Методическая разработка внеклассного мероприятия «Посвящение в химики»


МОУ Каширская СОШ









Методическая разработка

внеклассного мероприятия по химии:



«Посвящение в химики»





Подготовила: Старцева С.В.

учитель химии










2010 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно — познавательная деятельность школьников по химии, не получившая достаточных мотивационных стимулов обречена на низкую результативность в будущем. С целью расширения и углубления знаний учащихся, развития их познавательной активности в нашей школе ежегодно проводятся предметные недели.

Формы внеклассной работы по химии разнообразны: вечера, факультативные и кружковые занятия, экскурсии, классные часы; их выбор определяется возрастными особенностями, уровнем подготовленности учащихся.

В восьмом классе после получения первоначальных понятий мы проводим “Посвящение в химики”. Мероприятие можно проводить в виде смотра знаний, КВН или вечера чудес.

Данное внеклассное мероприятие по химии для 8 класса проводится в рамках внутришкольной недели химии.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: “Атомы химических элементов”, “Простые вещества” “Химические соединения” и “Изменения с химическими соединениями”, развить интерес школьников к предмету “Химия”, эрудицию, умение логически рассуждать, высказывать свой мысли, формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества и взаимопомощи.

Формируются две команды из учащихся 8-го класса. В состав жюри приглашают старшеклассников.

Ход мероприятия

1. Приветствие команд (озвучивается название команды, девиз и пожелание сопернику).

2. Разминка.

Вопросы для 1-й команды

а) Вещество, которое состоит из кислорода и какого-либо другого элемента.

(Оксид)

б) Это сложное вещество. Если оно растворяется в воде, то называется щелочью. Назовите класс данных веществ.

(Основания)

в) В ней лакмус краснеет

(Кислота)

г) Другое название хлороводородной кислоты.

(Соляная)

д) Содержание этого элемента составляет 78% по объему, он присутствует во многих органических веществах, в том числе в белках.

(Азот)

Вопросы для 2-й команды.

а) В её растворе фенолфталеин малиновый

(Щелочь)

б) В этом веществе есть гидроксильная группа

(Основание)

в) Вещество формулой NaNO3 – это …

(Нитрат натрия)

г) Эти вещества получают реакцией окисления простых веществ

(Оксида)

д) Этот газ входит в состав воздуха, он поддерживает горение и дыхание

(Кислород)

Экспериментальная пауза.

Ассистенты (старшеклассники) показывают опыт “Огнедышащий дракон”. Для опыта нужна толстостенная стеклянная трубка (d=1.5 см, длина =36 см), изогнутая ближе к одному концу. Внутрь трубки плотно, до середины вставляют корковую пробку со сквозным отверстием (около 0,5 см в диаметре). За 1-2 мин. До демонстрации опыта в фарфоровый тигель насыпают немного перманганата калия и добавляют несколько капель серной кислоты. Один конец трубки опускают в приготовленную смесь и слегка вращают так, чтобы на краю стекла образовалось колечко из оксида – марганца около 2 мм шириной. Держа трубку смоченным концом вперед вверх, с другого конца вставляют в нее (неплотно) кусок ваты, смоченной эфиром, и проталкивают вату внутрь трубки. Конец трубки (со стороны ваты) берут в рот и направляют ее вперед вверх, при этом сильно дуют. Из противоположного конца трубки вырывается громадное пламя.

Свежие документы:  Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов»

3. Конкурс “Кто больше?”

Даны элементы Ca, C, N, P, O, H, Cu, Al. Какая команда за 2 мин составит больше химических формул и даст названия полученным веществам.

4. Конкурс “Химический поезд”

На ватманах нарисованы для двух команд по четыре вагона. “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”. На столе лежат карточки с формулами веществ для двух команд. Нужно быстрее заполнить вагоны пассажирами.

5. Химическая эстафета

На доске написаны названия веществ. Нужно выходить по одному и используя степени окисления составить химические формулы.

1 команда. Серная кислота, гидроксид калия, кислород, карбонат натрия, оксид алюминия.

2 команда. Азотная кислота, гидроксид натрия, оксид железа (III), водород, сульфат алия.

6. Конкурс “Найди ошибку”

В каком уравнении неправильно расставлены коэффициенты?

а) 2P+5O2 = 2P2O5

б) 2КМnО4 = К2 МnО4 + МnО22

в) 2Н2О2 = 2Н2О +2 О2

Экспериментальная пауза.

Вулкан на столе”. Для опыта необходимо: 3 г. или более тонкоизмельченного дихромата аммония.(NН4)2 Сr2О7. Ярко-оранжевый порошок дихромата аммония насыпают конусом на листе асбоцемента. К поверхности конуса подносят зажженную спичку и добиваются начала разложения дихромата аммония.

7. Конкурс-практикум

Оценивается правильность действий каждого участника, затем баллы суммируются.

Задание 1. Налейте раствор из сосуда в пробирку.

Оборудование: раствор хлорида натрия в склянке с этикеткой; пробирка.

Критерии оценки

— Этикетка на склянке должна быть с верху.

— Последнюю каплю жидкости снять горлышком пробирки.

— Не наполнять пробирку более чем на одну треть.

Задание 2. Определите запах вещества.

Оборудование: химический стакан с 6% раствором уксусной кислоты.

Критерий оценки

— Нюхать издали направляя воздух к носу движениями руки.

Задание 3. Зажгите и потушите спиртовку.

Оборудование: спиртовка и спички.

Критерии оценки:

— Зажигать спичками, тушить колпачком.

Задание 4. Нагрейте воду в пробирке до кипячения.

Оборудование: держатель, пробирка, спиртовка, спички, штатив для пробирок.

Критерии оценки:

— правильность прикрепления пробирки в держателе;

— правильность расположение отверстия, пробирки (от себя и от соседей)

— правильность нагревания жидкости в пробирке.

8. Конкурс капитанов. “Гонка за лидером.”

Вопросы для конкурса капитанов

  1. Мельчайшая частица вещества, химически неделимая — … (Атом).

  2. Число Авогадро равно … частиц. (6, 02· 1023).

  3. В равных объемах разных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул – это закон … (Авогадро).

  4. Единица измерения количества веществ – это … (Моль).

  5. Явление, при котором происходит превращение одних веществ в другие, называется … (Химическим явлением).

  6. Дождь – это … явление. (Физическое).

  7. 21% по объему в воздухе занимает … (Кислород).

  8. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами, называется … (Молекулой).

  9. Смесь двух объемов водорода с одним объемом кислорода называется … (Гремучей).

  10. При разложении марганцовки под действием температуры выделяется газ … (Кислород).

  11. В XVI в. водород получил ученый (Теофраст Парацельс).

  12. При разложении оксида ртути в результате нагревания выделяются кислород (Ртуть).

  13. Закон сохранения массы веществ при химической реакции открыл … (М.В.Ломоносов).

  14. Молярный объем любого газа равен … (22,4л.)

  15. 78% по объему в воздухе занимает … (Азот).

  16. Купоросное масло – это … (Серная кислота).

  17. Формула пероксида водорода … 2О2).

  18. Один моль газа кислорода весит … (32г.)

  19. Один моль водорода весит … (2г.)

  20. Формула углекислого газа … (СО2).

  21. Формула угарного газа (СО).

  22. Явление, при котором не происходит превращения веществ, друг в друга, а только изменение агрегатного состояния, называется … (Физическим).

  23. Алюминиевые и железные стружки можно разделить … (Магнитом).

Подведение итогов:

Дорогие ребята!

Вот вы успешно прошли все испытания, приготовленные для вас химиками нашей школы. Поздравляю вас! Наконец настала торжественная минута, которую вы так долго ждали. Мы вас принимаем в ряды юных химиков нашей школы. А сейчас вам нужно дать клятву юного химика. Вы готовы? Положите, пожалуйста, правую руку на учебник химии и повторяйте за мной:

Клянусь я кислотой и хлором
Всегда урок по химии учить
И быть в учении упорным. Клянусь!
Клянусь Периодическим Законом
Достичь того, чего не знал,
И до всего дойти умом. Клянусь!
Клянусь я синим купоросом
Раскрыть все сложные вопросы. Клянусь!

А теперь разрешите вручить вам дипломы юного химика. (Вручаются дипломы)

Салют в честь команды победителя (взрыв гремучей смеси в бутылках).

Методика заполнения сосуда гремучей смесью простая: разделите сосуд на три равные части, заполните её водой ,закройте стёклышком так, чтобы не было пузырей, переверните внизь горлышком в кристаллизатор с водой. Выньте стекло, закрепите бутылку в штативе, проверьте водород в аппарате Киппа на чистоту и поднесите газоотводную трубку под бутылку. Соберите две части от объёма бутылки водорода, затем подведите под бутылку газоотводную трубку от газометра с кислородом. Остальную часть бутылки заполните кислородом, быстро наденьте пробку на бутылку. Крепко заверните её в полотенце и начинайте опыт. Поднесите горящую лучинку к горлышку бутылки, направленному в безопасное место.



Использованная литература.

  1. А.Х. Гусаков, А.А. Лазаренко. Учителю химии о внеклассной работе. М.: Просвещение, 1978.

  2. В.Н.Верховский, А.Д. Смирнов. Техника химического эксперимента. Том II. М.: Просвещение, 1975.

  3. Правила безопасности при работе в школьной химической лаборатории. Журнал “Химия в школе”, № 7, 2007.


Свежие документы:  План-конспект урока алгебры в 9 классе "Синус, косинус и тангенс угла"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: