МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Верховажского района Вологодской области
«Планета Здоровья»
Программа деятельности оздоровительного лагеря
Руководитель Программы-
Игнатьевская Татьяна Николаевна,
заместитель директора школы
по воспитательной работе
2009 год
«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
М. Монтень
1.Информационная карта Программы
Название Программы — «Планета Здоровья»
Автор – Игнатьевская Татьяна Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Время работы лагеря – 2- 21 июня 2009г.
Место проведения – МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Количество участников – 80 человек
Возраст – 7 – 15 лет
Кадровый состав — 13 человек
2. Обоснование Программы
Модернизация российского образования направлена на создание благоприятных для здоровья учащихся условий обучения и воспитания. Предполагаемая Программа базируется на понимании образования и здоровья детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими возможностями.
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых кажется все всё знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что есть и пить, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья вроде бы все больше и лучше, но результат получается всегда не тот, которого мы ждем. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ всего лишь 10% школьников относится к числу здоровых, 50% имеют патологии, 40% относятся к группе риска.
В нашей школе в 2007- 2008 учебном году 1 группу здоровья имели 35%, 2 группу – 62,4%, 3- 2,6% учащихся. По результатам медицинского осмотра 2007- 2008 учебного года самые распространенные заболевания у учащихся школы – заболевания опорно- двигательного аппарата, сколиоз, снижение зрения. Самые распространенные заболевания в школе в течение учебного года были острые респираторно-вирусные инфекции, заболевания желудочно – кишечного тракта. Всего 10,8% (16 человек) ни разу не болели в 2008- 2009 учебном году.
Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе. Это порождается многими факторами, характеризующими современную школу: чрезмерные учебные нагрузки, новые предметы, увеличение учебной информации, резкое сокращение двигательной активности. Учебный год длится
34 учебных недели. В среднем, за партой ученик начальных классов провел 612 часов, средних – 765 часов, старших- 918 часов. Приходя домой после школы, учащиеся вынуждены еще от 1 до 3-4 часов сидеть за подготовкой домашних заданий. Нагрузка на ученика во много раз больше, чем на взрослого.
По результатам диагностических исследований, проведенных в конце учебного года
*у 90% учащихся школы отмечается функциональное напряжение организма (усталость, снижение работоспособности, нарушение общего самочувствия);
*72% детей отмечают, что они не высыпаются в течение недели;
*58% отмечают, что не хватает времени на полноценный отдых;
*у 45% старшеклассников (9-11классы) отмечается высокий уровень психологического напряжения. Для них характерны высокая психологическая тревожность, неуверенность в себе, низкая стрессоустойчивость.
Питание – также один из важных показателей здоровья школьников. Диагностические исследования, проведенные в школе в апреле — мае 2009 года, показывают,
*что только 50,6% учащихся школы завтракают утром дома,
3,3% — ничего не едят, 46,1% пьют чай с печеньем, бутербродом;
*только 75% учащихся после школы обедают дома;
*55% отмечают, что чаще всего дома едят одно и то же. Без сомнения характер питания школьников напрямую зависит от благосостояния семьи. А 92% семей учащихся нашей школы – с низким материальным уровнем.
Данная Программа является логическим продолжением Программы Воспитания «Я – гражданин России», которая реализуется в школе в течение учебного года. Она разработана также в связи с необходимостью усиления внимания государства и общества, общественных организаций, СМИ к организации оздоровления, занятости и отдыха детей в каникулярное время.
Наряду с этим реализация Программы «Планета Здоровья» оздоровительного лагеря на базе школы вызвана:
*повышением спроса родителей на организованный летний отдых детей;
*необходимостью упорядочить сложившуюся систему планирования летнего отдыха детей;
а также для того, чтобы:
*обобщить опыт предыдущих лет;
*модернизировать старые формы работы с детьми и ввести новые;
*использовать творческий потенциал педагогов в реализации целей и задач Программы.
Необходимость данной Программы лагеря определяется законодательством: «Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Уставом МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа», Положениями о летнем оздоровительном лагере, о лагере труда и отдыха МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
3.Цель Программы:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
4.Задачи Программы:
1.Обучение детей нормам здорового образа жизни через игровую, спортивную, экологическую, трудовую виды деятельности.
2.Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.
3.Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в учебное время потребностей.
4.Стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержка процессов самовыражения детей, обеспечение развития коллектива.
5.Воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья.
6.Организация разнообразной, общественно значимой досуговой деятельности детей, активного общения с природой.
7.Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.
5.Организационное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение:
1.Руководитель Программы – Игнатьевская Татьяна Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе
2.Начальник лагеря — Сафоновская Ирина Николаевна, социальный педагог
3.Куратор подпрограммы «Зеленый мир» — Жукова Надежда Николаевна – учитель биологии
4.Куратор подпрограммы «Страна Спортландия» — Замятин Сергей Кенсоринович – учитель физического воспитания
5.Куратор подпрограммы «Солнечный город»» — Ильина Ольга Анатольевна – учитель начальных классов
6.Куратор подпрограммы «Наша территория» — Шутова Зинаида Николаевна, учитель географии
7.Воспитатели – Степановская Светлана Александровна – педагог- организатор, Астафьева Ольга Владимировна, классный руководитель 8 класса, Шестакова Надежда Николаевна – учитель начальных классов, Русинов Павел Николаевич – тренер ДЮСШ
8.Медицинские работники – Нефедовская Нина Иринеевна, Могутова Марина Вениаминовна
9.Куратор Программы – Верещагина Нина Юрьевна – председатель общешкольного родительского комитета
Участники Программы учащиеся 8,10 классов
подпрограмма
«Наша территория»
учащиеся 1-2 класса учащиеся 8,10 классов
подпрограмма учащиеся 4-7 классов подпрограмма
«Солнечный город» подпрограмма «Зеленый мир»
«Страна Спортландия»
Количество участников в реализации подпрограмм
«Страна Спортландия» | «Зеленый мир» | «Наша территория» | |
19 | 20 | 15 | 26 |
Руководство лагерем осуществляет начальник лагеря. Все учащиеся распределены в 4 отряда. За организацию работы в отрядах несут ответственность кураторы подпрограмм и воспитатели.
Совет отряда избирается в количестве 5 человек: командира, физорга, культмассовика, санитара, редактора. Командиры отрядов составляют совет лагеря. Советом лагеря руководит учащийся 10 класса, участник отряда «Наша территория».
6.Организация воспитательного процесса в лагере
Принципы деятельности:
*уважение индивидуальности каждого ребенка;
*обязательный учет задатков и возможностей детей;
*уважительного отношения между взрослыми и детьми;
*создание ситуации успеха;
*демократичности и сотрудничества – свобода выбора учащимися занятий, планирование совместной работы с педагогами, учащимися, родителями;
*целостности – проект направлен на укрепление физического, умственного и социального здоровья;
*интеграции – сотрудничество с администрацией Нижнекулойского сельского поселения, ФОКом, участковой больницей, сельской библиотекой, детским садом;
*системности – физическое развитие происходит в системе.
Режим деятельности лагеря:
8.45 -9.00 – С добрым утром, детвора! В лагерь ждем мы вас с утра!
Встреча детей
9.00 – 9.10 – Стройся по- порядку быстро на зарядку!
9.10 – 9.20 – На линейку дружно стройся! Подъем флага, инструктаж по ТБ
9.20- 9.35 -Все за стол! Узнать пора, что сварили повара! Завтрак
9.35 – 12.30 – Дел у нас невпроворот, разбегаемся, народ! /Мероприятия в отрядах по подпрограммам/
12.30 – 13.00 – За столом — серьезный вид! Приналяжем и покажем наш здоровый аппетит! Обед
13.00 – 14.00 – Лагерные мероприятия
14.00 – 14.10 – Подведение итогов дня, уход домой
Система поощрений и наказаний
Учащиеся школы, посещающие лагерь, поощряются
*за активное участие в мероприятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях, праздниках;
* ответственное отношение к выполнению поручений в лагере;
*за участие в обществе «Чистых тарелок»;
*ответственное отношение к труду
Руководство лагеря применяет следующие виды поощрений:
-объявление благодарности;
-награждение Почетной грамотой, дипломом, благодарственным письмом, ценным подарком;
-награждение благодарственным письмом родителей учащихся.
Поощрения применяются директором школы по представлению начальника лагеря и руководителя Программы и объявляются приказом по школе. Поощрения доводятся до сведения учащихся на общелагерной линейке и на линейке 1 сентября.
Дисциплина в лагере поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся, посещающим лагерь, не допускается. Запрещается применение таких мер воздействия как удаление из лагеря.
К учащимся применяются следующие меры наказания:
-замечание;
-выговор;
-приглашение и собеседование с родителями учащегося.
Меры наказания применяются
-за нарушение дисциплины в лагере;
-за грубое, неуважительное отношение к сверстникам и взрослым.
Сотрудничество с социумом Дом культуры
Районный
комитет экологии Сельская Участковая ФОК ДДТ
библиотека больница
Материально – техническое обеспечение:
*актовый зал
*спортивный зал
*спортивное оборудование
*физкультурно- оздоровительный комплекс села
*спортивный инвентарь
*стадион
*спортивная площадка
*игровая площадка
*фотоаппарат
*игровой материал
*библиотека
*магнитофон
*телевизор, DVD
*автобус
7.Содержание Программы
Идея Программы – все участники смены становятся жителями Планеты Здоровья.
Программа «Планета Здоровья» реализуется по 4 подпрограммам: «Зеленый мир», «Солнечный город», Страна «Спортландия», «Наша территория». Учащиеся распределены в 4 отряда по названию подпрограмм.
Основное содержание и пути реализации Программы:
Задачи | Подпрограмма | |
1.Спортивно — оздоровительное | 1.Укреплять здоровье детей 2.Формировать умения и навыки заботы о своем здоровье | «Страна Спортландия» |
2.Формирование основ экологической культуры | 1.Формировать эмоционально-нравственное отношение к природе 2.Развивать практические навыки изучения природы | «Зеленый мир» |
3.Развитие художественно- эстетических способностей детей | 1.Развивать фантазию и воображение, память и мышление 2.Знакомить учащихся с играми народов России, нашей местности 3.Формировать умение выступать на сцене | «Солнечный город» |
4.Развитие лидерских качеств у детей | 1.Развивать творческие и организаторские способности 2.Выявлять уровень готовности к лидерству 3.Развивать навыки работы в группе, в команде, участие детей в управлении лагерем | «Страна Спортландия», «Солнечный город» «Зеленый мир» «Наша территория» |
5.Формирование трудовых навыков | 1.Воспитывать у учащихся ответственное и творческое отношение к труду | «Наша территория» |
Содержание работы лагеря определяется планами подпрограмм, которые предусматривают организацию разностороннего отдыха учащихся, производительного труда, создание необходимых условий для работы и отдыха школьников, их питание, соблюдение требований техники безопасности.
Подпрограмма «Зеленый мир»
Цели:
*развитие творческих способностей и активизация научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся по изучению достопримечательностей Верховажского края, биографий замечательных людей, топонимики, проблем, связанных с охраняемыми объектами природы, по выявлению объектов, подлежащих охране;
*организация досуга учащихся через претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, игр по сохранению и приумножению природного наследия;
Задачи:
*привлечение внимания детей и взрослых к проблеме сохранения природного и культурного наследия своей малой Родины;
*составление и реализация практико-ориентированных экологических проектов в процессе сотворчества детей и взрослых;
*воспитание у учащихся экологической культуры в процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия своего края;
*воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности учащихся;
*формирование нравственной экологической позиции личности;
*повышение роли духовно — нравственных ценностей в жизни современной молодежи;
*создание условий для укрепления здоровья учащихся.
Содержание программы:
В программе участвуют обучающиеся 8 – 10 классов МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа», а также взрослые, проявляющие интерес к работе по изучению и сохранению природно-культурного наследия своего края: краеведы, педагоги, работники библиотек.
Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенными знаниями, умениями и навыками, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, глобальные экологические проблемы, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушения экологического равновесия в природе.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в дело сохранения окружающей среды.
В рамках программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы.
Направления работы:
Познавательное
Природоохранное
Здоровьесберегающее
Познавательная часть программы:
Конкурс экологических плакатов и рисунков «Берегите хищных птиц!», «Внимание: бобры!», «Знай, береги и охраняй редкие растения!»
Участие в выставке «Цветочный калейдоскоп».
Знакомство с описанием заказника «Ивонинский бор», памятника природы «Парк Дудорова», уникального водного объекта «Гагарье озеро», Ольховского болота, бобровой колонии на р. Ременихе, знаменитых камней и др.
Экскурсии: «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биогеоценоза. Средообразующая деятельность бобров», «Среда жизни и её обитатели» (БГЦ пресноводного водоема), «Болото – уникальная экосистема»
Видеолекторий с использованием фильмов DVD, возможностей Интернета, презентаций, электронных учебников по экологии.
Фотовыставки «Тихая моя родина», «Чугла»
Встречи с местными краеведами, знаменитыми земляками: Антуфьевым В.В., Пивоваровым В.П., Верещагиным М.И.
Изучение популяций редких растений совместно со студентами естественно-географического факультета ВГПУ.
Сбор краеведческого материала, топонимов.
Изучение влияния подсочки сосны с целью получения живицы на качество древесины и срок жизни дерева.
Лабораторная работа «Экспертиза домашних продуктов»
Экологические игры
Природоохранная часть программы:
Родник: составление паспорта и обустройство территории родника у Лавровой В.Н.
Мусор: уборка территории вокруг школы, уборка мусора волонтерами после проведения праздничных мероприятий в центре села, например, Урусовского Торжка, участие в субботниках по уборке мусора в деревнях
Озеленение: участие в конкурсах «На лучший цветник», «На лучший огород», посадка саженцев и уход за посадками возле домов, у школы.
Комплексное исследование, мониторинг:
а). реки Кулой, антропогенного воздействия
б). Гагарьего озера
в). болота Ольховского
г). бобровой колонии на р. Ременихе
д). памятника природы «Чугла» («Парк Дудорова»)
5.Исследование популяций редких и охраняемых в Вологодской области
растений:
страусника, любки двулистной, тайника сердцелистного, гроздовника, сон-травы, медуницы, зимолюбки, свидины, баранца, белокопытника, княжика, смолевки, росянки английской, гусиного лука, чины лесной, марьянника гребенчатого, пузырчатки, адоксы, волчеягодника и др.
6.Определение отдельных объектов природы для создания микрозаповедников:
а).таинственные камни
б).родник
в).реликтовая сосна
7.Выполнение работ по благоустройству Чуглы
8.Сбор и обработка материалов для конкурса, посвященного 85-летию со дня рождения Дудорова И.И.
Формирование здорового образа жизни:
Эколого- познавательные туристические походы (в Чуглу, на Столбиху, на Гагарье озеро и пр.)
Экологические игры на местности.
Подпрограмма «Солнечный город»
Данная подпрограмма разработана для учащихся 1- 4 классов в целях создания условий для укрепления здоровья и развития творческих способностей детей.
Направления подпрограммы:
*спортивно – оздоровительное,* экологическое, *художественно – эстетическое
Идея подпрограммы – путешествие по «городу»
Комплекс мероприятий по направлениям
«Путешествие по городу» | Задачи | Формы и методы работы с детьми | |
1.Спортивно — оздоровительное | 1.Улица Здоровья 2.Улица Спортивная | *формирование у детей представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье; *воспитание потребности в здоровом образе жизни | Спортивные соревнования, спортивно- развлекательные игры, марафон, шоу, беседы, конкурсы |
2.Экологическое | 3.Парк «Дыхание природы» 4.Улица Почемучкина | *воспитание сознательного и бережного отношения к природе; | Экскурсии в природу, викторины, защита экологических плакатов, конкурсы любознательных, ярмарки, выставки рисунков, игры – путешествия, беседы, конкурсы поделок |
3.Художественно- эстетическое | 5.Проспект Юного художника 6. Улица Самоделкина 7.Переулок «Звуки музыки» | *воспитание эстетического отношения к окружающему миру; *развитие творческих спсособностей и творческого воображения детей; *формирование навыков трудовой деятельности; *формирование у детей эстетического отношения к музыке | Выставки рисунков, конкурсы рисунков на асфальте, трудовые акции, конкурс поделок, экскурсии, игры, «Угадай мелодию», разучивание песен о лете, танцевальные занятия, игры – путешествия, концерты, музыкальная гостиная |
Календарный план подпрограммы «Солнечный город»
«Путешествие по городу» | Мероприятия | Ответственные | |
2 июня |
| Праздник «Здравствуй, лето!» | Ильина О.А. |
3 июня |
| Путешествие «Ура! Мы едем в город!» (поездка в г. Вельск в музей, на аттракционы) | Игнатьевская Т.Н. Ильина О.А. |
4 июня | Улица Здоровья
Парк «Дыхание природы»
Улица Спортивная | 1.Беседа «Чего и кого нужно опасаться летом» 2.»Дерево надежды и тревоги» — игра 3.Игра «Поле чудес» — о цветах
4.Экологическая викторина «Растения летом» 5.Игры с мячом 6.Спортивные соревнования «Лучики и зайчики» | Могутова М.В. — медсестра Ильина О.А.
Верещагина С.Ю. — библиотекарь Жукова Н.Н.
Шутова Л.Н. Русинов П.Н. |
5 июня | Парк «Дыхание природы»
Улица Самоделкина
Улица Почемучкина
Улица Здоровья | 1.Экскурсия в летний лес «Краски лета» 2.Акция «Цвети, Земля!» (посадка цветов около школы) 3.В царстве лоскутка (изготовление поделок в ДДТ) 4.Конкурс любознательных «А знаете ли вы, что…»
5.Солнечные ванны ( купание, загорание) | Ильина О.А.
Шутова Л.Н.
Шутова С.А. – педагог ДДТ Верещагина С.Ю. – библиотекарь Шестакова Н.Н. |
6 июня | Улица Спортивная
Проспект Юного художника
Парк «Дыхание природы»
Улица Здоровья | 1.Спортивный марафон «За колобком» 2.Конкурс рисунков на асфальте по теме «Лето»
3. «Банные сражения»
4. «Лесная аптечка» (беседа о лекарственных растениях) 5.Соревнования на воде | Ильина О.А.
Лаврова О.К. – учитель рисования Игнатьевская Т.Н. Нефедовская Н.И. – медсестра Шутова Л.Н. |
7 июня | Парк «Дыхание природы»
Улица Почемучкина
Улица Самоделкина
Улица Здоровья | 1.Игра «Лесные великаны»
2.Путешествие по станциям «В мире сказок»
3.Такое незнакомое «оригами» (изготовление поделок из бумаги) 4.Праздник Солнца | Степановская С.А. Нефедовская Т.С. – библиотекарь Лаврова О.К.
Ильина О.А., Игнатьевская Т.Н. |
9 июня | Улица Здоровья Проспект Юного художника Переулок «Звуки музыки»
Парк «Дыхание природы» | 1.Игры с солнцем 2.Конкурс рисунков «Мы рисуем лето» 3.Разучивание песен о лете «Лето, ах, лето…» 4.Акция «Чистая территория» (уборка мусора на стадионе и около школы) 5.Путешествие по лесной тропинке | Шестакова Н.Н. Лаврова О.К.
Степановская С.А. Ильина О.А.
Шестакова Н.Н, |
10 июня | Улица Спортивная Улица Здоровья
Переулок «Звуки музыки» | 1.Веселые старты 2.С водой мы дружим все (купание) 3.Игра «Старт» 4.Солнечная дискотека 5.Музыкальная гостиная «Звуки лета» | Замятин С.К. Ильина О.А.
Шестакова Н.Н., Степановская С.А. |
11 июня | Улица Самоделкина
Парк «Дыхание природы»
Улица Почемучкина
Улица Здоровья | 1.Изготовление поделок из пластилина 2.Конкурс «Изучай и береги родную природу» 3.Путешествие по энциклопедии «100 тысяч «почему» 4. «На волнах качаемся…» — игры на воде | Шутова Л.Н.
Жукова Н.Н.
Верещагина С.Ю. Ильина О.А. |
12 июня |
| Экскурсия в с. Верховажье в Дом – музей В.А. Михалева, краеведческий музей | Ильина О.А., Шутова Л.Н. |
13 июня | Парк «Дыхание природы»
Переулок Юного художника | 1.Путешествие на остров Экол
2.Конкурс рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Ильина О.А., Шестакова Н.Н. Лаврова О.К. |
14 июня | Переулок «Звуки музыки»
Переулок Юного художника Улица Здоровья | 1.Фестиваль воздушных шаров
2.Угадай мелодию
3.Конкурс плакатов «Краски лета» 4.Солнечные ванны | Игнатьевская Т.Н. Степановская С.А. Лаврова О.К.
Ильина О.А. |
16 июня | Улица Здоровья
Улица Спортивная | 1.Праздник «День Нептуна»
2.Спортивный «муравейник» | Степановская С.А., Ильина О.А. Шестакова Н.Н., Шутова Л.Н. |
17 июня | Парк «Дыхание природы»
Улица Самоделкина
Переулок «Звуки музыки» | 1.Экскурсия в лес (сбор материала для поделок) 2.Изготовление поделок из природного материала 3.Летняя дискотека | Степановская С.А. Лаврова О.К.
Зыкова Н. А. |
18 июня |
| «У похода есть начало…» (поход) | Ильина О.А,, Шестакова Н.Н., Шутова Л.Н. |
19 июня | Улица Почемучкина
Улица Спортивная
Парк «Дыхание природы»
Улица Здоровья | 1.Спичечный турнир
2.Игра «Форт Боярд»
3.Игра «Чудо – дерево» 4.Конкурс «Кто лучше знает животных» 5.Игры на воде | Игнатьевская Т.Н. Степановская С.А. Ильина О.А. Жукова Н.Н.
Шутова Л.Н. |
20 июня | Переулок «Звуки музыки» Улица Спортивная Улица Здоровья | 1.Концерт «Звуки лета» 2.Спортивные игры 3.Солнечная ярмарка
| Зыкова Н.А. Замятин С.К. Ильина О.А. |
21 июня | Улица Почемучкина
Улица Самоделкина Переулок «Звуки музыки»
| 1.Экскурсия к памятнику воинам – землякам, беседа 2. «Бумажный зоопарк» 3.Праздник «До свидания, лагерь!» | Ильина О.А.
Лаврова О.К. Степановская С.А. |
Подпрограмма «Страна «Спортландия»
Данная подпрограмма разработана для учащихся 4- 7 классов в целях создания условий для укрепления здоровья детей, развития их гигиенической и физической культуры, реализации медико- профилактических, спортивных программ, обеспечивающих восстановление сил, организацию досуга учащихся, их творческую самореализацию, привитие любви к спорту.
Направление работы: спортивно- оздоровительное
Идея подпрограммы: путешествие по стране «Спортландии»
Формы и методы работы с детьми:
спортивные игры, спортивные соревнования, марафон, беседы о здоровье, конкурсы, спортивно- интеллектуальные шоу, экскурсии, поход, спортивно- развлекательные игры, эстафеты, праздники, турниры, аукцион, спартакиада.
Календарный план подпрограммы «Страна «Спортландия»
Места отдыха в стране | Мероприятия | |
2 июня |
| Праздник «Лето красное, здравствуй!» |
3 июня | Море Футбола | 1.Беседа «Из истории футбола» 2.Викторина «А знаете ли вы футбол?» 3.Комический футбол 4.Конкурс знатоков «Чемпионаты мира по футболу» 5.Соревнования по футболу |
4 июня | Город Здоровья | 1.Беседа «Что такое «здоровый образ жизни» 2.Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» 3.Ток – шоу «Нет – вредным привычкам!» 4. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (купание, загорание, игры на воде) 5. «Здоровье дарит Айболит!» |
5 июня | Река Удачи | 1.Соревнования по легкой атлетике 2.Защита любимых видов спорта 3.Кросс 4.Соревнования по плаванию 5.Веселая спартакиада |
6 июня | Аллея «Веселый мяч» | 1.Беседа «Из истории мяча» 2.Спортивный аукцион 3.Турнир смекалистых «Игры с мячом» 4.Игры с мячом на стадионе 5.Спортивная дискотека |
7 июня | Дорога Бегунов | 1.Аукцион «Виды бега» 2.Соревнования по бегу на 60, 100, 800 м 3.Соревнования по спортивной ходьбе 4.Солнечные ванны 5.Спортивный марафон |
9 июня | Парк Чудес | 1. Спортивный КВН 2.Зоологические забеги 3. «Проведи игру для друзей» 4.Танцы на воде 5.Игра «Огонь, вода и медные трубы» |
10 июня | Остров Сокровищ | 1.Игра- путешествие «Остров сокровищ» 2.Игра «Форт Боярд» 3.День индейцев |
11 июня | Оазис Волейбола | 1.Беседа «Как и где появился волейбол» 2.Повторение приемов игры в волейбол 3.Соревнования по пионерболу 3.Соревнования по волейболу 4.Конкурс фантазеров «Я — известный волейболист» |
12 июня | Тропа Робинзона | Однодневный поход |
13 июня | Водопад Нептуна | 1.Солнечные ванны (купание, загорание, игры на воде) 2.Праздник «День Нептуна» |
14 июня | В лесу – за золотым ключиком | 1.Эстафета «Спорт – это здоровье, сила, радость» 2.Игра «Последний герой» 3. «Помогите Буратино» — спортивно – развлекательная игра 4.Игра «За золотым ключиком» |
16 – 17 июня | Олимпийская деревня | 1.Конкурс знатоков «Из истории Олимпийских Игр» 2.Беседа «Пекин – столица Олимпийских Игр 2008» 3.Малые Олимпийские Игры |
18 июня | Водопад Нептуна | 1.Праздник Солнца 2.Игры на воде «Море волнуется – раз…» 3.Эстафета Водяного |
19 июня | Улица Веселых стартов | 1.Веселый стадион – игры на стадионе 2.Веселые старты 3.Турнир ловких «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны!» 4.Дружный хоровод –игры народов России |
20 июня | Гора Велосипедистов | 1.Беседа «Откуда появился велосипед» 2.Велосипедные гонки по стадиону 3.Соревнования «Преодолей полосу препятствий» 4.Велосипедный марш- бросок на 5 км |
21 июня | Мыс Доброй Надежды | 1.Экскурсия к памятнику воинам- землякам 2.Кросс, посвященный Дню Памяти и Скорби 3.Спортивно- развлекательное шоу «Спорт – любовь и жизнь моя!» |
Подпрограмма «Наша территория»
1.Общие положения
Подпрограмма «Наша территория» реализуется в трудовом отряде, который организован при МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» для учащихся, достигших возраста 14 лет, то есть, для учащихся 7, 8, 10 классов в период летних каникул в целях систематизации трудового воспитания, привития учащимся трудовых навыков, организации помощи школе к подготовке к новому учебному году, оказания помощи ветеранам войны и труда, престарелым жителям села, благоустройстве территории около школы, на селе, около памятника погибшим воинам- землякам, организации разумного труда и отдыха учащихся, созданию условий для формирования здорового образа жизни.
Трудовой отряд создается на базе школы по решению педагогического совета и на основании приказа директора школы.
Отряд создан и действует в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским и Трудовым Кодексами РФ, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Положением о лагере труда и отдыха при МОУ «Нижнекулойская СОШ».
2.Цель:
Создание условий для практического приобретения учащимися трудовых навыков, вовлечения их в общественно полезную деятельность, сочетающую формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.
Задачи и содержание работы:
*воспитывать у учащихся ответственное и творческое отношение к труду, развивать трудовые навыки и умения;
*готовить учащихся к выбору профессии;
*организовать активный отдых учащихся, укреплять их здоровье.
Содержание работы трудового отряда определяется планом, который предусматривает организацию производительного труда и разностороннего отдыха учащихся, создание необходимых условий для работы и отдыха школьников, их питание, соблюдение требований техники безопасности.
3. Основные направления реализации подпрограммы:
Трудовая деятельность
*облагораживание территории школы и села, памятника воинам –кулоянам –
изготовление цветников, посадка деревьев, уборка мусора, прополка цветочных клумб;
*подготовка учебных кабинетов и комнат пришкольного интерната к новому учебному году;
*изготовление сувениров для Алексеевской ярмарки;
*помощь престарелым, ветеранам войны и труда;
*работа на пришкольном участке: вскапывание грядок, посадка и поливка овощей;
*работа в Урусовском лесничестве (прополка саженцев ели и сосны)
Досуговая деятельность
*посещение концертов, музеев в с. Верховажье, г. Вельске
*организация вечеров отдыха, дискотек, праздников.
Нравственное и физическое оздоровление подростков
*организация горячего питания;
*проведение спортивных мероприятий;
*проведение бесед, диспутов о здоровье
*организация походов по родным местам
4.Организация работы
Режим труда и отдыха в трудовом отряде устанавливается администрацией МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» с учетом Трудового законодательства, Конвенции о правах ребенка, норм и правил здравоохранения и утверждается директором школы.
Основное направление реализации данной подпрограммы – трудовая деятельность.
5.План мероприятий в лагере труда и отдыха
I. Тематическая неделя «Здравствуй, лето!»
2 июня –Участие в празднике детства «Счастливое время»
3 июня – Поездка в г. Вельск на концерт танцевальных коллективов города
4 июня – Праздник «Здравствуй, лето!»
5 июня – Дискотека «Этот прекрасный мир лета!»
6 июня – Праздник цветов «Цветочное царство»
II. Тематическая неделя «Мы за здоровый образ жизни!»
9 июня – Баскетбольное шоу
Марафон Здоровья
10 июня – Диспут « Что такое здоровый образ жизни?»
12 июня – Праздник России.
Соревнования по волейболу и футболу.
13 июня — Диспут «К чему приводят вредные привычки»
Защита плакатов «Мы за здоровый образ жизни!»
14 июня – Беседа врача «Правильно ли мы питаемся».
III. Тематическая неделя «Ты да я, да мы с тобой!»
16 июня – Однодневный поход
17 июня – Дискотека — Старт тинейджеров «Веселая компания»
18 июня — Экскурсия в краеведческий музей с. Верховажья
19 июня – Диспут «Какой я друг и кто мои друзья».
20 июня – День Дворцовых танцев
21 июня – Линейка «Они сражались за Родину», посвященная Дню Памяти и
Скорби
Закрытие лагеря – вечер отдыха «Дружная компания»
8.Ожидаемые результаты реализации Программы «Планета Здоровья»:
1.Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
2.Повышение уровня физического, а отсюда — психического и социального здоровья детей.
3.Самореализация учащихся в творческой и познавательной деятельности.
4.Развитие лидерских качеств и умений учащихся.
Вот и закончился лагерь, а вроде начался вчера…
Результаты анкетирования учащихся:
1. Анкета на входе (опрошено – 72 чел.)
-Очень ждал(а) лагеря — 45 чел. -Вкусно кормят – 70 чел. -Интересно – 62 чел. -Пока не понял – 11 чел. | |
*Что ты ждешь от лагеря | -Хорошо отдохнуть и набраться сил – 70 чел. -Интересных мероприятий – 69 чел. -Побыстрее бы оказаться в Чуглах – 21 чел. -Много времени будем проводить на свежем воздухе — 51 чел. |
*В каких делах ты бы хотел участвовать | -В спортивных мероприятиях – 42 чел. -В трудовых делах- 38 чел. -В играх – 24 чел. |
*Что тебе нравится делать | -Делать поделки — 21 чел. -Петь – 12 чел. -Играть в футбол, волейбол — 14 чел. -Рисовать – 10 чел. |
*Хочешь ли ты организовать что – нибудь для других | -Игру – 6 чел. -Вечер – 8 чел. -Спортивные соревнования – 12 чел. -Поздравления с Днем рождения – 7 чел. |
*Был ли ты раньше в нашем лагере и что тебе запомнилось больше всего | -Был(а) – 66 чел. -День Нептуна – 15 чел. -Бал Цветов – 12 чел. -Линейка Памяти -16 чел. -Вечер Дружбы – 11 чел. -Поездки в Вельск, Верховажье – 27 чел. |
*Что для тебя самое важное в лагере | -Здесь мои друзья – 42 чел. -Хороший отдых- 61 чел. -Можно провести время с пользой – 47 чел. -Можно выбрать занятия по душе – 19 чел. |
*Я пришел в лагерь, потому что … | -Каждый год хожу сюда – 66 чел. -Здесь интересно – 53 чел. -Вкусно кормят и дают подарки – 46 чел. -Здесь есть чем себя занять – 62 чел. |
*Я не хочу, чтобы здесь … | -Говорили об учебе – 17 чел. -Ссорились — 22 чел. |
2.Анкета на выходе (опрошено 66 чел.)
-Доброе отношение учителей – 56 чел. -Помощь друг другу – 42 чел. -Никто не ссорился – 51 чел. | |
*Какие события тебе понравились больше всего | См. в Отзывах учащихся |
*Переживал ли ты здесь следующие состояния | -Восторг – 47 чел. (интересные мероприятия) -Творчество – 27 чел. -Уверенность в себе – 60 чел. -«Я нужен» — 49 чел. -Счастье – 56 чел. -Одиночество – 1 чел. -Обиду – — -Разочарование — — |
*Что изменилось в тебе | -Я хорошо отдохнул – 66 чел. -Я стал более спокоен – 53 чел. |
*Можно ли сказать, что ты чему – то научился в лагере | -Да – 66 чел. |
*Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо» | -Учителям – 60 чел.(за организацию работы лагеря) -Поварам – 66 чел.(за вкусные завтраки и обеды) -Работникам библиотеки, ДДТ, Фока – 28 чел.(за интересные мероприятия) |
*Я рад, что… | -Опять побывал в лагере – 62 чел. -Хорошо отдохнул – 50 чел. -Со мной были мои друзья – 41 чел. |
*Мне жаль, что … | -Лагерь быстро закончился – 54 чел. -Придется на лето расстаться с друзьями – 17 чел. |
*Что для тебя было главным в лагере | -Я каждый день встречался с друзьями – 53 чел. -Хорошо организованный отдых и труд – 35 чел. -Хорошие взаимоотношения между всеми участниками лагеря – 61 чел. |
Литература
1. Авилова Л.Б. Подготовка летнего лагеря: требования, инструкции, пожелания. // Научно – методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. №2, 2005.
2.Апатенко С.М. Летний отдых юных россиян. //Народное образование. №3, 2005, с.9.
3.Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. М., Новая школа, 1994.
4.Вооронова Б.А. Современные гигиенические требования к организации летного отдыха детей и подростков. //Народное образование, №3, 2005, с.77.
5.Вербицкая Г.М. Пятая трудовая смена на земле. //Народное образование, №3, 2005, с. 142.
6.Газман О.Н. Каникулы: игра и воспитание. М., 1998.
7.Гарифулина З.С. Лагерь труда и отдыха. //Классный руководитель, №4, 2007.
8.Епишкова Е.Н. Маги Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., Педагогика, 1998.
9.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., Педагогика, 1998.
10.Капустина Ю.Е. Детям Кирпичник А.Г. Летние объединения старшеклассников. – М., Знание, 1989.
11.Кирпичник А.Г. Летние объединения старшеклассников. – М., Знание, 1989.
12.Колокольчикова З.Ю. Конкурсы в летнем лагере. // Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. №2, 2005.
13.Коваль М.Б. Ключ к успеху.- М., НИИ семьи, 1998.
14.Колпачкова М.В. Сценарии игр и конкурсов для спортивного лагеря// 15.Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. №2, 2005.
16.Колпачкова М.В. Сценарии игр и конкурсов для экологического лагеря// Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. №2, 2005.
17.Константинов Ю.С. Лето, дети, туризм. М., 1998.
18.Кузнецов А.А. План работы вожатого. // Народное образование, №3, 2005.
19.Лаврентьев В.В. Программа организации летного отдыха детей. //Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе, №2, 2005.
20.Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. — М., МПГУ,1993.
21.Лизинский В.М. Личностный подход к воспитанию в летнем лагере. // Классный руководитель, №4, 2007.
22.Положение о лагере с дневным пребыванием детей и подростков при МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа».
23.Санитарно-эпидемиологические требования к организации режима работы летних оздоровительных лагерей.// Народное образование, №3, 2005, с. 259.
24.Таран Ю.Н. Основы жизнедеятельности лагеря//Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. №1, 2008.
25.Таран Ю.Н. Проектирование профильной смены// Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №1, 2008
26.Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. Москва, Аст, 2001.
27.Шипилова Т.А. Школа интересных каникул// Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. №2, 2005.
28.Шмаков С.А. Дети на отдыхе. Москва, 2001.