Конспект урока по письму и развитию речи в 8 классе «Имя прилагательное»


Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе.

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Кривуля Ирина Николаевна учитель русского языка и литературы ГКОУ школы-интерната станицы Березанской Выселковского района Краснодарского края.

Закрепление по теме «Имя прилагательное».

Цели:

обучающая: учить учащихся находить в тексте имена прилагательные и согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

развивающая: развивать связную речь, пополнять словарный запас учащихся;

воспитывающая: воспитывать навыки грамотного аккуратного письма с

соблюдением орфографического режима.

Оборудование: карточки словарных слов, схема-алгоритм, мультимедийная

установка, слайды, портреты известных людей Кубани.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Ребята, у нас на уроке гости. Сосредоточьтесь, постарайтесь максимально показать все свои знания. Будьте внимательны, давайте только правильные ответы. Я в вас верю и знаю, что всё у нас получится. Прошу следить за своей осанкой. Посмотрите, всё ли готово к уроку?

Начинаем наш урок.

— Откройте тетради, запишите дату, тему. «Закрепление по теме «Имя прилагательное»».

II. Домашнее задание.

— А сейчас проверим домашнее задание. Что было задано учащимся 3-ей группы на дом?

Нам было задано упражнение 144. Выписать словосочетания прилагательное + существительное.

— Сергей, прочитай словосочетания, которые ты выписал.

За горным хребтом, последний луч, на светлое облако, в лиловой туче, на высокой траве, огромного чудовища.

— Люда, объясни, как проверить безударное окончание прилагательного?

Чтобы проверить окончания, нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному.

— Люда, поставь, прочти вместе с вопросами.

За хребтом (каким?) горным;

луч (какой?) последний;

на облако (какое?) светлое.

— Юля, продолжи.

В туче (какой?) лиловой;

на траве (какой?) высокой;

чудовища (какого?) огромного

— Какой вывод сделаем, Карина?

Окончание вопросов и прилагательных совпадают, значит мы сделали правильно.

— Серёжа, дай определение имени прилагательного.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? В предложениях согласуется с существительным и является второстепенным членом. А сейчас вам предстоит работа по карточкам. В данных текстах найдите и подчеркните прилагательные, а над существительными, к которым они относятся, поставьте крестик.

Ребята 3-ей группы задание выполнили верно, а грамотность я проверю позже.

— Что задано было учащимся 1 и 2 группы?

Упражнение 140. «Четвёртый лишний» Надо было найти среди признаков один, не подходящий к указанному предмету, составить предложения, объяснить,как проверить падёжные окончания существительных и прилагательных.

— Хорошо, поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга правильность выполнения домашнего задания. Ошибки исправьте карандашом.

— А я проверю, что подчеркнули ребята 3-ей группы.

— Ребята, поставьте оценки карандашом, будьте внимательны, доброжелательны во время выставления оценок товарищам, но и в то же время принципиальны!

— А сейчас проверим.

В избушке (какой?) деревянной, тёплой, лесной.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве" 9 класс

Окончание существительного проверяю так: избушка – существительное, 1го склонения, окончание безударное, проверочное слово страна, ставлю в предложном падеже (в чём?) в стране под ударением окончание –е, значит и существительное в избушке пишется –е в безударном положении, а у всех прилагательных окончание –ой, как и у вопроса какой?). На лесной поляне в деревянной избушке живут охотники. Над простором (каким?) синим, бескрайним, морским.

(Окончание существительного над простором проверяю так: простор – существительное 2-го склонения, окончание безударное, проверочное слово стол, ставлю в творительный падеж (над чем?) над столом, под ударением окончание -ом, значит и у существительного над простором пишется –ом в безударном положении). У всех прилагательных безударные окончания –им, проверяем вопросом над простором каким? Синим, окончание –им. Вьются белые чайки над бескрайним морским простором. По тропке (какой?) узкой, незаметной, охотничьей.

Окончание у прилагательного безударные, поэтому проверяю вопросом (какой?) окончание – ой, у всех прилагательных тоже будет –ой, только охотничьей будет – ей, так как это мягкий вариант и пишется разделительный мягкий знак перед окончанием –ей.

Окончание существительного по тропке проверяю так: тропка – существительное, 1-го склонения, стоит в дательном падеже, для существительных 1-го склонения проверочным словом является стена, земля. Ставлю в дательном падеже: (по чему?) по земле. Под ударением пишется –е, значит и в безударном положении тоже пишется –е. по тропке. Наш отряд медленно поднимался в горы по узкой тропке.

— С тигрятами (какими?) шумными, весёлыми, забавными. У всех прилагательных окончания – ыми – твёрдый вариант, так как у вопроса окончание – ими под ударением!!!

Безударные окончания существительного тигрятами проверяем так: тигрёнок – 2го склонения, единственное число, проверочными являются существительные стол, конь. Ставлю во множественное число творительного падежа: столами, ударное окончание – ами, значит и в безударном положении тоже будет –ами, тигрятами.

В зоопарке мы видели тигрицу с забавными тигрятами.

На шляпке (какой?) летней, нарядной, соломенной.

У прилагательных окончания –ой, ей, проверяем вопросом, окончания у вопросов всегда ударные.

У существительного на шляпке безударное окончание проверю следующим образом: шляпка – существительное 1го склонения, проверочными словами являются стена, земля. Ставлю в предложном падеже (на чём?) на стене, на земле, под ударением пишется окончание –е, значит и без ударения, на шляпке.

На соломенной шляпке красовался удивительный цветок.

Из туч (каких?) низких, тяжелых, грозовых. У прилагательных окончания

их, -ых, проверяю вопросом (каких?).

У существительного туч окончания нет, так как туча – существительное, 1го склонения, а во множественном числе родительном падеже у существительного, которые оканчиваются на шипящую мягкий знак не пишется.

— А у каких существительных еще не пишется?

У существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий.

Свежие документы:  Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 6 класс

— Так, а каких же существительных тогда пишется мягкий знак?

Мягкий знак пишется у существительных женского рода, оканчивающихся на шипящие

Предложение составь!

Весь день из низких туч шёл дождь.

Итог домашнего задания.

— Ребята, я довольна вашими ответами, грамотность и правильность выставленных вами оценок товарищам я проверю сама, а на следующем уроке мы это обсудим.

Подведём итог.

— Дайте определение имени прилагательного.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие?

— С какой частью речи всегда согласовывается имя прилагательное?

Имя прилагательное всегда согласовывается с именем существительным в роде, числе, падеже

— Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?

Имена прилагательные обозначают цвет (например: розовый, голубой, красный, белый, серый); величину (огромный, массивный, маленький); форму (квадратный, круглый, длинный); вкус (кислый, сладкий, горький); запах (приятный, ароматный).

— А что еще обозначают имена прилагательные?

Имена прилагательные обозначают различные качества людей и животных: внешность (голубоглазый, черноволосый); возраст (взрослый, молодой, старый); черты характера (скромный, трудолюбивый, упрямый); настроение (радостное, праздничное.

Имена прилагательные обозначают также признак предмета по отношению к другому предмету: материал, из которого изготовлен предмет (стальная пружина, стеклянный шар); назначение предмета (спортивный зал, мужской костюм); отношение предмета к месту (морской порт, городской транспорт); отношение ко времени (летний отдых, зимние забавы).

III. Повторение.

— А теперь переходим к закреплению, повторению, обобщению изученного материала по теме: «Имя прилагательное». И начнём мы с небольшого экскурса в историю. Маша нам подготовила небольшое сообщение из энциклопедии об истории возникновения имён прилагательных.

Сообщение Маши. Внимательно посмотрите на экран, замените эти устаревшие выражения словосочетаниями прилагательное +существительное:

камень — хлеб сон – трава

рать – сила краса – девица

диво – птица камень – стена

— В каких произведениях до сих пор встречаются эти сочетания слов?

Дайте определение имени прилагательного.

К какому литературному жанру относятся старинные былины?

Воспитательный момент.

— Представляете, ребята, как была бедна речь людей в то время, но сейчас у нас всё по-другому. Мы знаем, какую огромную функцию выполняет прилагательное. Используйте имена прилагательные в речи устной и письменной. Тогда ваша речь станет богаче, точнее, понятнее.

Хорошо, продолжим работу. Запишите предложение. Лера, иди к доске.

IV. Объяснительное письмо.

— Объясни все орфограммы, выполни разбор по членам предложения, назови части речи.

На Кубани живет трудолюбивый народ, он добрыми делами прославляет

свою любимую Родину.

V. Словарная работа.

— Ребята, подберите синонимы к слову Родина. Выполним звукобуквенный анализ. Составьте красивые предложения с этими словами

— У каждой страны, у каждого края есть своя символика. Что это?

VI. Выборочный диктант.

— Внимание! Послушайте 1 куплет гимна Краснодарского края.

Свежие документы:  Конспект урока «Путешествие по сказкам»

Выпишите словосочетания прилагательное + существительное.

Закончили. Сколько получилось словосочетаний?

Откройте учебники на странице 107, найдите схему-алгоритм грамматического разбора имени прилагательного. Докажите по схеме, что те слова, которые вы выписали из гимна являются прилагательными


обозначает……..

Слово …. – это прилагательное отвечает ………..

согласовывает с существительным …..

в роде, … числе, …. падеже.

— Как понимаете значение слов: вековой, многоводная, раздольная .

Воспитательный момент.

— Кубанью, нашей родиной, нельзя не гордиться. Природа Кубани уникальна, красива и щедра. Но мало только гордиться этим, славу «жемчужины», «здравницы», «житницы» нужно постоянно поддерживать, вам, ребята, в данное время – своей успешной учёбой, а когда закончите школу, училище – своим самоотверженным трудом.

VII. Работа с учебником.

— Сейчас ребята 3-ей группы выполнят самостоятельно упражнение №2 на стр.107. Юля, прочти задание.

К прилагательному речной подбери подходящие по смыслу имена существительные и составьте словосочетания

— Учащиеся 1 и 2-ой групп упражнение №115 стр.87. Лера, прочти задание.

Сравнить предметы можно по форме, вкусу, характеру и другим признакам. Подбери общий признак для предметов, которые сравниваются. Допиши сравнения. Родовые окончания проверяй вопросом.

— Выполняйте самостоятельно. Пишите, аккуратно, красиво, думая! Следите за осанкой: спина ровная, ноги вместе.

— 3-я группа проверяем.Проверим работу 1 и 2-ой группы.

VIII. Письмо по памяти.

— А сейчас внимание на экран.

Лера, прочти четверостишье выразительно. Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? О каком времени года это стихотворение? Какие прилагательные употреблены в переносном значении?Какими прилагательными их можно заменить? Вставьте пропущенные имена прилагательные. Восстановите их по памяти.

IX. Разбор домашнего задания.

Учащиеся 1и 2-ой группы выполнят упражнение 145 стр.103.

Учащиеся 3-ей группы найдут ошибки в согласовании прилагательное + существительное в задании №6 на стр.108. Запишите задание в дневник.

Итак, подведём итоги.

— Дайте определение имени прилагательного.

— С какой частью речи и в каких грамматических категориях согласовываются имена прилагательные?

— Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?

Молодцы ребята! Все вы работали очень хорошо. Я не зря в вас верила и вы меня не подвели.

Сегодня мы с вами говорили о родине, и о красоте Краснодарского края. Но нельзя не вспомнить о людях, которые прославили нашу прекрасную землю. Об этих людях вы читали в средствах массовой информации, этим людям мы посвящали школьные вечера, беседы, классные часы. Ведь эти люди – гордость Кубани. Их надо знать! Внимание на экран, назовите этих людей, используя словосочетания прилагательное + существительное. Спасибо, ребята, что вы помните и знаете этих замечательных людей. Их имена вписаны в историю Кубани золотыми буквами. Знать и помнить эти славные имена – долг юного поколения кубанцев.

Выставления оценок. Итог урока.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: