Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Как понять, что творится у человека на душе?»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №5» г.Томска







Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

«Как понять, что творится у человека на душе?»



подготовила

учитель начальных классов

Конюкова Агнесса Николаевна





Томск – 2013



Тема урока: «Как понять, что творится у человека на душе?».

Тип урока: введение нового знания

Цели:

1. Развивать умение определять эмоции окружающих по выражениям лица

2. Формировать умение видеть отражение эмоций окружающих и объяснять их

3. Развивать умение сопереживать, делиться своими чувствами.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с человеческими эмоциями; организовать деятельность по выявлению эмоций; отработать знания по определению эмоций.

Развивающие: развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению новых знаний, воспитывать умение работать в коллективе.

Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Планируемые результаты :

Предметные:

  • уметь по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.

  • учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.

Личностные результаты:

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить;

  • уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные результатаы

Регулятивные УУД: выдвигать гипотезы;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

  • самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель;

  • работать с информацией, представленной в разных формах;

  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;

  • оценивать правильность выполнения действий по листу самооценки и по заданным критериям.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

  • предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им;

  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.


Оборудование: — учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.

— рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2011.

— компьютер, проектор, мультимедийная презентация (Приложение 2).

— карточки для индивидуальной работы, для работы в группе;

— листы самооценки (работа в паре);

— дополнительный материал про эмоции (для любознательных).

— цветные карандаши, фломастеры.


Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

(познавательная)

Осуществление деятельности

Формирование способов познавательной деятельности

1. Организационный момент.


Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.


Учащиеся приветствуют гостей, настраиваются на работу на уроке.

Личностные:

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

2. Постановка учебной проблемы.


(слайд 1)





(слайд 2, 3,4,5,6,7)






(слайд 8)

Когда человека легче понять, когда он молчит, или когда говорит?

На доске появляется запись:

Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях (слайд 1)

Маленькие дети ещё не умеют говорить. Взрослые понимают, когда малышу хорошо, а когда его что-то беспокоит?

Предложите ученикам догадаться, что испытывает малыш (слайд 2,3,4,5,6,7)

— Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

На доске появляется запись:

Переживания человека можно понять, даже если он не говорит о них (слайд8)

Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?

Проблема урока записывается на доску.

К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

— Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

— Какую цель можно поставить на данный урок?

по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции в разных ситуациях.


Высказывания учащихся:

— Когда говорит.





— Да.










Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?






Ответы детей


Личностные УУД

— формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

— развиваем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Регулятивные УУД

— развиваем умение выдвигать гипотезы, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные УУД

— совершенствуем умение ориентировать-ся в своей системе знаний

Коммуникативные УУД

— умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы


3.Актуализация опорных знаний.







Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока.

— Я предлагаю Вам поработать с научно-познавательным текстом, из которого вы возьмёте информацию (учебник стр. 18).

— Как вы думаете, о чём будет информация?

— С какой целью вы будете работать с данной информацией?

В ходе беседы, опираясь на прочитанный текст или личный опыт, ученики высказывают предположения, что переживания, которые происходят в нашем внутреннем мире, отражаются на лице, в интонациях нашего голоса, движениях.

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

Высказывания учащихся:









Ответы детей

Личностные УУД

— развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам


Регулятивные УУД

— развиваем умение после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель урока

4. Совместное открытие знаний.






— Ребята, а кто знает что такое эмоции?

— А где можно взять точное определение этого слова?

1. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную)

Душевное переживание, чувство. (Словарь С.И. Ожегова с. 892).

Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Эмоции отличают от чувств и настроений

В отличие от чувств, эмоции не имеют привязки к определённому объекту: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро.


— Что вы нового узнали о эмоциях?

Вы верно отметили, что наши переживания «написаны» у нас «на лице», их можно определить по нашим жестам и интонациям. У людей могут возникать «отрицательные эмоции», и «положительные эмоции».

На доску под стрелками с версиями подписываем названия «отрицательные эмоции», «положительные эмоции».)

— Сейчас я вам раздам карточки с таблицей и словами, а вы самостоятельно попробуйте определить какое задание можно сделать. И распределите слова по колонкам в таблицу.




























Слова: положительные эмоции, эмоции, отрицательные эмоции, испуг, восторг, раздражение,

счастье, тревога, радость, удовлетворение, недовольство, «+», «-».

Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «+»?

— Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «-»?

— Выполнение задания и проверка по эталону

— Выполните самооценку результата своей деятельности:

Выставляю отметку по количеству правильно распределённых эмоций.

«5» — пять правильно распределённых эмоций;

«4» — четыре правильно распределённых эмоции;

«3» — три правильно распределённых эмоции;

«2» — две правильно распределённых эмоции.


Высказывания учащихся:

— В словаре.

















Ответы детей:

Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон

— Связаны с чувством удовольствия или неудовольствия.







положительные эмоции

эмоции

отрицательные эмоции


испуг

+

восторг



раздражение

+

счастье



тревога

+

радость


+

удовлетворение



недовольство





Положительные.


— Отрицательные.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ФИЗМИНУТКА


Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой).

Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени).

Качаем головой (головой вперед назад подвигать).

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить).

Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть.)

Руки вниз, на бочок.

Разжимаем- в кулачок

Руки вверх и в кулачок

Разжимаем на бочок

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

Ноги вместе, ноги врозь.

6.Закрепление полученных знаний

Игра «Покажи эмоцию» (учитель называет действия, а дети показывают эмозии)




Рефлексия учебной деятельности на уроке





Давайте вернёмся к нашему основному вопросу:

— Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

— Как вы думаете, что на данный момент чувствуем мы?

? Кому и что показалось трудным на уроке?

Практическая работа

Организация практической работы «Проявление эмоций, правила проявления эмоций» по материалам учебника и рабочей тетради

— Есть правила поведения человека в разных ситуациях, а есть ли правила проявления эмоций?

Дети: о его переживаниях или радости мы можем узнать по его лицу, мимике, жестам.




Индивидуальная работа в тетради с. 6 -7, № 2, 3

Работа в тетради с.8.



Составление правил проявления эмоций


10. Итог урока



Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?



11. Домашнее задание

Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 3.

Нарисуй сказочного героя с выражением какой-нибудь эмоции на лице. Придумай историю, объясняющую появление этой эмоции у героя. Предложи друзьям догадаться, что за эмоцию ты хотел изобразить.


Используемая литература:

  1. « Окружающий мир . Человек и человечество» 4 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.

  2. Учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 2. А.А.Вахрушев

  3. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс А.А.Вахрушев


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Растения – производители"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: