Музейная педагогика и краеведение в культурном и нравственном воспитании школьников


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРИГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»












Музейная педагогика и краеведение в культурном и нравственном воспитании школьников












Рудная Марина Рудольфовна,

учитель православной культуры,

руководитель школьного музея













с.Стригуны Борисовский район Белгородская область


В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём. Обращаясь к действующему гражданскому законодательству, видно, что Законом Российской Федерации «О свободе совести и религиозных организациях» со всей определенностью «признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры» [1]. Из этого законодательного признания со всей очевидностью вытекает не только возможность, но и необходимость духовно-нравственного воспитания учащихся в образовательных учреждениях.

Сегодня для отечественной педагогики проблема нравственного и духовного воспитания молодежи становится наиболее злободневной. Перед современной школой стоит трудная задача — воспитать школьника с активной жизненной позицией, положительными ценностными ориентациями, патриота своей страны [2]. К сожалению, современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей, отказывается чтить вековые традиции родного народа. Восполнить эти пробелы в воспитании подрастающего поколения по силам школьному краеведению. Какую роль играет музейная педагогика и краеведение в духовном и нравственном становлении личности?

Академик Д.С. Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности», которая «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». Он утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма» [3].

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памяти, материальной, духовной жизни народа и содействует расширению кругозора учащихся и формированию их познавательных интересов, активизации поисково-исследовательской деятельности. Школьники с большой заинтересованностью занимаются поисково-исследовательской и литературно-творческой деятельностью, систематизацией и пополнением музейных фондов, организацией экскурсий и тематических выставок, проведением различных внеклассных мероприятий по итогам поисковой работы, уходом за родниками, памятниками старины, могилами ветеранов Великой Отечественной войны. Их увлеченность краеведением неподдельная. Благодаря поисковой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков.

Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Основываясь на кропотливой краеведческой деятельности, учащиеся создают глубокие по содержанию исследовательские работы, находят ценные фотографии, исторические документы, которые пополняют фонды школьного музея, приобретая бесценный опыт. Вот некоторые темы поисково-исследовательских работ: «Семейная реликвия-частичка истории моей страны», «Тайна старой фотографии», «История одной медали», «Моя родословная», «Людей неинтересных в мире нет», «Человек труда», «Трудовая династия», «История колхоза имени В.И.Ленина» и другие.

Современные информационные технологии дают школьникам возможность создавать полноценные мультимедийные продукты, основанные на краеведческом материале, например: «Стригуновский храм Трех Святителей», «Храмы Борисовки: история и современность», «Оперный певец Лошак А.А.», «П.Я.Барвинский–артист, режиссер, писатель», «Родники родного края», «Символика Белгородской области» и др. Эти ученические работы могут пополнить творческую лабораторию музея школы и в дальнейшем служить хорошим методическим наглядным пособием.

Очень оживляют работу элементы поиска, исследования, учащиеся обращаются к историческим документам, встречаются со старожилами, ветеранами войны и труда, работниками музеев, библиотек, что способствует развитию навыков общения с представителями различных возрастов и социальных групп [4].

Таким образом, краеведение является одним из эффективных средств нравственного и духовного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Через музейную педагогику представляется блестящая возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Чем раньше учащиеся начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 05.12.2012) «О свободе совести и о религиозных объединениях».


2. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 07.10.2013)
«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы».


3. Лихачев, Д.С.Земля родная. М.:Просвещение, 1983.

4. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:Высшая школа, 2004.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: