Мотив детства в поэзии Новеллы Матвеевой


Мотив детства в поэзии Новеллы Матвеевой

( Стихотворения «Ветер», «Страна Дельфиния», «Кораблик», «Страна детства»)

Вначале был сад. Детство было садом.

Без конца и края, без границ…

Т. Толстая «На золотом крыльце сидели…»



Цель исследования: рассмотреть, почему в поэзии Н.Матвеевой звучит мотив детства, выявить способы создания этой темы в структуре нескольких стихотворений.

Методы исследования: изучение биографии Н.Матвеевой, информации об особенностях творчества, анализ произведений, в которых озвучена данная тема, выявление способов создания мотива детства.

1. Вступление. Биографическая справка.

Нове́лла Никола́евна Матве́ева – родилась в 1934 году в Ленинградской области. русский поэт, прозаик, бард, драматург, литературовед.

Отец Новеллы Матвеевой по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока, , по мировоззрению — романтик (отсюда имена детей — Новелла и Роальд). Мать — преподаватель литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева. Дед также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат  — поэт русского зарубежья.

C 1950 по 1957 год Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 году окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького(заочно). С детских лет пишет стихи, печатается с 1958 года. Первый сборник издан в 1961 году; второй («Кораблик») — в 1963 году. В 1961 году Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В 1970-е годы у неё вышли книги «Ласточкина школа», «Река» и др., в 1980-е — «Закон песен», «Страна прибоя» и др.С конца 1950-х годов Новелла Николаевна стала сочинять песни на свои стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент. Известны 33 песни Новеллы Матвеевой. В 1996 году вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 году Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии. Новелла Николаевна живёт в Москве. В последнее время она работает над переводами.

2. Особенности лирики Н.Матвеевой.

Лири­ка Матвеевой построена на метафорах, наполнена контрастами, неожиданными образами, чередованием статичного и динамичного в её поэтическом мире.. Парадоксальность точек зрения, тонкий в юмор и ирония, многозначные звуковые образы ее стихов неуловимо напоминают поэзию М. Цветаевой: «Но не самой ли судьбой мне дан там-там? Ибо глаза мои тут, а взгляд мой – там…»

Новелла Матвеева говорила, что в детстве хотела посвятить себя музыке. Неслучайно она стала исполнять свои стихи под гитару. Музыкальность и фантазийность – основные черты стиля Н. Матвеевой. Стихи и песни Новеллы Матвеевой — это всегда какое-то путешествие. И часто – путешествие в страну детства.

Мотивы морских путешествий и дальних стран соотносят ее поэтические произведения с творчеством романтика А.Грина. Никто еще не писал и не пел так о кораблях: «Как по натянутому канату, снова по горизонту они прошли… по краю моря на край земли». В этой устремленности в сказку, в «республику грез» заключается удивительная самобытность Новеллы Матвеевой. В стихах поэтессы — мечты человека, его видения, богатейший мир его ассоциаций. Из этих грез рождается надежда на самое лучшее, самое высокое, самое благородное, что есть в мире людей

Одним из ключевых жанрово-тематических образований становятся у Матвеевой пейзажные – чаще всего морские – лирические зарисовки, заключающие в себе притчевые и сказочные мотивы. Во многих стихах :. «Какой большой ветер…», «Кораблик», «Синее море»,, «Капитаны без усов»и др. сквозь штрихи пейзажного эскиза проступают чудесные метаморфозы, которые могут возникнуть только в детском полусказочном воображении.

3. Анализ отдельных стихотворений, объединенных сквозным мотивом детства.

Какой большой ветер

Напал на наш остров!

С домишек сдул крыши,

Как с молока — пену.


И если гвоздь к дому

Пригнать концом острым,

Без молотка, сразу,

Он сам войдет в стену.


Сломал ветлу ветер,

В саду сровнял гряды —

Аж корешок редьки

Из почвы сам вылез.

И, подкатясь боком

К соседнему саду,

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Как научить детей в начальной школе читать бегло"

В чужую врос грядку

И снова там вырос.


А шквал унес в море

Десятка два шлюпок,

А рыбакам — горе,

не раскурить трубок.


А раскурить надо,

Да вот зажечь спичку,

Как на лету взглядом

Остановить птичку.


Какой большой ветер!

Ах, какой вихрь!

А ты сидишь тихо,

А ты глядишь нежно.





И никакой силой

Тебя нельзя стронуть,

Скорей Нептун слезет

Со своего трона.


Какой большой ветер

Напал на наш остров!

С домишек сдул крыши,

Как с молока — пену.


В стихотворении «Какой большой ветер…» первая картинка нарисована как будто детской рукой: домишки на острове, ветер как великан, сдувающий крыши с домишек, сад и огород, где на грядках растет редька… Ветер настолько силен, что возникает необычное сравнение – гипербола: « И если гвоздь к дому пригнать концом острым, без молотка, сразу, он сам войдет в стену».

Происходит фантастическое событие: «Сломал ветлу ветер, в саду сровнял гряды –аж корешок редьки из почвы сам вылез. И, подкатясь боком к соседнему саду, в чужую врос грядку и снова там вырос». Эпизод как будто увиден глазами ребенка, который всегда в увиденное привносит свою фантастическую выдумку.

Вторая часть стихотворения имеет иное звучание. В центе – реалистический набросок: пустой берег моря, унесенные ветром в море шлюпки, рыбак, который не знает, как спасти шлюпки. Он не может на ветру даже зажечь спичку, чтобы раскурить трубку.

И первая, и вторая картинка подчеркивают силу ветра, они динамичны, а финал стихотворения – статичен: « А ты сидишь тихо, а ты глядишь нежно. И никакой силой тебя нельзя стронуть, скорей Нептун слезет со своего трона…» Возникает образ лирического героя (героини), сохраняющих в противовес разрушительной стихии стойкость и постоянство. Возможно, это постоянство и стойкость чувства любви, существующего в этом мире( «А ты глядишь нежно…»). Сила любви способна противостоять самой страшной стихии.

Рефрен стихотворения, лексические повторы, анафоры усиливают музыкальность текста. Необычные сравнения и метафоры придают тексту внешнюю простоту, приближая его по стилистике к стихам для детей, хотя в подтексте стихотворения заключается глубокий философский смысл.



«Страна Дельфиния» – одно из самых знаковых в творчестве Н.Матвеевой.

Набегают волны синие.

Зелёные? Нет, синие.

Как хамелеонов миллионы,

Цвет меняя на ветру.

Ласково цветёт глициния —

Она нежнее инея…

А где-то есть земля Дельфиния

И город Кенгуру.


Это далеко! Ну что же?—

Я туда уеду тоже.

Ах ты, боже, ты мой боже,

Что там будет без меня?

Пальмы без меня засохнут,

Розы без меня заглохнут,

Птицы без меня замолкнут —

Вот что будет без меня.


Да, но без меня в который раз

Отплыло судно «Дикобраз».

Как же я подобную беду

Из памяти сотру?

А вчера пришло, пришло, пришло

Ко мне письмо, письмо, письмо

Со штемпелем моей Дельфинии,

Со штампом Кенгуру.



Белые конверты с почты

Рвутся, как магнолий почки,

Пахнут, как жасмин, но вот что

Пишет мне родня:

Пальмы без меня не сохнут,

Розы без меня не глохнут,

Птицы без меня не молкнут…

Как же это без меня?


Набегают волны синие.

Зелёные? Нет, синие.

Набегают слезы горькие…

Смахну, стряхну, сотру.

Ласково цветёт глициния —

Она нежнее инея…

А где-то есть страна Дельфиния

И город Кенгуру.

Первое впечатление , которое возникает при чтении стихотворения, – это явное сходство со стихами Корнея Чуковского, написанными для маленьких детей. Элементы сказочного повествования: выдуманная страна Дельфиния, город Кенгуру, судно «Дикобраз», письмо, пришедшее из несуществующей страны — создают мотив детства. Многочисленные повторы, как в детских считалках, яркие цветовые пятна ( синие волны, белая глициния, зеленые пальмы и красные розы) – все придает стихотворению эффект внешней простоты, подчеркивает сходство текста с детским рисунком.

Свежие документы:  Урок внеклассного чтения по сказкам «А. С. Пушкина»

Лирическая героиня стихотворения, сколько бы ей не было лет, — в душе ребенок. Она, как ребенок, мечтает уехать в Дельфинию, верит, что без неё там никак нельзя, уверяет на полном серьезе, что получила письмо из города Кенгуру, плачет, что не сможет отплыть на судне «Дикобраз». В этом стихотворении Н.Матвеевой особенно громко звучит ностальгия по детству и призыв: «Будем как дети!», будем верить в мечту и всеобщую любовь!

Стихотворение было положено на музыку и стало песней. В «Стране Дельфинии» импрессионистическая морская образность «Набегают волны синие. // Зеленые? Нет, синие…»становится экспозицией к последующей лирической исповеди, наполненной чувством душевной близости миру далекой мечты – и одновременно грустным переживанием разлученности с этим миром, тоской души по утраченному райскому состоянию. Вещные детали текста: «Cо штемпелем моей Дельфинии, // Cо штампом Кенгуру»и обилие разговорных оборотов придают песне психологическую достоверность.



Стихотворение «Кораблик», также ставшее песней, обычно печатают в сборниках стихотворений для детей.

Жил кораблик веселый и стройный:
Над волнами, как сокол, парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс – сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан.

Шел кораблик, шумел парусами,

Не боялся нигде ничего.

И вулканы седыми бровями

Поводили при виде его.

Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету, все ль на месте, —
Всё записывал, всё проверял!

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки

С ним встречались другие суда:

Постоят, посудачат минутку

И опять побегут кто куда…

Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам, — сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан!

Прочитав это стихотворение, невольно задаешься вопросом: может быть, творчество Новеллы Матвеевой вообще не имеет точек соприкосновения с реальностью? Неслучайно дети очень любят иллюстрировать это стихотворение, героем которого является сказочный кораблик. Всем понятно, что кораблик изображен как человек: он независим, наблюдателен, смел. Все делает САМ! Кораблик, кроме того, общительный и веселый мечтатель. Кораблик все примечает, делает выводы, сам плывет по жизни. Разве может он кому-то не понравится?

. Стихотворение построено на олицетворении: и кораблик, и вулканы, и другие суда – действуют как живые существа. Кораблик ,как и любой человек, взрослеет, учится, путешествуя по жизни.

Мотив детской веры в чудесное пронизывает весь текст, так и хочется послушать эту жизнеутверждающую песенку, вспомнить свое детство, весну, кораблик, плывущий в большой луже.



Стихотворение «Страна детства» звучит совсем иначе: оно наполнено грустью, ощущением невозможности вернуться в страну детства, которая теперь кажется такой прекрасной…

Я бы сменяла тебя, там-там, на тут-тут,

Ибо и тут цветы у дорог растут.

Но не самой ли судьбою мне дан там-там?

Ибо глаза мои тут, а взгляд мой — там.


«Там» — это пальма, тайна, буддийский храм.

Остро-нездешних синих морей благодать…

Но еще дальше, но еще больше — «Там»,

То, до чего, казалось, рукой подать.


…Пронизан солнцем высокий пустой сарай…

«О, как я счастлив!» — кричит во дворе петух.

Свежие срезы бревен подобны сырам,

Пляшет, как дух, сухой тополиный пух.


Помню: кистями помахивала трава,

В щели заборов подглядывая, росла,

И ветерок, не помнящий родства,

Тихо шептал незапамятные слова.


Там одуванчиков желтых канавы полны,

Словно каналы — сухой золотой водой…

Жаль: никогда не увидеть мне той стороны,

Желтой воды никогда не набрать в ладонь.


Я и сейчас как будто блуждаю там,

И одуванчики служат мне канвой,

Но по пятам, по пятам, по моим следам

Тяжко ступает память — мой конвой.

Свежие документы:  Сценарий урока для 5 класса на тему «Венок певцу бревенчатой избы»


Можно подняться — в конце концов — на Парнас,

Якорь на Кипре кинуть, заплыть за Крит,

Но как вернуться туда, где стоишь сейчас?

Где одуванчик долгим дождем закрыт?


Витает, как дух, сухой тополиный пух,

Боится упасть: земля сыра, холодна…

Боится душа с собой побеседовать вслух,

Боится признать, что потеряна та страна.


Стихотворение построено на оппозиции ТУТ/ТАМ.

Тут – это сегодня, во взрослой жизни. Там – это в детстве. Детство – это деревня с цветами у дороги, с одуванчиками в канаве, с высоким сараем и петухом, который радостно приветствует новый день. Картинка детства пронизана солнцем, наполнена запахом деревьев и трав, сухим тополиным пухом…

Детство – это и книги о дальних странах. Эти страны далеко, за синими морями… Как хотелось в детстве побывать в неведомых таинственных странах, где растут пальмы и возвышаются буддийские храмы.

В страну детства невозможно ни приехать, ни прилететь. Только память может ненадолго вернуть нас туда.

Взрослому человеку возможно многое: «Можно подняться – в конце концов – на Парнас, // Якорь на Кипре кинуть, заплыть на Крит…» Но невозможно увидеть мир таким, каким его видел в детстве.

Может быть, только особенно чутким, светлым духовно людям иногда доступно детское восприятие мира. Именно таким качеством обладает и автор стихов Новелла Матвеева.

Мир страны детства создается автором при помощи самобытных эпитетов: остро-нездешние моря, не помнящий родства ветерок, незапамятные слова; необычных сравнений: «свежие срезы бревен подобны сырам», «Там одуванчиков желтых канавы полны, словно каналы – сухой золотой водой», «витает, как дух, сухой тополиный пух»…

Утраченное ощущение мира как счастливой сказки подчеркнуть анафорой в конечной строфе: боится..,боится.., боится…

Мотив утраченного сада-рая (детства) является основным и в рассказе Т.Толстой «На золотом крыльце сидели…», поэтому эпиграф к работе мы взяли из этого рассказа.


В 1993 году Новелла Матвеева написала для своего мужа, поэта-барда Ивана Киуру такие строки:


Нам завещал Спаситель «быть, как дети».

Одно с тех пор нам удалось на свете:

От образца отделаться; добиться,

Чтоб… сами дети — не были «как дети»!

Сколько грустной иронии в этом четверостишии и как точно оно отражает нашу сегодняшнюю реальность.




4. Выводы и обобщения.

Самым большим достоинством представленных стихотворений Н.Матвеевой является разлитая в них поэзия детства. Детство представлено в этих стихах-песнях как пора невинности и чистоты, когда человек не научился еще лгать и верит в сказку.

В подтексте всех этих стихотворений Новелла Матвеева рассказывает читателю о том, что было пережито ею в детстве. Вот маленький человек учится противостоять стихиям, преодолевает страх («Какой большой ветер…»). Вот лирический герой мечтает о сказочной стране и верит, что его там ждут(«Страна Дельфиния»). Вот маленький человек сам воспитывает себя, сам себя «делает», чтобы не спасовать перед трудностями во взрослой жизни. И, наконец, став взрослым, герой Новеллы Матвеевой мысленно возвращается в страну детства, чтобы не очерстветь душой, не разучиться видеть чудесное в жизни, не разучиться верить в чудеса.

Новелла Матвеева еще и великолепный детский поэт. В шестидесятые годы у нее вышла книжка «Солнечный зайчик», а 1984 году – стихотворения «Кроличья деревня» и «Я леплю из пластилина…». Светлый и волшебный мир ее стихов-песен захватывает и детей, и взрослых; он зовет в дальнюю дорогу и помогает весело переносить трудности в пути по жизни.









Список литературы



1. Лавлинский С.П. Технология литературного образования, 2003г.

2. Матвеева Н.Н. Сборник стихов и песен «Страна прибоя», 1982г.

3. Медынский Г. Песенная поэзия Н.Матвеевой, Юность, 1966, №7.

4. Ничипоров И.Б. Романтический мир поэзии Н. Матвеевой, 1963г.

5. Приходько А. Душа и плоть поэзии, Новый мир, 1967, №2

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: