер. Здесь можно увидеть ценных пушистых зверей: выдру, куницу, белку, лисицу. А недалеко от озера Каноньер стоит могучий дуб. По преданию сам Емельян Пугачёв сидел под ним.
Ведущий
А теперь открываем пятую страницу журнала « Знаешь ли ты?» Давайте проверим, хорошо ли вы знаете природу нашей республики.
Деревья.
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. ( Дуб )
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой. ( Берёза )
Что за дерево стоит
Ветра нет а всё дрожит. ( Осина )
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. ( Сосна )
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. ( Ель )
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки,
Опадают все иголки. ( Лиственница )
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. ( Липа )
Весной зазеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. ( Рябина )
Животные
Он , как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей! ( Ёж )
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …. ( Лиса )
Зубовато, серовато
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. ( Волк )
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, значит это… ( Лось )
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был… ( Кабан )
Что за зверь лесной
Встал , как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы,-
Уши больше головы! ( Заяц )
Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. ( Медведь)
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле? ( Белка)
Итог занятия: — О чём сегодня говорили на занятии?
— С чем познакомились?
Список использованной литературы
1. Лободина Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе.- Волгоград.: «Учитель», 2007.
2. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Изучаем « Окружающий мир» с увлечением: 1 – 4 классы. – М.: «5 за знания», 2007.
3. Пекпаев А. А. Мы изучаем природу. – Йошкар – Ола.: Марийское книжное издательство, 1995.
4. Пекпаев А. А. Родной край.- Йошкар Ола.: Марийское книжное издательство, 1992.