МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 класс» построена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
Авторской программы «Программа основного общего образования. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Плешаков, Н. И. Сонин. Дрофа, 20139( https://www.drofa.ru)
Учебного плана МОУ « Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»;
Положением о рабочей программе.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтичекой основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированноо предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено истории познания природы человеком раскрытию разных способов исследований, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира и жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы и её разнообразием, природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. Программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и не нужное забегание вперёд.
«Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» — интегрированный курс естественнонаучных дисциплин, изучающий природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Объектом изучения естествознания является природа. Курс состоит из пяти разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле»
Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной и основной школой способствуют получению прочных знаний, формированию целостного взгляда на мир. В основе данного курса лежит деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ, а также экс-
курсий. Это позволяет вовлечь учащихся в учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Цели данной программы:
систематизация полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы» знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ.
Задачи данной программы:
воспитание ответственного бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических мероприятий.
Название учебно-методического используемого комплекта
Учебник Плешаков, Н. И. Сонин, «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Дрофа, 2013
Изменения, внесенные в авторскую программу:
Содержание, а так же последовательность изучения разделов и тем курса в рабочей программе и в авторской совпадают, из резерва авторской программы добавлены по 1 часу в первый раздел «Изучение природы», второй раздел «Вселенная», по 2 часа в третий раздел «Земля» и четвёртый раздел «Жизнь на Земле».
Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
В неделю – 1час, в год-35 часов из них практических работ-6, лабораторных работ -4, экскурсий -1.
Место курса в учебном плане.
Предлагаемый курс является пропедевтическим астрономии, биологии, географии, физики и химии.
Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает :различные виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;
Выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;
В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;
Использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
2. Содержание курса
Раздел 1. Изучение природы (2 ч)
Изучение природы человеком. Естественные науки(астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы:
наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Демонстрации: набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, световой микроскоп, бинокль. Портреты великих естествоиспытателей.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Правила работы в лаборатории.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью
конкретизации знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Вселенная (6 ч)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляд Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье.
Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звёзды. Многообразие звёзд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Демонстрации
Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы. Теллурий.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.
Работа с подвижной картой звёздного неба.
Раздел 3. Земля (8 ч)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспе-чивающие возможность жизни на планете.
Демонстрации:
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Модели
различных атомов и молекул. Опыты, демонстрирующие го-
рение веществ. Примеры различных физических явлений:
механических (падение тел и т. д.), тепловых (плавление
льда и т. д.), световых (разложение белого цвета при прохож-
дении его через призму и т. д.).
Лабораторные и практические работы
Описание и сравнение признаков 2—3 химических ве-
ществ.
Наблюдение признаков химических реакций.
Исследование 1—2 физических явлений (зависимость
скорости испарения жидкости от её температуры, площади
поверхности и т. д.).
Наблюдение за погодой, измерение температуры воздуха,
направления скорости ветра. Оценка влияния погодных
условий на самочувствие людей
Раздел 4. Жизнь на Земле (7 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро— главные части
клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная ипочвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины— степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Демонстрации
Таблицы «Строение растительной и животной клеток»,
«Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Раз-
витие жизни на Земле», «Природные сообщества». Микро-
препараты растительных и животных клеток.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространённых рас-
тений и животных с использованием различных источников
информации (фотографий, атласов-определителей, чучел,
гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и живот-
ных, связанных со средой обитания.
Раздел 5. Человек на Земле (6 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далёких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, причины его обеднения и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.
Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с экологическими проблемами местности и
доступными путями их решения.
Резервное время (6 ч).
3 Планируемые результаты обучения
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: великих естествоиспытателей, их вклад в развитие знаний о природе.
Учащиеся должны уметь: давать определения понятий: астрономия», «физика», «химия», «география», «биология», «экология», «естественные науки».
Учащиеся должны знать:
представления о строении Вселенной у древних народов; суть системы мира по Н. Копернику, роль Дж. Бруно и . Галилея в развитии учения Н. Коперника; состав Солнечной системы, отличие планет от звёзд, особенности планет земной группы и планет-гигантов.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать системы мира К. Птолемея и Н. Коперника; указывать на модели положения Солнца и планет в Солнечной системе; проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения; находить основные созвездия Северного полушария при помощи карт звёздного неба.
Учащиеся должны знать:
внутреннее строение Земли; примеры горных пород, минералов и полезных ископаемых; многообразие тел, веществ и явлений природы, их простейшую классификацию; внешние оболочки Земли; состав воздуха; основные океаны и моря Земли.
Учащиеся должны уметь:
давать характеристику природных условий материков; объяснять причины уникальности планеты Земля; различать и классифицировать основные горные породы, минералы, полезные ископаемые; приводить примеры физических и химических явлений, простых и сложных веществ; находить на физической карте материки и океаны.
Учащиеся должны знать:
что клетка— единица строения живых организмов; основные части клетки; царства живой природы; среды обитания организмов; важнейшие природные зоны Земли; природные сообщества морей и океанов; важнейшие экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь:
давать общую характеристику царств живой природы и приводить примеры их представителей; приводить примеры организмов из разных природных сообществ; узнавать наиболее распространённые виды растений и животных своей местности; определять названия растений или животных использованием атласа-определителя; кратко характеризовать основные природные зоны Земли; характеризовать особенности строения живых организмов, связанные с их средой обитания.
Учащиеся должны знать:
важнейшие этапы становления человека; основные географические открытия; основных первооткрывателей нашей планеты; изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы; факторы здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
находить черты сходства и различия у современного человека и его далёких предков; показывать на карте пути, по которым двигались экспедиции Ф. Магеллана, Х. Колумба; объяснять причины возникновения экологических проблем; оказывать простейшую первую доврачебную помощь;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
систематизировать и обобщать различные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи; выделять тезисы из текста; владеть таким видом изложения текста, как описание.
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение выделенных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объёму текст естественно-научного характера и выделять его главную мысль; самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ, с тематизировать и обобщать различные виды информации; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; находить и использовать причинно-следственную связь между строением организма, его образом жизни и местом обитания; строить, выдвигать и
формулировать простейшие гипотезы.
соблюдать правила поведения в опасных ситуациях; оазывать простейшую доврачебную помощь составлять конспект текста;
осуществлять сбор дополнительной информации при подготовке сообщений (в том числе используя мультимедийные пособия и Интернет).
Личностные результаты обучения
Формирование интереса к изучению природы;
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формиро-
вание экологического сознания;
признание высокой ценности жизни, своего здоровья и
здоровья других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
4. Календарно-тематическое планирование.
Название раздела и тем | Часы учебного времени | Деятельность учащихся | Дата проведения | Примечание
| ||
Планируемая | фактическая | |||||
| 5 Б 5 Д | |||||
| Раздел 1.Изучение природы. | 3часа |
|
|
|
|
1 | Техника безопасности. Естественные науки. Практическая работа « Правила работы в лаборатории». | 1 | Формулировать определения понятий: астрономия, физика, химия, географии. «биология», экология», « естественные науки». |
4-09
|
|
|
2 | Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований. Т.Б.Лабораторная работа «Знакомство с оборудованием. Проведение наблюдений, опытов, измерений». | 1 | Проводить простейшие исследования, наблюдения, измерения, опыты.
|
11-09
|
|
|
3 | Великие естествоиспытатели. | 1 | Объяснять вклад великих естествоиспытателей; исследовать дополнительную литературу, интернет ресурсы. |
18-09
|
|
|
| Раздел 2.Вселенная. | 7 часов |
|
|
|
|
4 | Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. | 1 | Изображать схематично представления о строении Вселенной у древних народов; |
25-09
|
|
|
5 | Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею .Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. | 1 | Объяснять суть системы мира и взгляды на Вселенную в раннем Средневековье, сравнивать системы мира Птолемея и Коперника
|
2-10
|
|
|
6 | Географические открытия и их влияния на развитие Астрономии. Система мира по Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилей. | 1 | Объяснять роль Дж. Бруно. И Г. Галилея. в развитии учения Н. Коперника. |
16-10
|
|
|
7 | Солнечная система и её состав. | 1 | Описывать состав Солнечной Системы; проводить классификацию планет; отличать планеты от звёзд;. указывать на модели положения Солнца и планет в Солнечной Системе |
23-10
|
|
|
8 | Планы- гиганты и планеты земной группы. | 1 | Сравнивать и выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов. |
30-10
|
|
|
9 | Звёзды. Многообразие звёзд. Созвездия. . Практическая работа « Работа с картой звёздного неба».
| 1 | Исследовать кару созвездия. находить основные созвездия, выделять тезисы из текста. |
6-11
|
|
|
10 | Солнце как ближайшая к нам звезда. Практическая работа « Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд». | 1 | Систематизировать и обобщать различные виды информации ; составлять план выполнения учебной задачи. |
14-11
|
|
|
| Раздел 3 .Земля . | 10 часов |
|
|
|
|
11 | Представление людей о возникновение земли. Гипотезы. Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной Системы. | 1 | Сравнивать современные гипотезы о возникновении я земли и Солнечной системы , находить их сходство и различия; выдвигать собственные гипотезы возникновения Земли и Солнечной Системы |
27-11
|
|
|
12 | Внутреннее строение Земли. Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | Различать основные горные породы по происхождению, классифицировать их в группы, описывать внешний вид по предложенному плану; использовать дополнительные источники информации( литература и интернет ресурсы). |
4-12
|
|
|
13 | Вещества в окружающем мире.. Т.Б. Лабораторная работа «Описание и сравнение признаков 2-3 химических веществ. Наблюдение признаков химических реакций». | 1 | Следовать правилам безопасности при проведении лабораторных работ; приводить примеры простых и сложных веществ; делать вывод о проделанной работе. |
11-12
|
|
|
14 | Природные явления Физические и химические явления. Т.Б. Лабораторная работа « Исследование 1-2 физических явлений.» | 1 | Приводить примеры физических и химических явлений; исследовать физические явления, выявлять главное из проделанной работы. |
18-12
|
|
|
15 | Суша планеты Материки и острова. | 1 | Находить на карте материки и океаны; давать характеристику материков; объяснять причины уникальности планеты Земля.. |
25-12
|
|
|
16 | Характеристика природных условий материков
| 1 | Давать характеристику природных условий материков; Составлять и объяснять диаграмму размеров материков. |
29-12
|
|
|
17 | Атмосфера. Состав воздуха . Типы облаков. Ветер.
| 1 | Объяснять состав воздуха и причины образования ветра, составлять и объяснять диаграмму облачности.
|
11-01
|
|
|
18 | Погода и её влияние на здоровье живых организмов. Практическая работа «Наблюдение за погодой. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей |
1 | Находить разницу между погодой и климатом называть простейшие приборы для исследования погоды, вести дневник –наблюдения за погодой; давать оценку влияния погодных условий на самочувствие людей. |
17-01
|
|
|
19 | Гидросфера , её части. Водяной пар в воздухе. Воды суши, айсберги, ледники. | 1 | Определять самый теплый и самых холодный океаны, формулировать основные различия между водами суши; |
23-01
|
|
|
20 | Планета Земля как среда обитания живых организмов. | 1 | объяснять причины уникальности планеты Земля использовать дополнительную информацию. |
27-01
|
|
|
| Раздел 4.Жизнь на Земле. | 9 часов |
|
|
|
|
21 | Развитие жизни на Земле. | 1 | Описывать особенности основных этапов развития жизни на Земле; строить диаграмму размеров динозавров и человека; выяснять признаки родства животных и человека; |
02-02
|
|
|
22 | Урок-исследование « Древние обитатели нашей планеты». | 1 | Составлять план исследования; давать характеристику древних обитателей нашей планеты; систематизировать и обобщать различные виды информации. |
07-02
|
|
|
23 | Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток. | 1 | Формулировать особенности строения растительной и животной клеток; характеризировать главные части живой клетки; находить общие и разные черты в строении клеток. |
15-02
|
|
|
24 | Царства живой природы. Разнообразие живых организмов. | 1 | Давать общую характеристику царств живой природы; приводить примеры представителей всех царств; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам. |
25-02
|
|
|
25 | Приспособленность организмов к среде обитания. Среды обитания. Т.Б. Лабораторная работа « Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания». | 1 | Находить и использовать причинно-следственную связь между строением организма, его образом жизни и местом обитания; характеризовать особенности строения живых организмов , связанные с их средой обитания. |
06-03
|
|
|
26 | Растения и животные разных материков. Практическая работа « Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации.» | 1 | Определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; анализировать текст и выявлять группы животных представленных наибольшим числом видов; формулировать определение животные-эндемики. |
15-03
16-03 |
|
|
27 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Составлять план экскурсии; узнавать наиболее распространённые виды растений и животных своей местности. |
22-03
24-03 |
|
|
28 | Природные зоны Земли. | 1 | Кратко характеризовать основные природные зоны Земли; объяснять причины распространения природных зон на Земле; систематизировать и обобщать различные виды информации о природных зонах .
|
02-04
03-04 |
|
|
29 | Жизнь в морях и океанах. | 1 | Выявлять особенности жизни в воде; сравнивать условия существования организмов в разных водных сообществах; классифицировать представителей на группы ; выявлять приспособления животных и растений , необходимые им для жизни в воде. |
09-04
10-04 |
|
|
| Раздел 5.Человек на Земле. | 5 часов |
|
|
|
|
30 | Научные представления о происхождении человека. |
1 | Определять важнейшие этапы становления человека; находить черты сходства и различия у современного человека и его далёких предков; Выявлять значение орудия труда и охоты для древних людей; сравнивать орудия труда древних людей; выяснять факторы , на основании которых составлены представления о древних людях . |
16-04
17-04 |
|
|
31 | Географические представления древнегреческих учёных .Великие путешественники –первооткрыватели далёких земель. |
1 | Показывать на карте пути, по которым двигались экспедиции Ф. Магеллана, Х. Колумба; исследовать основные географические открытия, анализировать экспедиции основных первооткрывателей нашей планеты. |
24-04
25-04 |
|
|
32 | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. |
1 | Выявлять экологические последствия при освоении и открытии людьми новых земель; определять последствия деятельности человека при добычи полезных ископаемых. |
03-05
04-05 |
|
|
33 | Важнейшие экологические проблемы. Практическая работа « Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения». |
1 | Объяснять причины возникновения экологических проблем; разработать пути решения экологических проблем своей местности. |
12-05
13-05 |
|
|
34 | Урок – практикум презентации сообщения, доклады .Здоровье человека и безопасность .Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Урок – практикум презентации сообщения, доклады |
1 | Формулировать понятия здоровье и ЗОЖ; составить характеристику среды обитания человека. Классифицировать вредные привычки человека на группы исследовать влияние вредных привычек на организм человека. |
19-05
20-05 |
|
|
35 | Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи. |
1 | Определять правила поведения в опасных ситуациях; формировать основные навыки при оказании простейшей доврачебной помощи; |
26-05
27-05 |
|
|
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература.
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Основная | |||
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | 1 | 1 | 100 |
«Программа основного общего образования. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Плешаков, Н. И. Сонин, электронная версия, Дрофа, 2013
| 21 | 21 | 100 |
Учебник Плешаков, Н. И. Сонин, «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Дрофа, 2013
| 21 | 21 | 100 |
Оборудование и приборы
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Компьютер с программным обеспечением
| 1 | 1 | 100 |
Мультимедиапроектор
| 1 | 1 | 100 |
Магнитная доска
| 1 | 1 | 100 |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007.
| 1 | 1 | 100 |
Электронное приложение к учебнику Плешаков, Н. И. Сонин, «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Дрофа, 2013
| 1 | 1 | 100 |
Шенцева Елена Александровна, учитель географии.