Иваненко Ирина Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2» г.Тулуна
Технологическая карта. Урок 15
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [o], буквами О, о, развития речи |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Знавать особенности произнесения звука [о], его характеристику; буквы О, о как знаки звука [о]; составлять небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений |
Личностные результаты | Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ её решения, осуществляя пробы. Познавательные: общеучебные – использовать сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи; логические – соотносить рисунок и схему, осуществлять классификацию предметов, слого-звуковой анализ слов, характеризуют звук [о]. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в учебном труде |
Основное содержание темы, понятия и термины | Звук [о]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы О, о |
Образовательные ресурсы | Презентация |
Ход урока.
Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готов-ности класса | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать А поможет всё узнать Наша любознательность. – Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежнос-тей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | Фронтальная. Словесный. Звуковая игра, беседа | – Как гудит сильный ветер? – Как шумят деревья? – Как фыркает ежик? – Как рычит собака? – Что мы сейчас произносили? | Произносят звуки. Отвечают на вопросы.
– Звуки | Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Различают гласные и согласные звуки | Фронтальный. Устные ответы |
III. Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие бывают звуки? – Как вы их различаете? – Какой гласный звук и какую букву вы уже знаете? | – Гласные и согласные. Объясняют. – [а], А | Привлекают ранее полученные знания | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Постановка учебной задачи | Частично-поисковый, Фронтальная. Слово учителя СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 | – Посмотрите на картинке. -Что заметили? -Что будем учить на уроке? -Когда вам покупают торт? -У нас тоже сегодня именинник, герой одной из сказок. -Это герой какой сказки? |
В словах звук [о] Звук [о]
Ослик. | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя |
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слова ослик
| Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа с картинкой и схемой, объяснение учителя
| – Кто это? -Сколько слогов в слове? -Почему? -На какой слог падает ударение? -Хором произнесем первый слог. – Вслушаемся, как произносит-ся этот звук: о-о-о. -Какой он, гласный или соглас-ный? – Почему? —Какова особенность звука [o]? -Как произносим согласный с О?
| – Ослик.
– Гласный. – При произнесении звука выдыхаемый воздух в полости рта не встречает преград. – При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются. | По внешним признакам определяют объект. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделяют звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают за особенностями произнесения звука [о]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [о] гласный. | Фронтальный. Устные ответы. Осуществление слого-звукового анализа слова |
2. Обозначение звука буквой. | СЛАЙД 4-5 | -Какой буквой обозначим [o]? -Пятачок подарил Ослику букву О. |
| Обозначают звук буквой |
|
Физкультминутка | Коллективный. Практический | Учитель катит обруч. О – как обруч, захочу – По дороге покачу. – Назовите слово на букву О | Называют слово, которое начинается с буквы О и пробегают в обруч | Осуществляют профилактику утомления. Приводят примеры слов с буквой О в начале слова | Коллективный. Правильное выполнение задания |
4.Работа по ленте букв. | СЛАЙД 6
СЛАЙД 7 | -Давайте найдем и покажем Ослику на «ленте букв», где живет буква О? — На что похожа буква О? Посмотрите, какой еще подарок сделал для именинника Пята-чок! |
| Работают по ленте букв. |
|
5. Отгадывание загадок | Фронтальная. Словесный, наглядный. Отгадывание загадок, беседа
СЛАЙД 8 | -Кто в сказке был самым умным? -А что подарил Ослику Винни-Пух? Кролик будет Ослику дарить загадки, а Ослик отгадки будет складывать в горшочек. Доскажи словечко. 1) Летом в огороде- Свежие, зеленые, А зимой в бочке- Желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? … 2) Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасется весь день. Кто ж это? … 3) Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног – Вот и весь я … | Отгадывают загадки
( огурцы )
( олень )
( осьминог )
| Осуществляют классификацию предметов по определенному признаку. При отгадывании загадок используют материал собственных наблюдений. Распознают овощи на картинках | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Словесный, практический | – В какое время года собирают овощи в огороде и на полях? – Осенью с деревьев опадают листья. – Покажите, как падают листья. – Как красиво вы кружитесь, – Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими листьями. Но вот ветер стих, и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород. | – Осенью. Под музыку дети кружатся, бегают, плавно поднимая и опуская руки | Умеют слушать музыку и выполнять движения в такт. Активно участвует в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Игра «Кто больше найдет слов со звуком | Парная. Словесный, наглядный, практический. | Кролик хочет проверить внима-тельны ли вы. – Что вы видите на картинке? – Сколько букв О на этой странице? – Какое время года изображено? Почему так думаете?
| Рассматривают картинку. – Подсолнух, огород, дом, окно, крот, бочка, картофель, лопата. 35
| Находят слова со звуком [o] на картинке. Работают в паре, называют слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивают результаты совместной работы | Парный, индивидуальный |
2. Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке «В огороде у крота» | Беседа, составление рассказа, предложения | Ослик сам замечательный садовод. Он хочет, чтобы герой на странице поделился с ним своими секретами выращивания богатого урожая. – Чем занимается крот? – Что находится в подвале у крота? – Составьте рассказ по картинке. – Составьте предложение по схеме | Отвечают на вопросы учителя и товарища, составляют рассказ. По схеме составляют предложение, например: Крот выкапывает лопатой морковь | Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют рассказ по сюжетной картинке, используют схему для составления предложения | Устные ответы, рассказ по картинке |
3. Работа с пословицами (учебник, с. 24) | Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный. Беседа, рассказ | – Как вы понимаете смысл пословицы «Кто скоро помог, тот дважды помог»? – Вспомните ситуации из своей жизни, когда вы оказали помощь людям, нуждающимся в ней. – Как вы понимаете слово «взаимопомощь»? – Почему так говорят: «При солнце тепло, при матери добро?», «Нет больше позора, чем не выполнить уговора?» | Слушают пословицу, отвечают на вопросы, приводят примеры жизненных ситуаций | Объясняют смысл пословиц и поговорок, высказывают свое мнение. Рассуждают о взаимопомощи. Приводят примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строят высказывания о своей готовности помогать людям. Объясняют значение слова «взаимопомощь» | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ |
4. Чтение стихотворения. (учебник, с. 25) | Парная, индивидуаль-ная. Словесный, практический. Беседа, чтение | – Прочитайте стихотворение Ф. Бобылева «Окунек». -Назовите слова с буквой О. | Читает ученик. Работают в паре.
| Находят буквы О и слова с буквой О в текстах на страницах «Азбуки». Осуществляют взаимопроверку | Парный, индивидуальный. Устные ответы |
8. Дидактическое упражнение. «Найди рисунок к схеме» (учебник, с. 25) | Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный. Дидактическое упражнение | – Рассмотрите рисунки и схему. СЛАЙД 9 | Рассматривают рисунки. – Окунь | Анализируют схему, определяют соответствие между схемой и словами, обозначающими предметы | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
VII. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный. Беседа СЛАЙД 10-12 | -Все гости собрались у Ослика и поздравляют. -А про подарок Совы то мы забыли! -Что подарила Сова? -И даже Баба Яга прислала свое поздравление. – Какому звуку, какой букве был посвящен урок? -Найдите букву на «ленте букв». -Почему буква О расположена на красном фоне, рядом с буквой А? – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогли на уроке? |
– Гласному звуку [o], буквам О, о. Находят букву на «ленте букв». – На красном фоне располагаются гласные буквы. Обе буквы (А и О) показывают твердость предшествующих согласных. Отвечают на вопросы учителя | Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. Устанавливают причинно-следственные связи | Фронтальный. Устные ответы |
6