Граф. Решение задач с помощью графа, 6 класс




Назарбаев Интеллектуальная школа физико- математического направления

г. Кокшетау Акмолинская область
















Конспект урока по информатике

в 6 классе

«Граф.

Решение задач с помощью графа».







Подготовила учитель информатики

Нурмуханова Асель Сериковна












Кокшетау

2011




Тема урока: Граф. Решение задач с помощью графа.

Цель урока: Составить представление об организации информации в виде дерева (графа). Освоить понятие граф. Научиться решать задачи с помощью графов.


Знание

Ученик знает назначение графов

Понимание

Умеет приводить примеры использования графов в различных учебных предметах (химия, информатика, биология, геометрия и др.) и повседневной жизни.

Применение

Умеет записывать арифметические выражения в виде графов, отражать информацию в виде семантической сети, изображать классификации различных объектов в виде дерева

Анализ

Умеет из множества предметов вычленить объекты, обозначить связи между ними.

Оборудование: компьютер, таблицы, карточки. Длительность урока:40 мин

План урока

I этап Орг.момент (3 мин)

II этап Новая тема. Понятие графа.(8 мин)

Графы являются существенным элементом математических моделей в самых разнообразных областях науки и практики. Они помогают наглядно представить взаимоотношения между объектами или событиями в сложных системах. Многие алгоритмические задачи дискретной математики могут быть сформулированы как задачи, так или иначе связанные с графами, например задачи, в которых требуется выяснить какие-либо особенности устройства графа, или найти в графе часть, удовлетворяющую некоторым требованиям, или построить граф с заданными свойствами.

Легко найти примеры графов в самых разных областях науки и практики. Сеть дорог, трубопроводов, электрическая цепь, структурная формула химического соединения, блок-схема программы

Решение многих математических задач упрощается, если удается использовать графы. Представление данных в виде графа придает им наглядность и простоту. Многие математические доказательства также упрощаются, приобретают убедительность, если пользоваться графами. Для решения логических задач удобно использовать графы.

Графы – это рисунки, которые состоят из точек и линий, соединяющих эти точки.

Каждая пара точек в графе может быть соединена линиями. Линия указывает на связь между двумя точками.

Точки называются вершинами графа, а линиями рёбрами.

Ребро может иметь направление, которое указывается стрелочкой.

У графа обязательно есть вершины.

Граф без рёбер называется пустым.

Примеры различных графов приведены на рисунке.

Дерево (граф) – это способ организации информации об отношениях между объектами.

Слово «дерево» в теории графов означает граф, в котором нет циклов, то есть в котором нельзя из некоторой вершины пройти по нескольким различным ребрам и вернуться в ту же вершину.

Свежие документы:  План-конспект урока Системы счисления (10 класс)

Первая работа по теории графов принадлежит Леонардо Эйлеру (1736г).

Термин граф впервые ввёл 1936г Венгерский математик Денеш Кениг. Графами были названы схемы состоящие из точек и соединяющие эти точки отрезков прямых или кривых.

С помощью графов часто упрощалось решение задач, сформулированных в разных областях знаний: в автоматике , электронике, физике, химии.

С помощью графов изображаются схемы дорог, газопроводов, тепло и электро сетей.

Графы в которых не построены все возможные рёбра называется не полными графами.

III этап. Представление информации в виде дерева. (2 мин)

Особым видом графа является дерево. Данная форма модели применяется тогда, когда элементы моделируемого объекта находятся в состоянии какого-либо подчинения и соподчинения, когда есть отношение иерархичности. Модель управления предприятием (школой, театральным коллективом и т. д.) очень удобно представлять в виде дерева.

Описать граф- это значит, ответить на вопросы:

Сколько вершин?

Есть рёбра?

Есть направление?

Все ли вершины соединены рёбрами?

На каких школьных предметах вы встречались с графами, приведите примеры?

Учитель приводит несколько примеров. Вам хорошо известно понятие «родословное дерево» и вы можете изобразить в такой форме ваши родственные отношения. Каталог файлов на диске, также как и библиотечный каталог — примеры информационных моделей в форме дерева.

IV этап.Заполнение схемы. Применение графа. (3мин)




















V этап. Применение знаний и закрепление изученного. (15 мин)

Рассмотрим одну из простейших задач: «Крас­ный, синий, желтый и зеленый карандаши лежат в четырех коробках по одному. Цвет карандаша от­личается от цвета коробки. Известно, что зеленый карандаш лежит в синей коробке, а красный не лежит в желтой. В какой коробке лежит каждый карандаш?»

Обозначим точками карандаши и коробки. Сплошная линия будет обозначать, что карандаш лежит в соответствующей коробке, а пунктирная, что не лежит. Тогда с учетом задачи имеем граф (1).

Далее достраиваем граф по следующему прави­лу: поскольку в каждой коробке может лежать ровно один карандаш, то из каждой точки должны выходить одна сплошная линия и три пунктирные. Получается граф (2) дающий решение задачи.


Задача1: Алия решила маме на день рождения подарить букет цветов (розы, тюльпаны или гвоздики) и поставить из или в вазу или в кувшин.

Сколькими способами это можно сделать.

Решение. Отметим точками цветы (РТГВК) (вершины графа)

А связи между ними -линиями между точками (рёбра графа)

По рисунку видно, что таких сопопбов — 6


* розы * тюльпан *гвоздики

Свежие документы:  Конспект урока информатики для 5 класса "Табличная форма записи плана действий"



* ваза *кувшин



Задача2. Ранним утром Миша Маша, Асем обменялись приветствиями каждый с каждым. Сколько всего было приветствий. Решите задачу с помощью графа. Нарисуй граф в рабочей тетради.

Задача3. Шесть футбольных команд должны сыграть матчи, каждая с каждой. Уже сыграли матчи.

А с В, Г,Е Г с А,Д,Е

Б с В,Д,Е Д с Б,Г,Е

В с А,Б Е с А,Б,Г,Д

Сколько матчей сыграно и сколько осталось сыграть.

Задача4. Мадии утром собрался в школу, но по пути он должен зайти в аптеку за лекарствами. Сколькими способами он может это сделать.

Задача5. В квартирах №1,2,3 жили три друга: Айдар, Тима и Саша. Известно, что в квартирах №1 и 2 жил не Айдар. Тима жил не в квартире №1. В какой квартире жил каждый из друзей.

Ответ:


Айдар

Тима

Саша

№1

+

№2

+

№3

+


Задача6. Арман, Мадии, Тимур, Сергей заняли на математической олимпиаде четыре первых места. Когда их спросили о распределений мест, они дали три ответа: Сергей – первый, Мади– второй, Сергей -второй, Арман – третий, Тимур – второй, Арман – четвертый. Известно, что в каждом ответе только одно утверждение верно. Как распределились места?

Ответ: С-1 Т-2 А -3 М-4.

Задача7. Григорий играли в шахматы. Каждый сыграл с каждым по одной партии. Сколько партий было сыграно?

Решение: Решим задачу с помощью полного графа с четырьмя вершинами А, Б, В, Г, обозначенными по первым буквам имен каждого из мальчиков. В полном графе проводятся всевозмож­ные ребра.

В данном случае отрезки-ребра обозна­чают сыгранные шахматные партии. Из рисунка видно, что граф имеет 6 ребер, значит, и партий было сыграно 6.

Задача8.Из города А в город Б ведут две дороги, из города Б в городок В -тоже две дороги и из города А в город В – тоже две дороги. Нарисуй схему и сосчитай все возможные пути из города А в город В. Ответ: 6 партий .

Задача9. Андрей, Борис, Виктор и Григорий после возвращения из спортивного лагеря подари­ли на память друг другу свои фотографии. Причем каждый мальчик подарил каждому из своих друзей
по одной фотографии. Сколько всего фотографий было подарено?

Решение. I способ. С помощью стрелок на ре­брах полного графа с вершинами А, Б, В и Г показан процесс обмена фотографиями. Очевидно, стрелок в 2 раза больше, чем ребер, т.е. 6*2 = 12. Столько же было подарено и фотографий.

Свежие документы:  Что умеет компьютер_Никитин Иван

II способ. Каждый из четверых мальчиков пода­рил друзьям 3 фотографии, следовательно, всего было роздано 3 • 4 = 12 фотографий.

О т в е т: 12 фотографий.

VI этап. Рефлексия. (5 мин)

«Почему понятие графа изучается в школьном курсе информатики?»

Дополнительные вопросы:

  • Нужно ли на уроках информатики знакомиться с понятием графа и учиться строить их?

  • Как вы считаете, с какой целью было введено понятие графа в школьный курс информатики?

  • Какие качества личности позволяет развить умение строить графы?

Попробуйте сделать вывод о значении информатики и графов в частности для остальных учебных предметов. Информатика дает инструмент для познания любой научной дисциплины.

VII этап. Домашнее задание: Дополнить схему примерами применения графов. (1 мин)

VIII этап. Итог урока. Выставление оценок. (1 мин)



Список литературы:

1. Нагибин Ф.Ф. Применение графов для решения логических задач.

// Математика в школе. — 1964. — № 3.

2. Шедивы Я. Решение логических задач при помощи графов.

// Математика в школе. — 1967. — № 6.

3. Березина Л.Ю. Графы помогают решать логические задачи.

// Математика в школе. — 1972. — № 2.

4. Федосеев В.Н. Элементы теории вероятностей для VII—VIII классов средней школы.

// Математика в школе. — 2002. — № 4.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: