Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5″ г. Брянска
Повторение в начале года в 9 классе (на основе текстов А.Алексина)
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2013
Вариант 1
(1) Жизнь д…казала мне что нельзя под…влять человека. (2) И что добро каждый должен тв…рить (по)своему. (3) И что третий в пятом ряду не должен быть похож на пятого в третьем ряду. (4) И что вообще я учительница должна вид…ть не ряды а людей, которые стоят рядом. (5) Или (в)дали друг от друга. (6) А (не)похож…сть характеров вряд(ли) стоит пр…нимать за (не)совместим…сть.
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
1. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.
2. Над какой проблемой размышляет автор? Сформулируйте и запишите.
3. Из предложений 2, 3 выпишите слово(а), в котором(ых) количество звуков больше, чем букв.
4. Подберите синоним к слову ТВОРИТЬ из предложения 2.
5. Выпишите из текста все прилагательные.
6. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ТВОРИТЬ (ПО)СВОЕМУ из предложения 2.
7. Укажите номер предложения, соответствующего следующей характеристике: простое, двусоставное, неполное, распространенное, не осложнено.
8. Укажите номер простого безличного предложения.
9. Укажите номер предложения, осложненного обособленным приложением.
10. Какое средство выразительности используется в предложениях 2-5:
А) градация;
Б) парцелляция;
В) синтаксический параллелизм;
Г) инверсия.
Вариант 2
(1) Поступки учеников учитель зоологии наш классный рук…водитель ставил в прямую завис…мость от семейных условий, в которых мы жили и пр…изр…стали. (2) Одни были из благ…получных семей другие -из (не)благ…получных. (3) Но только я один был из семьи образц…вой! (4) Зоолог так и говорил: (5) «Ты- мальчик из образц…вой семьи! (6) Тебе нельзя по(д, т)сказ…вать на уроке!»
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
1. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.
2. Над какой проблемой размышляет автор? Сформулируйте и запишите.
3. Из предложений 2- 4 выпишите слово(а), в котором(ых) происходит оглушение согласного звука.
4. Подберите синоним к слову ОБРАЗЦОВАЯ из предложения 3.
5. Выпишите из текста все относительные местоимения.
6. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ПОСТУПКИ УЧЕНИКОВ из предложения 1.
7. Укажите номер предложения, в котором сказуемое составное именное.
8. Укажите номер простого безличного предложения.
9. Укажите номер предложения, осложненного обособленным приложением.
10. Какое средство выразительности используется в предложениях 2-5:
А) риторическое восклицание;
Б) лексический повтор;
В) парцелляция;
Г) инверсия.
Вариант 3
(1) Митей «безумная Евдокия» гордилась (не)зря!
(2) В первые дни фашистской о(к,кк)упации он мальчик восьми лет больной с высокой т…мп…ратурой сумел доставить своему дяде в рабочий поселок л…карства и х…рургические инструменты. (3) Его дядя-невропатолог (н…)когда (н…)делавший оп…раций извлек пули и выл…чил двух наших солдат. (4) Митя тогда проявил (н…)только смелость но и находч…вость. (5) Из многих дорог к дому дяди выбрал самую короткую и(з,с)бежал встречи с врагами. (6) Таким человеком можно было горди(т,ть)ся!
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
1. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.
2. Почему учительница гордилась своим учеником Митей? Сформулируйте и запишите.
3. Из предложений 4- 5 выпишите слово(а), в котором(ых) происходит оглушение согласного звука.
4. Подберите синоним к слову ИЗВЛЕК из предложения 3.
5. Выпишите из текста все притяжательные местоимения.
6. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВСТРЕЧИ С ВРАГАМИ из предложения 5.
7. Укажите номер предложения, соответствующего следующей характеристике: простое, двусоставное, неполное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.
8. Укажите номер простого безличного предложения.
9. Укажите номер предложения, осложненного обособленным приложением.
10. Какое средство выразительности используется в тексте:
А) риторическое восклицание;
Б) эпитеты;
В) восклицательные предложения;
Г) инверсия.
Ответы
Вариант 1
1. (1) Жизнь доказала мне, что нельзя подавлять человека. (2) И что добро каждый должен творить по-своему. (3) И что третий в пятом ряду не должен быть похож на пятого в третьем ряду. (4) И что вообще я, учительница, должна видеть не ряды, а людей, которые стоят рядом. (5) Или вдали друг от друга. (6) А непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость.
2. Автор размышляет о неповторимости человека и о необходимости замечать и ценить индивидуальность каждого.
3. По-своему.
4. Делать.
5. Похож.
6. Примыкание.
7. 5.
8. 6.
9. 4.
10. Б.
Вариант 2
1. (1) Поступки учеников учитель зоологии, наш классный руководитель, ставил в прямую зависимость от семейных условий, в которых мы жили и произрастали. (2) Одни были из благополучных семей, другие -из неблагополучных. (3) Но только я один был из семьи образцовой! (4) Зоолог так и говорил: (5) «Ты- мальчик из образцовой семьи! (6) Тебе нельзя подсказывать на уроке!»
2. Автор размышляет о зависимости воспитания от семейных условий.
3. Образцовой, зоолог.
4. Идеальная.
5. Которых.
6. Управление.
7. 5.
8. 6.
9. 1.
10. Б.
Вариант 3
1.(1) Митей «безумная Евдокия» гордилась не зря. (2) В первые дни фашистской оккупации он, больной, с высокой температурой, сумел доставить своему дяде-врачу в рабочий поселок лекарства и хирургические инструменты. (3) Его дядя-невропатолог, никогда не делавший операций, извлек пули и вылечил двух наших солдат. (4) Митя тогда проявил не только смелость, но и находчивость. (5) Из многих дорог к дому дяди выбрал самую короткую, избежал встречи с врагами. (6) Таким человеком можно было гордиться!
2. В детстве Митя помог своему дяде спасти жизни двум русским солдатам.
3. Находчивость, дорог, встречи.
4. Вынуть, достать.
5. Своему, его.
6. Управление.
7. 5.
8. 6.
9. 2.
10. В.
Использованная литература
1. Алексин А.Г. Собрание сочинений в трех томах. -М.: Детская литература, 1979. –Т.1. Повести.