Урок окружающего мира в 4 классе «На службе у человека»


Урок окружающего мира в 4 классе ОС Школа 2100


Тема:« На службе у человека»

Цель:сформировать у школьников представление о сельском хозяйстве, его отраслях (растениеводство, животноводство) и способах повышения продукции. Продолжить работу по развитию устной речи, прививать любовь к живой и неживой природе, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование.

иллюстрации на тему « Сельское хозяйство», культурных растений и домашних животных, карта мира природные зоны).


Учебник А.А.Вахрушева.


1.Организационный проект.


2.Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учитель. Как добывали пищу древние люди?


Дети. Древние люди были собирателями урожая. Они искали грибы, растения, ягоды, корешки. Добывали животных во время охоты.

Учитель. Почему одни народы жили осёдло, а другие кочевали?


Дети. Характер осёдлости зависит от особенностей сельского хозяйства, которое было у данного народа. Земледелие требует постоянного ухода за растениями. Поэтому земледельцы ведут осёдлый образ жизни. Животноводство, напротив, часто сопровождается кочевым образом жизни, так как животные объедают пастбища, и требуется поиск нового источника корма. Лишь современное интенсивное животноводство, при котором корм для животных выращивают люди, сочетается с осёдлым образом жизни.


Учитель. Из каких частей складывается современное хозяйство человека?


Дети. В хозяйстве человека можно выделить ряд подразделений: промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг (включая образование и культуру), транспорт.


! Проблемная ситуация.


Учитель. Какие виды деятельности бывают у людей в сельской местности?(Записать на доске.)

Учащиеся работают с учебником, читают текст на с.5 и называют виды деятельности в сельской местности.


На доске появляется запись:


Земледелие Животноводство

Учитель : Прочитайте задание № 1, с.5

Дети читают задание и выписывают в первый столбик отрасли земледелия, во второй столбик отрасли животноводства.


Отрасли земледелия: Отрасли животноводства:


— овощеводство; -птицеводство;

-плодоводство; -рыбоводство;

-полеводство; -пчеловодство;

-цветоводство; -скотоводство;

-лесоводство; -шелководство;



Учитель: Почему произошло разделение сельского


хозяйства на виды деятельности?


Дети: В каждой стране люди стремятся вырастить больше тех растений и животных, которые лучше растут в условиях этой местности.


Учитель: Какую выгоду при этом получает человек?


Дети: Разделение труда позволяет экономить силы и время, а значит, результаты труда становятся дешевле. Поэтому большую часть сельскохозяйственной продукции производят крупные хозяйства, специализирующиеся в какой – либо определённой отрасли.


Учитель : Определите тему урока.



Дети: Сегодня на уроке мы будем говорить о сельском хозяйстве, об отраслях сельского хозяйства.


3. Совместное открытие знаний.

Учитель: Что необходимо животным и растениям?


Дети: Каждому животному или растению нужны свои, особые условия.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Мы дети галактики"


Учитель: В любых ли районах можно заниматься различными отраслями сельского хозяйства? (Использование карты.)

Учащиеся рассматривают карту и приходят к выводу, что развитие определённой отрасли зависит от природных условий.


Учитель: Откройте свои учебники на с. 5 – 6 и рассмотрите рисунки. Рассмотрите и определите, какие условия необходимы для получения высоких урожаев чая, риса, капусты, качественного пуха коз.

Учащиеся рассматривают рисунки и приходят к выводу, что кусты чая растут на горных склонах в жарких странах, рис растёт на полях, полностью залитых тёплой водой, капусте нужно много света, но она не переносит жару и засуху, лишь в прохладном и ветреном климате козы дают теплый пух.


Учитель: Если вид сельского хозяйства зависит от природных условий, то почему на наших столах так велико разнообразие продуктов?


Дети: Происходит обмен сельскохозяйственной продукцией.

Учитель:

Можно ли изменить некоторые природные условия для получения урожая? Как ?

(Вопросы: А, Б, В, Г, Д.)


А. –Каково основное свойство почвы?



Дети: Давать богатый урожай.


— Как обработать почву?



Дети: Весной перед посевом, землю вспахивают и боронят, разрыхляют, чтобы корни будущих растений получали вдоволь воды и воздуха.


— Как повысить плодородие почвы?


Дети: Чтобы повысить плодородие почвы, в неё вносят дополнительные питательные вещества — органические минеральные удобрения.



Учитель:

Можно ли увеличить урожай, если одну и ту же культуру выращивать постоянно на одном месте?



Дети: Нет. Растения забирают из почвы различные питательные вещества. Поэтому используют севооборот – ежегодную смену высеваемых культур.


Б. — Зачем растениям вода?


Дети: Вода доставляет растениям питательные вещества.


— Как увеличить её количество?


Дети: Строят каналы, колодцы.


В.- Что необходимо для увеличения светового дня или температуры?


Дети: Для этого человеком были созданы теплицы. В теплицах можно превратить ночь в день, а зиму в лето. Можно выращивать теплолюбивые растения и получать несколько урожаев в год.


Г.- Как человек защищает растения от вредителей?


Дети: Используют ядохимикаты.


— Всегда ли ядохимикаты приносят пользу?

— Нет, ведь яды могут попасть в собранный урожай, отравить людей и диких животных.

Д. – Дайте разумный совет животноводам для увеличения продукции.


Дети: Свиней необходимо держать в степных , зерновых районах, где выращивают пшеницу и кукурузу, а коров нужно разводить там, где есть заливные луга, сочная трава, душистое сено.


— Будут ли люди в дальнейшем заниматься одомашниванием растений и животных?

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Звезда по имени Солнце"


Дети: Да.


Учитель: Кто основной потребитель сельскохозяйственной экосистемы?


Дети: Основной потребитель – человек.

Учитель: Теперь, когда мы обсудили гипотезы, нам необходимо выполнить задание 2, с.8.


Учащиеся читают задание и выполняют его. Учащиеся соединяют стрелками: отходы (БОТВУ, СОЛОМУ, ОПИЛКИ) С БАКТЕРИЯМИ — ЛЕВЫЙ ВЕРХНИЙ РИСУНОК, А ИХ – С РАСТЕНИЯМИ, КОТОРЫЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ ПОЛУЧЕННЫМИ ПРИ РАЗРУШЕНИИЭТИХ ОТХОДОВ МИНЕРАЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ; ОТХОДЫ (НАВОЗ, ПТИЧИЙ ПОМЁТ) С ДОЖДЕВЫМИ ЧЕРВЯМИ, А ИХ – С ЦЫПЛЯТАМИ, ПИТАЮЩИМИСЯ ИМИ; ОТХОДЫ (ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА) С ГРИБАМИ, А ИХ – С ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ИМИ ПИТАЕТСЯ.


Физминутка.

4. Самостоятельное применение знаний.

Работа с учебником, с 8 -9.

Задание № 3, с. 8.

Вопрос: Как по другому называется растениеводство? Почему?

Дети: Земледелие. Такое название возникло из – за того, что для роста растений их надо высаживать в почву (землю).

Задание № 4, с.9.

Вопрос: Чего не хватает растениям в разных районах, как можно увеличить их урожай?

Дети: На севере не хватает тепла, и люди сажают растения в теплицах, В средней полосе тепла и влаги хватает, но часто не хватает минеральных веществ, и люди добавляют минеральные удобрения и используют севооборот. В жарком климате, как правило, не хватает влаги в почве, люди используют орошение (полив).

5. Подведение итогов.

. Учащиеся обмениваются мнениями по выполнению заданий.


Учитель: Что нового узнали на уроке? Кто, что и почему находится на службе у человека?


6. Домашнее задание

задание№8. Параграф №17.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: