Конспект занятия «Заповедные места родного края»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 309

Красноармейского района

города Волгограда






Конспект занятия

«Заповедные места родного края»









Составил: Комисарова Ольга Геннадьевна,

воспитатель высшей

квалификационной категории






Волгоград, 2014 г.

Цель: дать детям общее представление о заповедных местах родного края.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о природе родного края.

  2. Формировать у детей представления о растительном и животном мире родного края.

  3. Познакомить детей с уникальными заповедными парками Волгоградской области, с животными и растениями, занесенными в Красную книгу Волгоградской области.

  4. Развивать любознательность и стремление изучать и сохранять природу нашего края.

  5. Развивать словарный запас, активизировать речевое общение детей.

  6. Воспитывать чувство гордости и восхищения красотой родного края.


Предварительная работа:

  • Чтение стихов волгоградских поэтов и писателей.

  • Прослушивание музыкальных произведений о Волгограде.

  • Рассматривание иллюстраций, слайдов и фото животных и растений, занесенных в Красную книгу Волгоградской области.

  • Рассматривание иллюстраций о природе родного края.


Материалы и оборудование: тексты стихов М. Агашиной, карта России и Волгоградской области, иллюстрации природных зон, картинки с изображением растений, животных, фруктов, овощей, Красная книга Волгоградской области, видеоматериал о заповедных зонах Волгоградской области.





Ход:

Беседа с детьми.

Воспитатель. Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу его передать вам, давайте улыбнёмся друг другу.

Вот и прекрасно, что мы все улыбаемся!

Наше занятие я хочу начать со слов М. Пришвина «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна, что…?» (Родина. Ответы детей).

Вот сегодня мы и поговорим о Родине.

Родина! О ней много пишут и говорят.

А как вы думаете, что такое Родина? (Родная страна, родной город, район, родная улица, дом, семья).

Ребята, а наш детский сад, наша группа, являются частичкой нашей Родины? (Ответы детей).


Работа с картой страны и Волгоградской области.

Обратите внимание на карту Родины, как называется наша страна, а столица нашей Родины? (Ответы детей).

Кто из вас может показать столицу нашей Родины?

А как называется наш родной город?

На карте России, в южной части нашей страны, расположился славный и героический город-герой Волгоград. (Воспитатель показывает расположение города-героя Волгограда на карте России).

Волгоградские поэты, композиторы, прославляя, наш город написали много замечательных стихов и песен.

Давайте вспомним одно из них и расскажем.




Ребенок читает стихотворение М. Агашиной «Мой город»

Гудками теплоходов

Встречая синеву

Стоит над Волгой город

В котором, я живу.

Я знаю: есть на Волге,

Другие города,

Но над моим сияет

Солдатская звезда.

Над ним зимой и летом,

И в ночь и среди дня,

Горит, не гаснет пламя

Солдатского огня.

Я вырасту, уеду

В далёкие края,

Но то, что я – отсюда

Навек запомню я.


Воспитатель. Природа нашего края, Волгоградской области, богата, многокрасочна. Чего здесь только нет: полноводные реки, озёра, цветущие степи, парки и заповедники, сады и бахчи.

Какие две полноводные реки протекают по нашей Волгоградской области? (Ответы детей. Волга и Дон).

А какие великолепные, огромные в нашем крае сады! (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций).

Садоводы ухаживают за деревьями, собирают в конце лета щедрые урожаи яблок, груш, слив.

В самых южных районах нашего края уже в начале лета поспевают сочная черешня и золотисто-желтые абрикосы.

На бахчах зреют арбузы, дыни и тыквы. Степь – наша кормилица!


Физминутка «В поле я гуляю»

В поле я гуляю, ноги поднимаю

(ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)


Дидактическая игра «Отгадай загадку – покажи отгадку»

(Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках)

Воздух жаркий и сухой,

А кругом ковыль седой. (Степь)


Этот цветок похож на бокал –

Розовый, белый, порой ярко – ал.

Он расцветает ранней весной,

Степь, украшая шалью цветной. (Тюльпан)


Этот алый корнеплод

Сладкий сахар нам даёт. (Свекла)


Желтые початки

Полны зерен сладких. (Кукуруза)

Как плетеная корзинка,

Семечки посерединке. (Подсолнух)

Золотые, наливные

На ветвях они висят.

С аппетитом их едят,

Они старых молодят. (Яблоки)

Для начинки пирога

Подойдет нам курага.

А какой душистый плод

Людям курагу дает? (Абрикос)

Висит на веточке красиво

Сочная, большая… (Слива)


Этот плод продолговатый

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат,

Называется он… (Груша)


Сам алый, сахарный.

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)


Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. А ещё, наш край славится природными заповедниками и парками.

(Воспитатель использует видеоматериал о заповедных парках Волгоградской области и комментирует видео).

  • В Усть-Медведицком природном парке есть лес, в котором растут папоротники.

  • В Донском природном парке есть меловые горы, глубокие овраги и каньоны.

  • Волго-Ахтубинская пойма – много дубов (дубравы), пойменные леса, в которых обитают животные, занесенные в Красную книгу нашего края.

  • Щербаковский парк: огромные овраги с лесом, столбичи.

  • Эльтонский природный парк: это озеро Эльтон и огромные залежи соли.

  • Нижнехопёрский парк – много лесов, лугов, в степях много разных трав и ковыля.

  • В Цимлянском парке – искусственный лес (его сажали специально), большое разнообразие животных и растений. Здесь водятся дикие лошади и мустанги.


Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Воспитатель. Я показываю картинки животных и птиц, если они обитают в нашем крае, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то молчите.

(Воспитатель показывает картинки с изображением сурка, хомяка, тушканчика, сайгака, степного орла, удода, дрофы, а также животных, не обитающих в нашем регионе).


Итог.

Воспитатель. Ученые-экологи, создают и поддерживают благоприятные условия для жизни диких растений и животных в наших заповедниках.

А для того, чтобы мы знали и берегли природу нашего края, у нас есть «Красная книга Волгоградской области».

(Воспитатель показывает детям «Красную книгу»)

Парки и заповедники нашего края – это наша Земля, наша Родина! И её – природу, надо беречь, охранять и преумножать.

А охранять и любить природу родного края – значит охранять и любить свою Родину! А Родина, как и мама, бывает одна. Берегите её!

Будьте достойными гражданами своей Родины!







Список использованной литературы


  1. Красная книга Волгоградской области. Т.2. Растения. – Волгоград: Издательство Дом «ИНФОЛИО», 2008.

  2. Любимый наш Красноармейск, тебя готовы славить!

(Сборник материалов по итогам конкурса). Волгоград, 2008.

  1. Любимый наш Красноармейск. (Сборник материалов по итогам конкурса). Волгоград, 2007.

  2. По страницами Красной книги. Буклет составлен по материалам Красной книги Волгоградской области. Сост.: Острая Т.И., Ундакова И.В., Мазина О.В. Администрация Волгоградской области, 2008.

  3. Шорыгина Т.А. Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  4. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.



Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Скелет. Осанка и здоровье"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: