МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
МУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»
Республика Бурятия
Рабочая программа
Общая биология
9 класс, 70 часов
Шадрина Юлия Васильевна
учитель биологии,
высшая категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. «Дрофа», 2001 г. стр. 57-108), рассчитанной на 70 часов (2 урокf в неделю)
в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова «Основы общей биологии»/ под ред. И.Н.Пономаревой. — М., «Вентана-Граф», 2007г
Программа адресована учащимся 9 класса МОУ «Селенгинская средней общеобразовательной школ»
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
В программе расширен краеведческий материал. Изучение курса ведется с использованием местного материала (гербария местной флоры, натуральных объектов и т.п.)
Задачи раздела «Общая биология»
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, критического мышления,продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей с положительной «Я — концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Содержание учебной программы:
«Введение» — 3 часа.
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
Тема 1 «Основы цитологии» — 10 часов.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке). Строение клетки: строение и функции основных компонентов. Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.
Тема 2 «Организм, его свойства и развитие» — 5 часов.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
Тема 3 «Основы генетики» — 10 часов.
Основные понятия генетики. Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
Тема 4 «Основы селекции» — 4 часа.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Клеточная инженерия. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
Тема 6 «Эволюционное учение» — 11 часов.
Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.
Тема 7 «Происхождение человека» — 6 часов.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека. Движущие сила и этапы эволюции человека. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Тема 8 « Основы экологии» — 11 часов.
Экология как наука. Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов. Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.
Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле. Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека. Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема. Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
в 9 классе проводится 7 лабораторных работ ( согласно лабораторным работам данным в учебнике)
Технологическая карта
Общая биология. 9 класс. 70 час.
Тема урока/ Тип урока | Время/ дата | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки | Практическая /лабораторная работа | Методы | Формы орг-ии познав. дея-ти | Средства обучения | Вид контроля | примечание | |
ВВЕДЕНИЕ – 3 ч |
| |||||||||
1 | Введение. Биология – наука о жизни Урок – актуализация
|
| Цели и задачи биологии; признаки живой и неживой природы; уровни организации живого. Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. | Характеризовать уровни организации жизни, приводить примеры. Объяснять свойства живых организмов, приводить примеры. Характеризовать многообразие форм жизни в природе, приводить примеры |
| Беседа, объяснение репродуктвный | Фронтальная | § 1 |
|
|
2 | Общие свойства живого У-к изучения нового материала |
|
| Беседа, объяснение М.проблемного обучения | Фронтальная | § 2 рис. 1 Диск Био 9 кл.
| опрос |
| ||
3 | Многообразие живых форм У-к обобщения и систематизации знаний |
|
| Беседе, объяснение репродуктивный | фронтальная | § 3 рис. 2 Диск Био. 9 кл Табл. | тест |
| ||
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ — 10 ч. |
|
| ||||||||
4 | Цитология – наука о клетке У-к изучения нового материала |
| Краткий экскурс в историю изучения клетки. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. | Положение клеточной теории; история создания К.Т., значении Характеризовать основные положения клеточной теории, делать вывод о клетке как структурной и функциональной единицы живого |
| Объяснение с элементами лекции репродуктивный | фронтальная | § 4 рис.4 Диск Био. 9 кл Табл. | Фронтальный опрос |
|
5 | Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки У-к изучения нового материала |
| Биологически важные химические элементы в клетке, классификация элементов; свойства воды; липиды; значение элементов и веществ; Понятие полимер, мономер; строение углеводов и липидов, их структуры функции. | Характеризовать химический состав клетки, роль углеводов, липидов, воды в клетке и жизни организма, Сравнивать строение клеток растений и животных, делать вывод о клетке как структурной и функциональной единицы живого |
| Объяснение с элементами лекции, Репродуктивный с элементами проблемных задач | Фронтальная | §5 рис.5,6 Диск Био. 9 кл Табл. | Тест, фронтальный опрос |
|
6 | Органические вещества клетки У-к изучения нового материала |
| Химический состав белков, строение белков, структура и свойства белков; функции белков, аминокислоты Нуклеиновые кислоты, их состав, строение и функции, структурные формулы Строение, функция АТФ | Характеризовать химический состав клетки, роль белков, роль НК, роль АТФ в клетке и жизни организма Различать структуры белков, строить из аминокислот молекулы белков Строит молекулы ДНК, РНК, отличия видов РНК Строить АТФ, АДФ, АМФ, их отличия от НК и между собой |
| Объяснение, беседа с элементами лекции м.проблемного обучения | Фронтальная Групповая | § 5,6 рис.7,8 Диск Био. 9 кл Табл. | Индивидуаль-ный опрос, фронтальный опрос ПР№1
|
|
7 | Органоиды клетки Комбинированный у-к |
| Цитоплазма, ее состав, значение; одно- и двумембранные компоненты клетки; немембранные компоненты; органоиды движения Ядро – главная часть клетки; строение и значение ядра; Ядерные и безъядерные организмы | На рисунках, таблицах узнавать основные части и органоиды клетки, сравнивать строение клеток растений и животных, Отличать одно- и двумембранные органоиды. Обосновывать важность ядра, ядерного вещества в клетке, характеризовать строение и функции клеток прокариот и эукариот, особенности строения вирусов, находить ядро на схемах |
| Конспектирование, анализ таблиц, иллюстрирование Проблемный, частично-поисковый | Групповая парная | §7 — 8 рис.9-12 Диск Био. 9 кл Табл. | Тест, фронтальный, индивидуа-льный
|
|
8 | л/р многообразие клеток |
| Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом. Плазмолиз деплазмолиз. Растительные ткани (покровная, ассимиляционная, запасающая). | Распознавать растительную, животную, грибную клетки. Называть сходства и различия. Распознавать растительные ткани. Готовить микропрепараты. | Л/Р. Строение клеток (стр. 228) | Создание проблемной ситуации | Фронтальная, индивидуальная Зачет | Стр. 228 | Верно ли, что ядро – главная часть клетки ПР№2 |
|
9 | Обмен веществ и энергии в клетке У-к изучения нового материала |
| Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм, катаболизм, Ассимиляция, диссимиляция, структура АТФ | Характеризовать процессы обмена веществ в клетке , строить структурные формулы АТФ, АДФ, АМФ |
| Объяснение, работа по схемам м.проблемный | фронтальная | § 9 рис.13 Диск Био. 9 кл Табл. | Тест, зачет |
|
10 | Биосинтез белка в клетке У-к изучения нового материала |
| Наследственная информация. Процесс передачи информации. Роль ДНК в этом процессе Процесс трансляции; место его протекания, стадии Удвоение ДНК, и-РНК, синтез ее по матрице ДНК. Место протекания процесса. Генетический код; его свойства, значение; таблица генетического кода
| Дать понятие генетическая информация, ген, характеризовать процесс передачи информации и роль ДНК в этом процессе 1 стадию синтеза белка, обосновать роль ДНК как хранителя информации о строении белка. Строить схему этапа и определять место этапа в клетке. Показать значение биосинтеза белка, характеризовать второй этап синтеза белка – транскрипцию, показать как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в белке, пользоваться таблицей генетического кода, обосновывать свойства генетического кода. Строить схему этапа и определять место этапа в клетке. Показать как по последовательности нуклеотидов и генетического кода происходит третий этап синтеза белка – трансляции. Строить схему этапа и определять место в клетке |
| Беседа, элементы лекции, работа по схемам м.проблемного обучения | фронтальная | § 10 рис. 14,15 Диск Био. 9 кл Табл. | Фронтальный Индивидуальный опрос ПР№3 |
|
11 | Биосинтез углеводов -Фотосинтез У-к изучения нового материала |
| Понятие о фотосинтезе, история изучения ф/с; фазы ф/с; значение, место протекания фотосинтеза Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. | Дать понятие, характеристику процессам фотосинтеза, фаз фотосинтеза, показать взаимосвязь фаз ф/с, составлять схемы ф/с и привязывать отдельные их этапы к различным клеточным органеллам, иллюстрировать свой ответ простейшими схемами. Показать значение ф/с как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ, поглощение СО2 и О2. |
| Объяснение с элементами лекции, работа по схемам м.проблемного обучения | Фронтальная
| §11 рис.16,17 Диск Био. 9 кл Табл. | Фронтальный опрос, тест, Индивидуа-дьный контроль |
|
12 | Обеспечение клетки энергией У-к изучения нового материала |
| Авто- гетеротрофы; окисление органических веществ без кислорода – гликолиз; фазы гликолизы Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке. Биологическое окисление; фазы цикла Кребса. Значение. Роль митохондрий | Дать понятия авто и гетеротрофных организмов, гликолиза, фаз энергетического процесса. Характеризовать три этапа энергетического обмена на примере углеводного обмена, реакции подготовительного обмена и гликолиза, обосновывать различные пути распада ПВК, составлять схемы и привязывать отдельные их этапы к различным клеточным органеллам, иллюстрировать свой ответ простейшими схемами Характеризовать цикл Кребса, составлять схемы и привязывать отдельные их этапы к различным клеточным органеллам, иллюстрировать свой ответ простейшими схемами. |
| Объяснение с элементами лекции, работа по схемам м.проблемного обучения | Фронтальная, | § 12 рис.18 Диск Био. 9 кл Табл. | Фронтальный опрос Тест Контрольная работа |
|
13 | Обобщающий у-к У-к комплексного применения знаний |
| «Основы цитологии» |
|
| репродуктив, проблемный, частично-поисковый | индивидуальная |
| Тест, контрольная работа
|
|
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 5 ч. |
|
| ||||||||
14 | Типы размножения организмов У-к обобщения и систематизации знаний |
| Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
| Называть отличительные особенности разных типов размножения организмов, приводить примеры. |
| Объяснение, беседа Репродуктивны м.проблемного обучения | фронтальная | § 13 Диск Био. 9 кл Табл. | тест |
|
15 | Деление клетки. Митоз У-к изучения нового материала |
| Размножение организмов; деление клеток. Митоз, фазы митоза. Строение хромосомы. Бесполое и половое размножение. | Характеризовать способы размножения организмов – бесполое, половое, набор хромосом в клетках, хромосомный набор каждого вида, формы и размеры хромосом, их роль в хранении и передачи информации. Характеризовать фазы митоза их значение, место процесса в клетке, жизненный цикл клетки. Строить схему митоза. | Л/Р Деление клеток митозом, (стр 229) | Работа с книгой, Беседа, объяснение, Работа по схемам Частично-поисковый, м.проблемного обучения | Групповая, фронтальная | § 14 рис. 20-22 Диск Био. 9 кл Табл. | Взаимоопрос, Индивидуальный контроль
|
|
16 | Образование половых клеток. Мейоз У-к изучения нового материала |
| Половое размножение организмов. Мейоз. Фазы мейоза. Отличия от митоза. Процесс образования половых клеток – оогенез, сперматогенез. Фазы процессов. | Характеризовать мейоз, фазы мейоза, строить схему мейоза, сравнивать митоз и мейоз, особенности процессов, протекающих в профазе1ю Дать понятия о гаметогенезе, оогенезе, сперматогенезе, половых клетках. Показать особенности образования половых клеток, отличия оогенеза и сперматогенеза. Строить схемы процессов |
| Работа с книгой, беседа м.проблемного обучения | фронтальная | §15 рис.23-24 Диск Био. 9 кл Табл. | Фронтальный опрос, тест |
|
17 | Онтогенез – индивидуальное развитие организмов у-к изучения нового материала |
| Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
| Характеризовать стадии развития организма – эмбриогенеза, типах постэмбрионального развития. Показать вредное влияние на эмбрион никотина, алкоголя, химических веществ. | П/Р (дома) Онтогенез на примере цветковых растений | Объяснение с элементами лекции Работа с учебником м.проблемного обучения | Фронтальная | § 16 Табл. | Взаимоопрос Тест
|
|
18 | Обобщающий урок У-к комплексного применения знаний |
| по теме «Онтогенез» |
|
| Репродуктивный частично-поисковый, проблемный | Индивидуальная |
| Тест, ПР№4 зачет |
|
ОСНОВНЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ 10 ч. |
|
| ||||||||
19 | Наука – генетика У-к изучения нового материла |
| Краткий экскурс в историю генетики. методы генетики; Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
| Характеризовать методы генетики, дать понятия генотип, фенотип, гибриды. Применять символику. |
| Лекция с элементами беседы репродуктивный | фронтальная | § 17,18 Табл. | Фронтальный опрос |
|
20 | Моногибридное скрещивание законы Менделя у-к изучения нового материала |
| 1закон Менделя; гибриды первого и второго поколения; фенотипе, генотип. Второй закон Менделя. Причины расщепление признаков Аллельные гены. анализирующее скрещивание; неполное доминирование; промежуточное наследование генов; принцип чистоты гамет | Применять 1 закон, 2 закон Менделя для решения задач, решать задачи, сравнивать фено- и генотипы, гомо- и гетерозигот Решать задачи на анализирующее скрещивание, обосновать возникновение промежуточного признака, определять генотипы особей, объяснять отличие родительских форм и потомков. |
| Объяснение с элементами лекции, Репродуктивный м.проблемного обучения | Фронтальная, индивидуальная
| § 19 рис. 27-28 Диск Био. 9 кл Табл. | Фронтальный опрос Индивидуальный контроль Задачи |
|
21 | Дигибридное скрещивание У-к изучения нового материала |
| Дигибридное скрещивание; независимое наследование; третий закон Менделя, Решетка Пенетта | Характеризовать дигибридное скрещивание, строить решетку Пенетта и пользоваться ею при решении задач, определять генотипы и фенотипы особей. объяснять отличие родительских форм и потомков. | Л/Р решение генетических задач, стр. (229) | Объяснение с элементами лекции, решение задач Репродуктивный м.проблемного обучения
| Фронтальная, индивидуальная | § 20 рис.29-30 Диск Био. 9 кл Табл. | Тест Индивидуальный контроль Решение задач |
|
22 | Сцепленное наследование генов. Генетика пола У-к изучения нового материала |
| Группа сцепления; сцепленное наследование; генетические карты; хромосомное определение пола; наследование, связанное с полом; наследование гемофилии | Обосновывать сцепленное наследование признаков, вывести формулировку закона Моргана, по формулам и процессам расщепления определить возможный пол потомства, наследование заболеваний, решать задачи на определение пола и наследование заболеваний, объяснять отличие родительских форм и потомков. |
| Объяснение, беседа Репродуктивный м.проблемного обучения | Фронтальная индивидуальная | § 21, 23 рис.31-33 Диск Био. 9 кл Табл. | Индивидуальный контроль
|
|
23 | Взаимодействие генов У-к изучения нового материала |
| Множественное действие генов; отношение ген-признак; цито-плазматическая наследственность; качественные и количественные признаки; влияние среды; норма реакции | Характеризовать основные типы взаимодействия генов, показать наличие цитоплазматической наследственности, решать генетические задачи, объяснять отличие родительских форм и потомков. |
| Работа с учебником, беседа м.проблемного обучения, репродуктивный | Парная. Фронтальная | § 22 Табл. | Фронтальный опрос задачи
|
|
24 | Виды изменчивости У-к изучения нового материала |
| Наследственная изменчивость, модификационная изменчивость, признаки наследственности, типы наследственной изменчивость. Виды мутационной изменчивости, эксперимент получения мутаций, значение мутаций, закон гомологичных рядов. | Характеризовать мутационную изменчивость, виды мутационной изменчивости, причины этой изменчивости, сравнивать модификационную и мутационную изменчивости, причины возникновений изменчивости |
| Работа с учебником, объяснение Репродуктивный м.проблемного обучения | Парная, фронтальная | §24-25 рис.34-36 Диск Био. 9 кл Табл. | Тест, решение задач ПР№7 |
|
25 | Наследственность человека. Лечение и предупреждение наследственных заболеваний У-к изучения нового материала |
| Роль наследственных изменений для человека, генетика и медицина, методы изучения наследственных заболеваний, лечение и профилактика возникновения наследственных заболеваний. | Характеризовать методы изучения наследственности человека, обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнений природы, употребления алкоголя, наркотиков, никотина, объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, объяснять отличие родительских форм и потомков. |
| Работа с учебником, конспектирование репродуктивный | Индивидуальная | § 26 рис.37-39 | Индивидуальный контроль Контрольная работа |
|
26 | Лабораторная работа Урок-практикум |
| Изучение наследственных признаков на примере растений. | Выявлять наследственную и модификационную изменчивости, находит общие признаки и признаки различия | Л/Р | Проблемный м. Частично-поисковый | Парная, индивидуальная | Стр. 230 |
|
|
27 | Решение задач У-к практического применения знаний |
| Решать задачи, применяя знания законов наследования признаков |
| Практикум Репродуктивный Частично-поисковый | Индивидуальная, консультация |
| ПР№5, 6 |
| |
28 | Итоговый урок У-к контроля знаний
|
| по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» |
| Частично-поисковый, м.проблемного обучения, репродуктивный | Индивидуальная, консультация |
| Индивидуальный опрос Зачет |
| |
ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ 4 ч. |
|
| ||||||||
29 | Селекция как наука Генетические основы селекции организмов. У-к изучения нового материала |
| Наука селекция, задачи селекции, этапы возникновения науки, Основные методы селекции – искусственный отбор и его роль, родственное скрещивание, гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, работы Мичурина, искусственный мутагенез. | характеризовать науку селекция, обосновать значение трудов Вавилова, Мичурина Характеризовать методы селекции |
| Беседа, элементы лекции м.проблемного обучения | Фронтальная | § 27 рис. 40 Диск Био. 9 кл
| Фронтальный опрос |
|
30 | Особенности селекции растений У-к изучения нового материала |
| Современное состояние селекции растений, животных, микроорганизмв, методы селекции, основные центры происхождения растений и животных | Называть и показывать центры происхождения растений и животных, характеризовать методы селекции микроорганизмов, значимость методов |
| Беседа, элементы лекции м.проблемного обучения | фронтальная | § 28 Табл. | взаимоопрос |
|
31 | Особенности селекции животных У-к изучения нового материала |
|
| Беседа, рассказ, обсуждение Репродуктивный м.проблемногг обучения | фронтальная | § 30 | Фронтальный опрос |
| ||
32 | Основные направления селекции микроорганизмов У-к изучения нового материала |
|
| Беседа, рассказ, Обсуждение проблемный | Фронтальная, групповая | § 31
| Фронтальный опрос ПР№8 |
| ||
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 6 ч |
| |||||||||
33 | Представления о возникновении жизни на Земле У-к изучения нового материала |
| Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. |
| Лекция м.проблемного обучения | фронтальная | § 32 рис. 45 Диск Био. 9 кл Табл. | тест |
| |
34 | Современная теория возникновения жизни на Земле. У-к изучения нового материала |
| Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. |
| Работа с учебником, дополнительной литературой, элементы лекции Проблемный м. | Парная, фронтальная | § 33 Диск Био. 9 кл Табл. | опрос |
| |
35 | Значение фотосинтеза и круговорота веществ У-к изучения нового материала |
| Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. |
| Объяснение, с элементами лекции м.проблемн.об. | фронтальная | § 34 Диск Био. 9 кл
| Фронтальный опрос, тест |
| |
36 | Этапы развития жизни на Земле. У-к изучения нового материала
|
| Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | Характеризовать основные этапы происхождения жизни, называть отличительные черты каждого этапа, основные метаморфозы |
| Лекция, заполнение таблицы репродуктивный | фронтальная | § 35 Диск Био. 9 кл Табл. | семинар |
|
37 | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни У-к изучения нового материала
|
| Основные черты приспосо-бленности животных к наземному образу жизни – покровы, органы передвижения, органы дыхания. Маскировка организмов. | Называть приспособительные черты, рассуждать на тему возможного их происхождения |
| Лекция Репродуктивный, частично-поисковый | Фронтальная, парная | § рис. Диск Био. 9 кл Табл. | тест |
|
38 | Обобщающий урок У-к контроля знаний |
| по теме «Происхождение жизни» |
|
| индивидуальная |
| ПР № 9, 10 зачет |
| |
УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ 11 ч |
| |||||||||
39 | Развитие эволюционных представлений Возникновение и развитие Дарвинизма У-к изучения нового материала |
| Понятий эволюции; идеи изменчивости видов; Ж-Б. Ламарк и его учение Предпосылки развития дарвинизма. Ч. Дарвин и его теория | Объяснять не состоятельность первых теорий эволюции |
| Рассказ, лекция м.проблемного обучения | Фронтальная
| §36-37
| Фронтальный опрос |
|
40 | Доказательства эволюционного развития мира У-к изучения нового материала |
| Доказательства единого происхождения орг. мира из разных наук | Характеризовать учение Дарвина, приводить доказательства единого происхождения орг.мира. |
| Объяснение с элементами лекции м.проблемного обучения | фронтальная
| Диск Био. 9 кл Табл. | Фронтальный Тест |
|
41 | Движущие силы эволюции: У-к изучения нового материала |
| Наследственности, изменчивость, их роль в эволюции. Основные движущие силы эволюции: естественный отбор и борьба за существование, их формы. Искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. | На основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и приспособленности к условиям среды |
| Объяснение с элементами лекции Беседа, м.проблемного обучения | Фронтальная
| Диск Био. 9 кл Табл. | Групповая, Тест |
|
42 | Результаты эволюции Комбинированный у-к |
| Многообразие видов – результат эволюции. | Выявлять типы изменчивости организмов и объяснять их возможные происхождения |
| Частично-поисковый, м.проблемного обуч. | Парная, индивидуальная | Табл. | Индивидуальный орпос |
|
43 | Современные представления об эволюции органического мира У-к изучения нового материала |
| Синтетическая теория происхождения жизни, популяция – элементарная единица эволюции, элементарный материал эволюции, элементарный фактор эволюции |
| Объяснение, лекция | фронтальная | § 38
| Фронтальный опрос |
| |
44 | Вид, его структура и особенности Комбинированный у-к
|
| Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Понятие о виде, популяции, критерии вида | Характеризовать критерии и структуру вида, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции |
| Беседа, рассказ, м.проблемного обуч. частично-поисковый | Фронтальная индивидуальная | § 39
| Рассмот-реть морфоло-гический критерий на растениях местной флоры |
|
45 | Видообразование У-к изучения нового материала |
| Изоляция и приспособленность. Понятия о факторах эволюции: изоляции и приспособленности, | Характеризовать направления эволюции, ароморфозы, результаты эволюции, относительный характер приспособленности, причины вымирания видов |
| Объяснение с элементами лекция м.проблемного обучения | фронтальная | § 40 Диск Био. 9 кл Табл. | Контрольная работа |
|
47 | Понятие о микроэволюции и макроэволюции У-к изучения нового материала |
| Макроэволюция, микроэволюция, | Отличать процессы макро- и микроэволюции, приводить примеры |
| Объяснение, лекция м.проблемного обучения | фронтальная | § 41
| тест |
|
48 | Основные направления эволюции Комбинированный у-к |
| Механизмы видообразования, регресс, прогресс, идиоадаптация, дегенерация, ароморфоз, соотношение направлений эволюции, биологическая эволюция, необратимый характер эволюции | Отличать механизмы видообразования, называть основные черты каждого направления, приводить примеры |
| Объяснение с элементами лекции м.проблемного обучения | Фронтальная индивидуальная | §42-43 рис.52-56 Диск Био. 9 кл Табл. | Тест, индивидуальный опрос |
|
46 | Л/Р У-к систематизации и обобщения знаний |
| Изучение изменчивости организмов | Доказать, что изменчивость – общее свойство организмов. Определить неизменяемые и изменяемы признаки | Л/Р Изучение изменчивости организмов,
| Частично-поисковый проблемный | Групповая индивидуальная
| стр. 231 |
|
|
49 | Обобщающий урок У-к контроля знаний |
| «Основные закономерности эволюции». |
| Частично-поисковый, репродуктивный, м.проблемного обучения | индивидуальная |
| Контрольная работа, зачет |
| |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 6 ч. |
| |||||||||
50 | Место человека в системе органического мира У-к актуализации знаний |
| Систематическое положение человека | Место человека в системе органического мира, движущие силы эволюции человека – биологические и социальные факторы, этапы эволюции человека, доказательства происхождения человека от животных, человеческие расы, Обосновывать родство человека и млекопитающих, генетическое родство рас, несостоятельность расизма |
| Дискуссия Частично-поисковый Проблемный м | Фронтальная, семинар
| Диск Био. 9 кл Табл. | Письменный опрос |
|
51 | Доказательства происхождения человека от животных У-к обобщения и систематизации знаний |
| Доказательства происхождения человека о животных, сходства и отличия |
| Беседа с элемента-ми лекции Проблемный м.
| Фронтальная, | § 45 рис.61-62 Табл. | Тест, фронтальный опрос |
| |
52 | Эволюция человека У-к изучения нового материала |
| Предпосылки антропогенеза, предшественники человека, первые люди- современные люди |
| Объяснение Репродуктивный
| фронтальная | § 44,46,47 рис.59-63 Диск Био. 9 кл Табл. | Тест, составление схемы |
| |
53 | Человеческие расы У-к изучения нового материала |
| Характеристика рас, основные черты, места проживания представителей рас |
| Дискуссия Частично-поисковый | индивидуальная, групповая | § 48 рис.66 Диск Био. 9 кл Табл. |
|
| |
54 | Человек как житель биосферы У-к обобщения и систематизации знаний |
| Человек и биосфера, положительное и отрицательное влияние человека на биосферу, необратимый характер воздействия на природу |
| Семинар, беседа | Фронтальная групповая | § 49 | Фронтальный опрос |
| |
55 | Обобщающий урок У-к контроля знаний |
| по теме «Антропогенез» |
| Репродуктивный, частично-поисковый, м.проблемного обучения | индивидуальная |
|
|
| |
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 11 ч |
| |||||||||
56 | Предмет экологии Среда жизни. У-к обобщения и систематизации знаний |
| Понятие об экологии, о среде обитания, виды сред жизни; экологическая ниша и ее характеристики Экологическая ниша | Давать определение экологическим факторам, распознавать виды факторов, приводить примеры, объяснять их действие на организм |
| Объяснение, беседа Репродуктивный, проблемный м. | Фронтальная | § 50 рис.69 Табл. Диск Био. 9 кл
| Тест, фронтальный опрос |
|
57 | Экологические факторы У-к обобщения и систематизации знаний |
| Понятие об экологических факторах | Характеризовать среды обитания организмов, экологические ниши, приспособленность организмов к среде обитания, влияние человеческой деятельности на среду обитания |
| Работа с книгой, выступление групп, обсуждение Частично-поисковый, проблемный м. | Групповая, семинар | §50 рис. Табл. Диск Био. 9 кл
| Индивидуальный контроль, фронтальный опрос |
|
58 | Законы действия факторов на организмы У-к изучения нового материала |
| Закон оптимума Закон экологической индивидуальности видов Закон ограничивающего фактора Закон совместного действия факторов Закон незаменимости факторов | Приводить примеры на законы, находить действие законов в окружающей среде |
| Объяснение с элементами лекции Проблемный м. | фронтальная | § 51 рис. 71-72 Табл. Диск Био. 9 кл
| Тест, идивидуальный опрос |
|
59 | Приспособленность организмов к действию факторов Комбинированный у-к |
| Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. | Характеризовать факторы среды и их действие на организмы. Приводить примеры. Составлять графики суточных и сезонных колебаний численности организмов. Строить биотические цепочки. Распознавать типы взаимоотношений между организмами. | л/р Приспособленность организмов к среде обитания, (стр. 232) | Репродуктивный, проблемный м. | Парная фронтальна | § 52 рис. Табл. Диск Био. 9 кл
| тест |
|
60 | Биотические связи в природе У-к обобщения и систематизации знаний |
| Цепи питания, поток энергии, биомасса, экологическая пирамида, функциональные группы организмов в сообществе, примеры | Дать определения понятиям цепь питания, поток энергии, биомасса, экологическая пирамида Характеризовать основные звенья в экосистемах, значение организмов производителей, потребителей, разрушителей, причины изменения численности популяций, значение пищевых связей, обосновывать роль пищевых цепей, составлять схемы пищевых цепей. |
| Объяснение, практические репродуктивный | Фронтальная, индивидуальная, | § 53 рис. Табл. Диск Био. 9 кл
| Составление цепей питания разных типов – индивидуальный контроль, фронтальный опрос |
|
61 | Популяция как форма существования вида У-к изучения нового материала |
| Понятие вида, популяции, формы отношения между видами и популяциями | Дать определение понятия вида, экологическую характеристику вида, типам взаимоотноше-ний между видами и особями разных видов, ярусное расположение организмов |
| Беседа, лекция Проблемный м. | Фронтальная,
| § 54,55 рис.77-80 Табл. Диск Био. 9 кл . | (индивидуальный контроль), фронтальный опрос |
|
62 | Сообщество. Биогеоценоз. Экосистема У-к изучения нового материала |
| Понятия о сообществе, б.г.ц. и экосистеме; сходства и отличия, развитие и смена биогеоценозов Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
| Давать понятия экосистемы, сообщества, биогеоценоза, биоценоза, сравнивать сообщества, правильно применять понятия экосистема и биогеоценоз, сообщество |
| Беседа, объяснение с элемента-ми лекции, анализ схемы Проблемный м. | Парная Фронтальная | § 56 рис.81 Табл. Диск Био. 9 кл
| Тест Взаимоопрос |
|
63 | Биогеоценоз и экосистема У-к изучения нового материала |
|
| Лекция Проблемный м. | фронтальная | § 57-58 рис.82-85 Табл. Диск Био. 9 кл
| Фронтальный опрос |
| ||
64 | Основные законы устойчивости живой природы У-к изучения нового материала |
| Законы устойчивости природы – цикличность, отрицательная обратная связь, биологическое разнообразие видов, взаимная дополняемость видов, биогеохимические циклы веществ | Объяснять действие законов, приводить примеры |
| Объяснение с элементами лекции Проблемный м. | фронтальная | § 59 рис.86 Табл. Диск Био. 9 кл
| взаимоопрос |
|
65 | Рациональное использование природы и ее охрана У-к обощения и систематизации знаний |
| Антропогенное воздействие, истощение природных ресурсов, виды ресурсов по степени истощения, загрязнения среды, снижение биологического разнообразия, экологическое образование | Объяснять необходимость знаний и умений практически применять сведения об экологических закономерностях в хозяйстве для правильной организации его ведения, для решения задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. |
| Дискуссия, беседа Репродуктивный, проблемный м. | Фронтальная, индивидуальная | § 60
| Составление прогнозов Фронтальный опрос |
|
66 | Обобщающий урок У-к комплексного применения знаний |
| по теме «Основы экологии» | л/р Оценка качества окружающей среды, |
|
| стр. 233 | ПР№11, зачет |
| |
67-70 | Повторение У-к систематизации и обобщения знаний | 4 ч. |
|
|
| Репродуктивный, частично-поисковый, м.проблемного обучения | Парная, индивидуальная |
|
|
|