ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Краевед» 1 класс



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»





Утверждаю:

директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»

________________________ О.Н. Трунова

«____» _________________ 2011 г.



ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


/на 1 год обучения /

/для учащихся 1 класса (7-8 лет)/




Педагог дополнительного образования

МОУДОД «Центр детского творчества

Белгородского района

Белгородской области»

Шевцова Светлана Николаевна,

Директор МОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района

Белгородской области»

Трунова Оксана Николаевна






Белгородский район, 2011 г.

Программа внеурочной деятельности научно-познавательной (краеведческой) направленности «Краевед»


Авторы программы: Шевцова Светлана Николаевна, Трунова Оксана Николаевна


Программа рассмотрена на заседании педагогического совета Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества Белгородского района Белгородской области»


от «30»__августа___2011 г., протокол №1


Председатель ______________________ /О.Н.Трунова/

(подпись) (Ф.И.О.)





















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Страницы


Пояснительная записка


3

Учебно-тематический план 1 года обучения


7

Содержание программы 1 года обучения


12

Материально-техническое оснащение

19

Методическое оснащение


20

Список литературы

22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

В селе Таврово более 70% учащихся школы составляют дети, приехавшие с родителями из других областей страны, из стран бывшего Советского Союза. Они не знают инфраструктуры, незнакомы с традициями, людьми. Многие из учащихся не посещали дошкольные учреждения, поэтому они зачастую несамостоятельны, скованные, тяжело идут на контакт с одноклассниками.

Актуальность программы заключается в социализации учащихся первого класса на основе изучения краеведческого материала.

Программа «Краевед» модифицированная, разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных связей (краеведения, истории, русского языка, изобразительного и декоративно-прикладного искусства).

Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников

Новизна программы заключается в объединении исторического, культурного и социологического подхода к изучению родного села (края).

Цель программы: развитие сопричастности обучающихся к истории и традициям родного села через краеведческую деятельность.


Главные задачи:

  1. Формирование знаний:

    • познакомить с селом Таврово, его географическим положением, инфраструктурой;

    • создать представление о главных вехах в истории села.

    • раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.


  1. Формирование нравственно — эстетических норм:

    • воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;

    • восприятие красоты сохранившихся памятников;

    • развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;

    • соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе), музейной культуре;

    • формирование навыков здорового образа жизни.

Занятия по программе внеурочной деятельности «Краевед» проходят на базе МОУ «Тавровская СОШ» в 1 классе. Количество часов – 1 час в неделю.

Возрастные особенности


Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно новое положение.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами. Поэтому в программу включены занятия по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству, позволяющие дополнительно развивать моторные навыки.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Занятия по данной программе включают в себя смену деятельности, большой наглядный материал позволит эмоционально, красочно преподнести знания обучающимся.

Количество учебных недель в году – 33 недели

Количество детей в группе — 15-20 человек


Формы аттестации воспитанников


Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребенка, об основных интересах, увлечениях (игра «Знакомьтесь, это мы!», диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника)

Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (викторина, творческий конкурс рисунков)

Итоговый контроль включает в себя защиту разработанного проекта «Мое село в будущем» (элементы проектной деятельности).


Предполагаемые результаты реализации программы


1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; знать название страны, области, села, улицы; об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы, об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Краткое описание разделов

Формы работы /Теоретическая часть

Формы работы /Практическая часть

Раздел 1.Введение в образовательную программу

1 час

1.1.

Введение в программу внеурочной деятельности

1

Инструктаж по технике безопасности во время проведения

Изучение самооценки личности младшего школьника

Игра «Знакомьтесь, это мы!»

Раздел 2 История села Таврово до 18 века

4 часа

2.1.

Легенда о Таврово. (История появления села, его названия)

1

Понятие «легенда», версии ученых о названии села,

Конкурс рисунков

2.2

Пять фамилий села Таврово

1

Понятие «фамилия», семантика фамилий

Изучение значений фамилий, игры на сплочение коллектива

2.3

О первом помещике и святом кресте

1

Понятие «помещик», «имение», история помещика Выродова

Экскурсия в школьный музей, творческая мастерская

2.4

Свято-Никольский храм – хранитель Тавровской святыни

1


Экскурсия в Свято-Никольский храм города Белгорода

Раздел 3 История села в 18-20 веках

4 часа

3.1

Что такое родословная?

1

Понятие «родословная», виды родословных,

Составление генеалогического древа своей семьи

3.2

Династия Говорухо-Отроков

1

Понятие «династия», значение родственных понятий (брат, свекр и т.п.)

Экскурсия к дому Говорухо-Отрока

3.3

Юрий Николаевич Говорухо-Отрок – известный критик и писатель 19 века

1

Понятие «критик», «писатель», биография писателя

Изучение рассказа «Отъезд», тренинг «Положительные и отрицательные качества человека»

3.4

Яков Николаевич Говорухо-Отрок – депутат и реформатор

1

Понятие «реформатор», история села в конце 19 века

Экскурсия в школьный музей

Раздел 4. История села Таврово

в годы Великой Отечественной войны

5 часов

4.1

Великая Отечественная война

2

Краткая хронология Великой Отечественной войны, история села в годы войны

Экскурсия в школьный музей, возложение цветов к Памятнику погибших солдат

4.2

«Опаленные войной»

1

как правильно задавать вопросы

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

4.3

Героическое прошлое: Анатолий Григорьевич Ачкасов

1

Биография А. Г. Ачкасова

Письмо герою войны

4.4

Минерам было по шестнадцать

1

Знакомство с книгой В. Черкесова, понятие «минёр», биография Н.Я. Лютенко, правила безопасности при нахождении снарядов, неизвестных предметов

Чтение отрывка из книги, беседа, анализ текста

Раздел 5. Школа в селе Таврово

4 часа

5.1

Первая школа в Таврово

1

История создания школы (103 года назад)

Экскурсия в школьный музей , просмотр презентации

5.2

«Сердце отдают детям»

1

Разучивание стихотворений об учителях

Встреча с ветераном педагогического труда Куценко В.И.

5.3

Правила поведения в школе

1

Знакомство с правилами поведения в школе, правами и обязанностями человека

Разработка правил поведения в школе, на занятиях, на мероприятиях;

5.4

Учитель! Перед именем твоим..

1


Конкурс рисунков «Мои учителя!»

Раздел 6. Инфраструктура села Таврово

6 часов

6.1

Дом Культуры села Таврово

1

История Дома культуры


Экскурсия в Дом культуры, встреча с ветераном труда Телитченко Л.И.

6.2

Люди в белых халатах

1

История Тавровской амбулатории

Экскурсия в Тавровскую амбулаторию, встреча с заведующей Стулиной Л.И.

6.3.

Воспитать человека

1

История создания детского сада

Экскурсия в детский сад, встреча с ветераном труда Салаевой Р.П.

6.4

«Таоспектр»

1

История создания и работы завода «Таоспектр»

Экскурсия на завод «Таоспектр», встреча с директором Андриеенко

6.5

Читайте вместе с нами

1

Понятие «библиотека», «каталог», знакомство со структурой библиотеки

Экскурсия в библиотеку села Таврово имени Ю.Н. Говорухо-Отрока

6.6

Таврово в рисунках детей

1


Выставка рисунков по итогам проведенных экскурсий

Раздел 7. Знаменитые люди села Таврово

3 часа

7.1

Олимпийский чемпион Ю. Куценко

1

Понятие «Олимпийские игры»

Встреча с олимпийским чемпионом Ю.М. Куценко

7.2

Спортивные рекорды села

1

Понятие «здоровый образ жизни», «кандидат в мастера спорта», «мастер спорта», «спортивное ориентирование», «кикбоксинг»

Встреча с чемпионом Европы по спортивному ориентированию Е.И. Ряполовой (Остриковой), чемпионом страны по кикбоксингу Бескишковым А.Ю.

7.3

Назло рекордам!

1


спортивные соревнования

Раздел 8. Современное село – Таврово

3 часа

8.1

Улицы нашего села

1

Понятие «улица», «проспект», «бульвар»

Изучение основных улиц села, разработка названий новых улиц

8.2

Что нам стоит дом построить

1

Понятие «дом, строительство, благоустройство»

Создание макета дома

8.3

Традиционные сельские праздники

1

Понятие «традиция», «обряд», календарные народные праздники

Конкурс рисунков «Праздник в моём селе»

Раздел 9. Социальный проект «Мое село в будущем»

3 часа

9.1

Основные этапы работы над проектом

1

Понятие «проект», основные этапы работы над проектом, выбор варианта создания

«мозговой штурм»

9.2

Основной этап работы над проектом «Мое село в будущем»

1


Работа над созданием проекта

9.3

Защита проекта «Мое село в будущем»

1


Выставка работ «Мое село в будущем»


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Вводное занятие (1 час)

Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.

Форма проведения: беседа, тестирование, игры на знакомство;

Форма подведения итогов: рефлексия «Шкала настроения».


2.История села Таврово (до 18 века)

(4 часа)

2.1 История появления села Таврово.

Легенда о Таврово


Теоретическая часть: понятие «легенда», версии учёных о названии села;

Практическая часть: конкурс рисунков;

Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрация, беседа;

Форма проведения: просмотр презентации, конкурс рисунков «Моё село в далеком прошлом»;

Форма подведения итогов: рефлексия «Куряник», подведение итогов конкурса;

Материал: фотоаппарат, проектор, компьютер.


2.2 Пять фамилий села Таврово


Теоретическая часть: понятие «фамилия», «родословная», история происхождения фамилий;

Практическая часть: работа над заданиями по группам (сплочение коллектива) «История одной фамилии»;

Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрация, рассказ;

Форма проведения: просмотр презентации, игра;

Форма подведения итогов: рефлексия «Светофорик»;

Материал: фотоаппарат, проектор, компьютер, карандаши, фломастеры, бумага.

2.3 О первом помещике и святом кресте


Теоретическая часть: понятие «помещик», «имение», история жизни помещика Выродова;

Практическая часть: экскурсия в школьный музей;

Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрация, беседа;

Форма проведения: просмотр презентации, экскурсия;

Форма подведения итогов: рефлексия «Фруктовое дерево»;

Материал: фотоаппарат, проектор, компьютер.


2.4 Свято-Никольский храм – хранитель Тавровской святыни


Теоретическая часть: понятие «храм», «святыня»;

Практическая часть: экскурсия в Свято-Никольский храм;

Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрация, рассказ;

Форма проведения: экскурсия;

Форма подведения итогов: рефлексия «Смайлик»;

Материал: фотоаппарат.


3.История села Таврово в 18-20 века

(4 часа)

3.1 Что такое родословная


Теоретическая часть: понятие «родословная», виды родословных (нисходящая и восходящая);

Практическая часть: составление генеалогического древа семьи;

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, демонстрация;

Форма проведения: просмотр презентации, творческая мастерская;

Форма подведения итогов: рефлексия «Радуга»;

Материал: фотоаппарат, проектор, компьютер.


3.2 Династия Говорухо-Отроков


Теоретическая часть: понятие «династия», значения родственных понятий (брат, свекр и т.п.);

Практическая часть: экскурсия к дому Говорухо-Отроков;

Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрация;

Форма проведения: экскурсия;

Форма подведения итогов: рефлексия «Ромашки»;

Материал: фотоаппарат.


3.3 Юрий Николаевич Говорухо-Отрок –

известный критик и писатель 19 века


Теоретическая часть: понятие «писатель», «критик», биография писателя;

Практическая часть: чтение и анализ рассказа «Отъезд»;

Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрация;

Форма проведения: беседа, тренинг «положительные и отрицательные качества человека»;

Форма подведения итогов: рефлексия «Небо с облачками»;

Материал: фотоаппарат, презентация, проектор, компьютер.



3.4 Яков Николаевич Говорухо-Отрок – депутат и реформатор


Теоретическая часть: понятие «депутат», «реформатор», биография Я.Н. Говорухо-Отрока, история села в конце 19 века;

Практическая часть: экскурсия в школьный музей (Музей Связи г. Белгорода);

Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрация;

Форма проведения: экскурсия;

Форма подведения итогов: рефлексия «Светофорик»;

Материал: фотоаппарат.


4.История села Таврово в годы Великой Отечественной войны

(5 часов)

4.1 Великая Отечественная война

(2 часа)


Теоретическая часть: краткая хронология Великой Отечественной войны, история села в годы войны;

Практическая часть: экскурсия в школьный музей, возложение цветов к памятнику погибших солдат;

Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрация, показ видеоматериалов;

Форма проведения: экскурсия, митинг;

Форма подведения итогов: рефлексия «Радуга»;

Материал: фотоаппарат, проектор, компьютер, фотоматериалы с мероприятий патриотической направленности.


4.2 Опалённые войной


Теоретическая часть: как правильно задавать вопросы, биография ветерана;

Практическая часть: встреча с ветераном;

Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрация, показ фотоматериалов;

Форма проведения: беседа, «письмо герою войны»;

Форма подведения итогов: рефлексия «Солнышко»;

Материал: фотоаппарат, проектор, компьютер, фотоматериалы из архива ветерана Велико Отечественной войны


4.3 Героическое прошлое Анатолий Григорьевич Ачкасов


Теоретическая часть: биография А.Г. Ачкасова;

Практическая часть: встреча с ветераном;

Методы и приемы: наглядный, словесный, демонстрация, показ фотоматериалов;

Форма проведения: беседа, рассказ, викторина «Что я знаю о войне»;

Форма подведения итогов: рефлексия «Шкала настроения»;

Материал: фотоаппарат, проектор, презентация, компьютер, фотоматериалы из архива ветерана Велико Отечественной войны


4.4 Минерам было по шестнадцать лет


Теоретическая часть: изучение книги В. Черкесова, понятие «минер», биография жителя села Лютенко Н.Я., правила безопасности при нахождении снарядов, неизвестных предметов;

Практическая часть: беседа по содержанию книг, анализ текста;

Методы и приемы: наглядный, словесный, показ фотоматериалов;

Форма проведения: беседа, рассказ;

Форма подведения итогов: рефлексия «Небо с облачками»;

Материал: фотоаппарат, проектор, презентация, компьютер.


5.Школа в селе Таврово

(4 часа)

5.1 Первая школа в Таврово


Теоретическая часть: история создания школы (103 года назад), основатель школы М. Говорухо-Отрок;

Практическая часть: экскурсия в школьный музей, просмотр презентации;

Методы и приемы: наглядный, словесный, показ презентации;

Форма проведения: беседа, рассказ, игра «Школа моей мечты»;

Форма подведения итогов: рефлексия «Курятник»;

Материал: фотоаппарат, проектор, презентация, компьютер, бумага, цветные карандаши.


5.2 Сердце отдаю детям


Теоретическая часть: изучение произведений о школе и учителях;

Практическая часть: разучивание стихотворений об учителях;

Методы и приемы: наглядный, словесный, демонстрация фильма «С Днём Учителя!»;

Форма проведения: беседа, встреча с ветераном педагогического труда В.И, Куценко;

Форма подведения итогов: рефлексия «Фруктовое дерево»;

Материал: фотоаппарат, проектор, презентация, компьютер.



5.3 Правила поведения в школе


Теоретическая часть: изучение правил поведения в школе, правами и обязанностями школьников;

Практическая часть: элементы проектной деятельности «разработка классных правил поведения»;

Методы и приемы: словесный, игровой, практический;

Форма проведения: беседа, элементы проектной деятельности;

Форма подведения итогов: рефлексия «Дядька»;

Материал: фотоаппарат, проектор, презентация, компьютер, бумага, фломастеры.


    1. Учитель! Перед именем твоим


Практическая часть: конкурс рисунков «Мои Учителя»;

Методы и приемы: игровой, практический;

Форма проведения: беседа, конкурс рисунков (творческая мастерская);

Форма подведения итогов: рефлексия «Шкала настроения»;

Материал: фотоаппарат, проектор, презентация, компьютер, бумага, фломастеры.


  1. Инфраструктура села Таврово

(6 часов)

6.1 Дом Культуры села Таврово


Теоретическая часть: история Дома Культуры села Таврово;

Практическая часть: экскурсия в Дом культуры, беседа с работниками культуры;

Методы и приемы: словесный, практический, демонстрационный;

Форма проведения: беседа, экскурсия;

Форма подведения итогов: рефлексия «Смайлик»;

Материал: фотоаппарат.


6.2 Люди в белых халатах


Теоретическая часть: история Дома Культуры села Таврово;

Практическая часть: экскурсия в Дом культуры, беседа с работниками культуры;

Методы и приемы: словесный, практический, демонстрационный;

Форма проведения: беседа, экскурсия;

Форма подведения итогов: рефлексия «Смайлик»;

Материал: фотоаппарат.


6.3 Воспитать человека


Теоретическая часть: история создания детского сада в с. Таврово, понятие «дошкольное учреждение»;

Практическая часть: экскурсия в детский сад, беседа с работниками, игра «Давайте дружить»;

Методы и приемы: словесный, практический, демонстрационный;

Форма проведения: беседа, экскурсия, игра;

Форма подведения итогов: рефлексия «Светофор»;

Материал: фотоаппарат, краски, карандаши, мелки, бумага для рисования.


6.4 «Таоспектр»


Теоретическая часть: понятие «завод», история завода «Таоспектр»;

Практическая часть: экскурсия на завод, встреча – чаепитие с директором завода;

Методы и приемы: словесный, практический, демонстрационный;

Форма проведения: беседа, экскурсия;

Форма подведения итогов: рефлексия «Дерево с яблоками»;

Материал: фотоаппарат.


6.5 «Читайте вместе с нами»


Теоретическая часть: понятие «библиотека», история появления библиотек (с древнейших времен);

Практическая часть: экскурсия в сельскую библиотеку имени Говорухо-Отрока, торжественное посвящение в читатели;

Методы и приемы: словесный, практический, наглядный;

Форма проведения: беседа, экскурсия, урок-посвящение;

Форма подведения итогов: рефлексия «Дерево с яблоками»;

Материал: фотоаппарат.


6.6 «Таврово в рисунках детей»


Практическая часть: обобщение изученного материала, урок-;

Методы и приемы: практический, наглядный;

Форма проведения: беседа, урок-конкурс;

Форма подведения итогов: оформление выставки рисунков;

Материал: фотоаппарат, краски, карандаши, бумага.





7.Знаменитые люди села Таврово

(3 часа)

7.1 «Олимпийский чемпион Юрий Куценко»


Теоретическая часть: понятие «олимпийские игры», история олимпийских игры в Москве 1980 г.;

Практическая часть: встреча с Ю. Куценко, интервью;

Методы и приемы: словесный, демонстрационный, практический;

Форма проведения: беседа, «круглый стол»;

Форма подведения итогов: рефлексия «Волшебная палочка»;

Материал: фотоаппарат, проектор, презентация.


7.2 «Спортивные рекорды села»


Теоретическая часть: понятие «рекорд», «чемпион», «мастер спорта», «кандидат в мастера спорта», виды спорта;

Практическая часть: встреча с А. Бескишковым, Е. Остриковой (Ряполовой), интервью;

Методы и приемы: словесный, демонстрационный, практический;

Форма проведения: беседа, устный журнал;

Форма подведения итогов: рефлексия «Шкала настроения»;

Материал: фотоаппарат, проектор, презентация, фотовыставка.


7.3 «Назло рекордам!»


Практическая часть: спортивные соревнования;

Методы и приемы: практический;

Форма проведения: урок-соревнование;

Форма подведения итогов: рефлексия «Смайлик»;

Материал: фотоаппарат, спортивный инвентарь (скаклки, обучи, кегли).


8. Современное село Таврово

(3 часа)

8.1 «Улицы нашего села»


Теоретическая часть: понятие «улица», «проспект», «бульвар», «переулок»;

Практическая часть: изучение названий улиц села Таврово и микрорайонов, игра «Уличная азбука»;

Методы и приемы: словесный, демонстрационный, практический;

Форма проведения: беседа, устный журнал;

Форма подведения итогов: рефлексия «Светофор»;

Материал: фотоаппарат, презентация.

8.2 «Что нас стоит дом построить»


Теоретическая часть: понятие «дом», составляющие дома, «фундамент», «крыша», «перекрытия», «благоустройство»;

Практическая часть: разработка дома;

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический;

Форма проведения: урок-проект, проектная деятельность;

Форма подведения итогов: защита проекта;

Материал: фотоаппарат, презентация, карандаши, краски, бумага, клей, цветная бумага


8.3 «Традиционные сельские праздники»


Теоретическая часть: понятия «традиция», «праздник», «календарные праздники»;

Практическая часть: участие в традиционном празднике Светлой Пасхи;

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический;

Форма проведения: праздничный концерт;

Форма подведения итогов: рефлексия «Радуга»;

Материал: фотоаппарат


9.Социальный проект «Мое село в будущем»

(5 часов)


Теоретическая часть: понятие «благоустройство», «инфраструктура»;

Практическая часть: разработка плана схемы села с обозначением основных зданий, изготовление деталей домов из бумаги, сборка макета, художественное оформление

Методы и приемы: игровой, работа по образцу;

Форма проведения: творческая мастерская;

Форма подведения итогов: защита проекта;

Материал: фотоаппарат, презентация, карандаши, краски, бумага, клей, цветная бумага, шаблоны


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Для реализации программы внеурочной деятельности предоставлен учебный кабинет 1 класса, оснащенный экраном, компьютером, проектором.

В состав методического обеспечения входят фотографии села Таврово, фотофильм о спортивной династии Остриковых, шаблоны для создания макета, презентации к занятиям.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ


Экскурсия – коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядное представление;

Презентация события (факта, предмета) – описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях;

Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем;

Занятие-чаепитие – создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает;

Интегрированные занятия – занятия, сконструированные и проведенные одним педагогом, имеющим подготовку по нескольким дисциплинам;

«Устный журнал» — форма занятия, отличительной особенностью которой является отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.

«Круглый стол» — коллективная форма работы, заимствованная из передач телевидения и радио, в основе ее лежит методика проведения вечера вопросов и ответов. Круглый стол может включать лекцию, ответы на вопросы ее участников (письменные, устные), просмотр литературы, библиографический обзор книг и статей по теме. Форма круглого стола, как правило, привлекает младших и старших подростков, всегда интересно услышать ответ на только что заданный вопрос.

Концерт, утренник – организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с программой деятельности и образовательной программы;

Ролевая игра — это разыгрывание участниками группы сценки, ситуации с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.


ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ


Завершая занятия, педагог может использовать следующие виды рефлексии:

«Светофор». Детям по окончании занятия необходимо прикрепить к одному из цветов светофора значок (квадратик, звездочку). Красный цвет – чувствовал на занятии дискомфорт, было скучно и неинтересно. Желтый цвет – были интересные отдельные моменты на занятии. Зеленый цвет – занятие познавательное, интересное, запоминающееся.

«Шкала настроения» («Букет настроения»). У обучающихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия.

«Солнышко» Самый простой вариант — показываем обучающимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Дети подходят к доске и вставляют лучики.

«Смайлик», «Ромашка». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.



«Волшебная палочка». — Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь…(кому?)

«Радуга». В конце занятия предлагается продолжить одну из фраз



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Антология современной литературы Белгородчины. — Белгород, 1993.

  2. Белгородоведение. Учебник для общеобразовательных учреждений. — Белгород, 2002.

  3. Белогорье, синие дали. Фотоальбом о Белгородской области. /Под ред. Соболева. -М.Планета, 1984./

  4. Белгородская область /Сост. Н. Кузнецов — Воронеж, 1967./

  5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

  7. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000.

  8. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.

  9. Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001.

  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 2009.

  11. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.

  12. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. — М., 2005.

  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).


ИЛЛЮСТРАЦИИ


  1. https://forum.fotowedding.ru/viewforum.php?f=50

  2. https://festival.1september.ru/articles/527951/

  3. https://festival.1september.ru/articles/529091/


Свежие документы:  Сценарий ко дню матери «Моя мама лучшая на свете»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: