Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для основной школы предназначена для учащихся 5-х классов.
Программа включает четыре раздела:
• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета в учебном плане.
• «Содержание учебного предмета», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета «Русский язык» в современной школе.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
Планируемые результаты основного общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва, «Просвещение», 2011);
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. Москва, «Просвещение»,2011;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва);
Программа по русскому языку к УМК В.В.Бабайцевой 5-9 классы (авторы программы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова), допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2013 г, Москва, «Дрофа»;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ ООШ № 21.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников, принадлежащих УМК В.В.Бабайцевой, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Учебники: 1.В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория 5-9 кл. М. «Дрофа», 2011 г.
2. Русский язык. Практика. 5 класс/ под ред. А. Ю. Купаловой. М. «Дрофа», 2011 г.
3. Е.И.Никитина. Русская речь. 5 кл. М. «Дрофа», 2011г
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;
формирование коммуникативной компетенции.
Указанная цель реализуются на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
– воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
– овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; умение проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
– освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В основе содержания обучения предмета «Русский язык» лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В соответствии с данными видами компетенций выделяются основные содержательные линии:
– содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
– содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
– содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч. 120 часов программы, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, включены в общее содержание и распределены по классам следующим образом: 5 класс – 60 часов, 6 класс – 50 часов, 7 класс – 30 часов, 8 класс – 35 часов, 9 класс – 45 часов.
Программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 час. Вариативная часть программы составляет 74 часа и формируется авторами рабочих программ.
Согласно учебному плану ГБОУ ООШ № 21 на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 5 учебных часов в неделю и того 170 часов в год.
По «Программе по русскому языку к УМК В.В.Бабайцевой 5-9 классы (авторы программы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова)» на изучение предмета «Русский язык» отводится 5 учебных часов в неделю и того 175 часов в год. В связи с этим, в примерную программу были внесены следующие изменения в 5 классе: сокращены 5 резервных часов на повторение в конце учебного года.
Раздел | По программе (часов) | Планируемое количество часов | |
I | Система языка | | |
| Введение | 2 | 2 |
| Орфография | 10 | 10 |
| Морфология и орфография | 16 | 16 |
| Синтаксис и пунктуация | 38 | 38 |
| Основной курс языка | | |
| Фонетика, графика, орфография | 18 | 18 |
| Морфемика, орфография | 29 | 29 |
| Лексика | 11 | 11 |
| Итоговое повторение | 19 | 19 |
II | Развитие связной речи | 27 | 27 |
Учебный процесс в ГБОУ ООШ № 21 осуществляется по триместрам, поэтому изучение предмета «Русский язык» в 5 классе будет проходить в следующем режиме:
Количество часов в | |||||
неделю | триместр | год | |||
I | II | III | |||
Русский язык 5 класс | 5 | 50 | 55 | 65 | 170 |
Рабочая программа по предмету «Русский язык» рассчитана на 170 учебных часов, в том числе для проведения:
Русский язык | ||||
триместр | год | |||
I | II | III | ||
Контрольные работы | 3 | 2 | 2 | 7 |
Изложения | 1 | 1 | 2 | 4 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения курса
«Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
Текстоведение. Обучающиеся научатся:
определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, тезисы, конспект, участие в беседе), официально-деловые тексты (объявление)
Фонетика и орфоэпия. Графика. Обучающиеся научатся:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; производить фонетический разбор слов; находить в художественном тексте явление звукозаписи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты.
Морфемика и словообразование. Обучающиеся научатся:
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их.
Лексикология и фразеология. Обучающиеся научатся:
объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов.
Морфология. Обучающиеся научатся:
различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать слова, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; производить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Орфография. Обучающиеся научатся:
находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Обучающиеся получат возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Синтаксис и пунктуация. Обучающиеся научатся:
выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; производить синтаксический разбор простого предложения и упрощенный разбор сложного предложения; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 5 класс
Введение (2 ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества .
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (10 ч).
Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (16 ч)
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тс я и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными .
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (38 ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч).
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначецие мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и иы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография (29 ч)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных и — о.
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).
Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология (11 ч)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение 98 использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (19 ч)
Развитие связной речи (27 ч)
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного предмета
«Русский язык»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое кол-во | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Федеральный Закон «Об образовании» | Д |
2 | Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку | Д |
3 | Примерная программа основного общего образования по русскому языку | Д |
4 | Авторская программа по русскому языку под ред. В.В.Бабайцевой | Д |
5 | Учебник по русскому языку. 5 класс. | К |
10 | Практикум по русскому языку. 5 класс. | К |
15 | Школьные словари русского языка | К |
16 | Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку) | Ф |
17 | Дидактические материалы для 5 – 9 классов | Ф |
18 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д |
Печатные пособия | ||
19 | Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса. | Д |
информационно-коммуникационные средства | ||
20 | Электронные библиотеки по курсу русского языка | Д |
|
Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса
Название раздела или темы | Количество часов на изучение темы | Темы урока | Количество часов на изучение | Примерная дата проведения урока | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||
№ урока | Название | триместр | Примерная дата | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||||||||||||||||
1 | Речь и речевое общение РР | 2 2 | 1 | Введение. Особенности УМК В.В.Бабайцевой | 1 | I | 2.09. | Читать и комментировать статьи учебника, устанавливать связь между теоретич-м и практич-ми пособиями УК, анализировать речевые ситуации, отвечать на вопросы учителя, формулировать выводы по итогам наблюдений по теме | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. | Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой, словарём. | Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию | ||||||||||||||
2 | Роль языка в жизни общества | 1 | I | 3.09. | ||||||||||||||||||||||
3 | РР. Для чего людям нужна речь? | 1 | I | 4.09. | ||||||||||||||||||||||
4 | РР. Как различают формы речи? | 1 | I | 5.09 | ||||||||||||||||||||||
Вводный курс | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Орфография РР | 10 1 | 5,6 | Орфограмма. | 2 | 1 | 6,9. 09 | Анализировать несоответствия в произношении и написании слов, записывать звуковой облик слов, графически обозначать орфограмму, составлять алгоритм выбора написания слов, определять опознавательные признаки орфограммы, определять морфемный состав слов. | Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. | Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнёра по деятельности. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления. | ||||||||||||||
7,8 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | 1 | 10,11.09 | ||||||||||||||||||||||
9 | Правописание безударных гласных в приставках. Гласные и,а,у после шипящих. | 1 | 1 | 12.09 | ||||||||||||||||||||||
10,11 | Правописание глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных. | 2 | 1 | 13,16.09 | ||||||||||||||||||||||
12 | Правописание удвоенных согласных. | 1 | 1 | 17.09 | ||||||||||||||||||||||
13 | Контрольный диктант по теме «Орфография» | 1 | 1 | 18.09 | ||||||||||||||||||||||
14 | Анализ результатов диктанта и работа над ошибками | 1 | 1 | 19.09 | ||||||||||||||||||||||
15 | Рр Что такое диалог и монолог? | 1 | 1 | 20.09 | ||||||||||||||||||||||
3 | Морфология и орфография РР | 16 1 | 16 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 1 | 23.09 | Читать и осмысливать содержание теоретической статьи учебника, разграничивать части речи по их отличительным признакам, объяснять написание по алгоритму; определять морфологические признаки разных частей речи, находить в тексте часть речи по его признакам, определять опознавательный признак орфограмм на слух, производить самопроверку написания орфограмм, совершенствовать умение поискового чтения при работе над теоретической статьёй учебника; выполнять грамматические задания. | Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков; осознание необходимости самосовершенствования. | Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; осуществлять качественную характеристику рассматриваемого понятия; анализировать, делать выводы, обобщения; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. | Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; позитивно относится к процессу общения в учебной обстановке. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность ответов учащихся; осуществлять взаимоконтроль; обнаруживать ошибки и вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления. | ||||||||||||||
17 | Имя существительное как часть речи. | 1 | 1 | 24.09 | ||||||||||||||||||||||
18 | Окончание имени существительного. | 1 | 1 | 25.09 | ||||||||||||||||||||||
19 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 1 | 26.09 | ||||||||||||||||||||||
20 | Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных. | 1 | 1 | 27.09 | ||||||||||||||||||||||
21 | Глагол. Инфинитив — неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. | 1 | 1 | 30.09 | ||||||||||||||||||||||
22 | РР. Как вести беседу? | 1 | 1 | 1.10 | ||||||||||||||||||||||
23 | Глагол. Прошедшее время. Правописание глаголов в форме прошедшего времени. | 1 | 1 | 2.10 | ||||||||||||||||||||||
24 | I и II спряжения глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Настоящее и будущее время глагола. | 1 | 1 | 3.10 | ||||||||||||||||||||||
25 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 1 | 1 | 4.10 | ||||||||||||||||||||||
26 | Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма «Глаголы с -ТСЯ, — ТЬСЯ». | 1 | 1 | 14.10 | ||||||||||||||||||||||
27 | Наречие как часть речи. | 1 | 1 | 15.10 | ||||||||||||||||||||||
28 | Местоимение как часть речи. | 1 | 1 | 16.10 | ||||||||||||||||||||||
29 | Дефис в местоимениях. | 1 | 1 | 17.10 | ||||||||||||||||||||||
30 | Служебные части речи. Предлоги и союзы. | 1 | 1 | 18.10 | ||||||||||||||||||||||
31 | Частица как служебная часть речи. | 1 | 1 | 21.10 | ||||||||||||||||||||||
32 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | 1 | 1 | 22.10 | ||||||||||||||||||||||
4 | Синтаксис и пунктуация РР | 38 8 | 33 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание, его типы. | 1 | 1 | 23.10 | Анализировать пунктуационную ситуацию, составлять словосочетания, предложения; осваивать новые термины и понятия; производить пунктуационный разбор предложений; устанавливать границы предложения с опорой на его основные признаки; различать главные и второстепенные члены предложения на основе связей и отношений; отражать синтаксические особенности предложения в его линейной схеме; устанавливать связь между числом основ и пунктуацией предложения; составлять схемы предложений, отражающие наличие порядок расположения его членов; выделять словосочетания из предложения; повторять сведения об однородных членах предложения, осмыслять признаки однородных членов, дифференцировать однородные члены; различать подлежащее и обращение; осмыслять роль вводных слов в структуре предложения; разграничивать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ.
| Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; наличие ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков; знать и выполнять основные моральные нормы; осознавать границы собственного знания и «незнания»; осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; смыслообразование — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать выводы; уметь выбирать смысловые и синтаксические единицы текста и устанавливать отличия между ними; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи. | Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и учебных задач; владеть диалогической формой речи; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; адекватно воспринимать оценку учителя; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; составлять план и последовательность действий; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. | ||||||||||||||
34 | Пунктуационный разбор предложения | 1 | 1 | 24.10 | ||||||||||||||||||||||
35 | Словосочетание и предложение. Грамматическая основа. | 1 | 1 | 25.10 | ||||||||||||||||||||||
36 | Виды предложения по цели высказывания | 1 | 1 | 28.10 | ||||||||||||||||||||||
37 | Виды предложений по интонации. | 1 | 1 | 29.10 | ||||||||||||||||||||||
38,39 | РР. Выборочное изложение по тексту «Дятел в вечернем лесу» | 2 | 1 | 30.10 | ||||||||||||||||||||||
40 | Члены предложения. Грамматическая основа. | 1 | 1 | 31.10 | ||||||||||||||||||||||
41 | Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | 1 | 1 | 1.11 | ||||||||||||||||||||||
42 | Сказуемое и его способы выражения | 1 | 1 | 4.11 | ||||||||||||||||||||||
43 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 1 | 5.11 | ||||||||||||||||||||||
44 | Второстепенные члены предложения | 1 | 1 | 6.11 | ||||||||||||||||||||||
45 | Определение | 1 | 1 | 7.11 | ||||||||||||||||||||||
46 | Дополнение | 1 | 1 | 8.11 | ||||||||||||||||||||||
47 | Обстоятельство | 1 | 1 | 11.11 | ||||||||||||||||||||||
48 | Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | 1 | 12.11 | ||||||||||||||||||||||
49 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 1 | 13.11 | ||||||||||||||||||||||
50 | Анализ результатов диктанта и работа над ошибками | 1 | 1 | 14.11 | ||||||||||||||||||||||
51 | РР. Что такое текст? Способы связи предложений в тексте. | 1 | 1 | 15.11 | ||||||||||||||||||||||
52 | РР. Что значит писать и говорить на тему? | 1 | II | 25.11 | ||||||||||||||||||||||
53,54 | Словосочетание. Подчинительные словосочетания | 2 | II | 26,27.11 | ||||||||||||||||||||||
55 | Предложения с однородными членами. | 1 | II | 28.11 | ||||||||||||||||||||||
56,57,58 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 3 | II | 29.11; 2,3.12 | ||||||||||||||||||||||
59 | РР. Главное в тексте — идея, основная мысль | 1 | II | 4.12 | ||||||||||||||||||||||
60, 61 | Предложение с обращениями | 2 | II | 5,6.12 | ||||||||||||||||||||||
62, 63 | Предложения с вводными словами | 2 | II | 9,10. 12 | ||||||||||||||||||||||
64, 65 | Сложные предложения | 2 | II | 11,12.12 | ||||||||||||||||||||||
66 | Бессоюзные и союзные сложные предложения | 1 | II | 13.12 | ||||||||||||||||||||||
67 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | 1 | II | 16.12 | ||||||||||||||||||||||
68 | Сложное предложение: придаточное « внутри» главного. | 1 | II | 17.12 | ||||||||||||||||||||||
69 | Разбор сложного предложения | 1 | II | 18.12 | ||||||||||||||||||||||
70, 71 | РР. Изложение, близкое к тексту | 2 | II | 19.12 | ||||||||||||||||||||||
72, 73, 74 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 3 | II | 23,24,25.12 | ||||||||||||||||||||||
75 | Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» | 1 | II | 26.12 | ||||||||||||||||||||||
76 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | II | 27.12 | ||||||||||||||||||||||
77 | Анализ результатов диктанта и работа над ошибками | 1 | II | 30.12 | ||||||||||||||||||||||
78 | РР. Для чего нужен план? | 1 | II | 31.12 | ||||||||||||||||||||||
ОСНОВНОЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Фонетика, графика, орфография РР | 18 4 | 79 | РР. Понятие о литературном языке | 1 | II | 9.01 | Разграничивать буквы и звуки, записывать звуковой облик слова; самостоятельно читать учебную статью и составлять её план; производить фонетический разбор слов; совершенствовать орфоэпические навыки, умение определять место орфограммы в звучащем слове; объяснять выбор написания орфограммы с использованием алгоритма; распределять слова по типу орфограммы; составлять словарный диктант по теме; выполнять практические упражнения, производить взаимопроверку выполнения задания. | Испытывать положительное отношение к учению, стремиться к самоизменению-приобретению новых знаний и умений; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; смыслообразование — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | Осознавать познавательную задачу; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять её с учётом решаемых задач; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. | Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; интериоризация-осуществлять рефлексию своих действий, полно отображая в речевом высказывании предметное содержание и условие выполняемых действий; уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия; столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; контроль внимания — самостоятельно обнаруживать ошибки и вносить коррективы; осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления. | ||||||||||||||
80, 81, 82 | Звуки речи. Алфавит. | 3 | II | 10,13,14 01 | ||||||||||||||||||||||
83 | Гласные и согласные звуки. | 1 | II | 15.01 | ||||||||||||||||||||||
84 | Слог. Правила переноса слогов | 1 | II | 16.01 | ||||||||||||||||||||||
85 | Ударение. Гласные ударные и безударные. | 1 | II | 17.01 | ||||||||||||||||||||||
86, 87 | РР. Как связать предложения в тексте? Виды связи предложений в тексте. | 2 | II | 20,21.01 | ||||||||||||||||||||||
88 | Орфография | 1 | II | 22.01 | ||||||||||||||||||||||
89 | Безударная гласная в корнях слов | 1 | II | 23.01 | ||||||||||||||||||||||
90 | Гласные буквы о, ё после шипящих | 1 | II | 24.01 | ||||||||||||||||||||||
91 | Гласные Ы-И после шипящих и Ц | 1 | II | 27.01 | ||||||||||||||||||||||
92, 93 | Звонкие и глухие согласные. Их обозначение на письме. | 2 | II | 28,29.01 | ||||||||||||||||||||||
94 | Непроизносимые и удвоенные согласные | 1 | II | 30.01 | ||||||||||||||||||||||
95 | PР. Цепная и параллельная связь предложений в тексте (повторение) | 1 | II | 31.01 | ||||||||||||||||||||||
96 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного на письме с помощью Ь знака | 1 | II | 3.02 | ||||||||||||||||||||||
97 | Значения букв Е, Ё, Ю, Я. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков | 1 | II | 4.02 | ||||||||||||||||||||||
98 | Повторение изученного по теме «Фонетика и орфография». | 1 | II | 5.02 | ||||||||||||||||||||||
99 | Контрольный тест по теме «Фонетика и орфография». | 1 | II | 6.02 | ||||||||||||||||||||||
100 | Анализ результатов теста и работа над ошибками | 1 | II | 7.02 | ||||||||||||||||||||||
6 | Морфемика, орфография РР | 29 7 | 101 | Понятие о морфемике. | 1 | II | 10.02 | Разбирать слова по составу; анализировать лексическое значение и орфографические особенности слова; обнаруживать корни с чередованием, выполнять упражнения по образцу; отрабатывать план действий при морфемном разборе слова; записывать слова под диктовку с обозначением морфем; сопоставлять звучание и написание; объяснять выбор написания приставок по алгоритму; осваивать схему словообразовательного разбора слова; определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание; выполнять грамматические задания. | Испытывать положительное отношение к учению, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; иметь ценностные ориентиры на мотивы достижения цели и социального признания; ориентироваться на моральную норму (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость); оценивать действия с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы; смыслообразование; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять её с учётом решаемых задач; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать выводы. | Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и учебных задач; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия; адекватно воспринимать оценку учителя; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; адекватно оценивать свои действия; содержательно обосновывать правильность/ошибочность результата, соотнося его с алгоритмом действия. | ||||||||||||||
102 | Основа слова и окончание | 1 | II | 11.02 | ||||||||||||||||||||||
103 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова | 1 | II | 12.02 | ||||||||||||||||||||||
104 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | II | 13.02 | ||||||||||||||||||||||
105,106,107 | Приставки. Суффиксы. | 3 | III | 24,25,26.02 | ||||||||||||||||||||||
108 | PР. Стили речи. Разговорный стиль | 1 | II | 14.02 | ||||||||||||||||||||||
109,110 | Чередование гласных звуков в корнях слов | 2 | III | 27,28.02 | ||||||||||||||||||||||
111 | Чередование согласных звуков в корнях слов | 1 | III | 3.03 | ||||||||||||||||||||||
112 | Морфемный разбор | 1 | III | 4.03 | ||||||||||||||||||||||
113 | PР. Книжные стили. Научный стиль | 1 | III | 5.03 | ||||||||||||||||||||||
114,115,116 | Корни с чередованием гласных А-О | 3 | III | 6,7,1003 | ||||||||||||||||||||||
117,118,119 | Корни с чередованием гласных Е- И | 3 | III | 11,12,13.03 | ||||||||||||||||||||||
120 | PР. Книжные стили речи. Художественный стиль | 1 | III | 14.03 | ||||||||||||||||||||||
121 | PР. Средства выразительности художественного текста | 1 | III | 17.03 | ||||||||||||||||||||||
122 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме | 1 | III | 18.03 | ||||||||||||||||||||||
123,124,125 | Правописание приставок, оканчивающихся на -з(с) | 3 | III | 19,20,21.03 | ||||||||||||||||||||||
126 | Буквы Ы — И после приставок, оканчивающихся на согласный | 1 | III | 24.03 | ||||||||||||||||||||||
127,128 | PР. Изложение, близкое к тексту | 2 | III | 25.03 | ||||||||||||||||||||||
129-130 | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | 2 | III | 27,28.03 | ||||||||||||||||||||||
131,132 | Словообразование | 1 | III | 31.03;1.04 | ||||||||||||||||||||||
133 | Повторим изученное в разделе «Морфемика и словообразование» | 1 | III | 2.04 | ||||||||||||||||||||||
134 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» | 1 | III | 3.04 | ||||||||||||||||||||||
135 | Анализ результатов диктанта и работа над ошибками | 1 | III | 4.04 | ||||||||||||||||||||||
136 | Р.р. Как различают типы речи | 1 | III | 14.04 | ||||||||||||||||||||||
7 | Лексика РР | 11 4 | 137 | Словарное богатство русского языка | 1 | III | 15.04 | Анализировать структуру учебной статьи; осваивать структуру словарной статьи; работать с толковым словарём; осмыслять значение слова в структуре словосочетания; сопоставлять омонимы и многозначные слова; определять разные типы синонимов; производить лексический разбор слова по образцу; осмыслять исторические явления в лексике русского языкапри образовании неологизмов и архаизмов; упражняться в определении фразеологизмов и их роли в тексте. | Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; осознавать необходимость самосовершенствования; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе. | Осознавать познавательную задачу; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять её с учётом решаемых задач; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; контроль внимания — самостоятельно обнаруживать ошибки и вносить коррективы; осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления. | ||||||||||||||
138 | Лексическое значение слова | 1 | III | 16.04 | ||||||||||||||||||||||
139 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | III | 17.04 | ||||||||||||||||||||||
140 | РР. Повествовать — значит рассказывать | 1 | III | 18.04 | ||||||||||||||||||||||
141 | Омонимы | 1 | III | 21.04 | ||||||||||||||||||||||
142 | Синонимы | 1 | III | 22.04 | ||||||||||||||||||||||
143 | Антонимы | 1 | III | 23.04 | ||||||||||||||||||||||
144 | Лексический разбор слова | 1 | III | 25.04 | ||||||||||||||||||||||
145 | PР. Выборочное изложение | 1 | III | 28.04 | ||||||||||||||||||||||
146 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | 1 | III | 29.04 | ||||||||||||||||||||||
147 | Архаизмы. Неологизмы | 1 | III | 30.04 | ||||||||||||||||||||||
148 | Происхождение лексики русского языка. Заимствованные слова | 1 | III | 5.05 | ||||||||||||||||||||||
149 | PР. Описание предмета | 1 | III | 6.05 | ||||||||||||||||||||||
150 | Фразеологизмы | 1 | III | 7.05 | ||||||||||||||||||||||
151 | PР. Как описать животное? | 1 | III | 8.05 | ||||||||||||||||||||||
8 | Повторение | 19 | 152-157 | Повторение изученного по орфографии | 6 | III | 12,13,14,15,16,19.05 | Совершенствовать умение выбирать написание с помощью алгоритма, объяснять постановку знаков препинания; систематизировать и обобщать знания по культуре речи. | Смыслообразование; желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; самооценка своих действий и поступков. | Понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. | Осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого поведения. | Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления. | ||||||||||||||
158-163 | Повторение изученного по пунктуации | 6 | III | 20,21,22,2305 | ||||||||||||||||||||||
164 | Итоговый контрольный диктант | 1 | III | 26.05 | ||||||||||||||||||||||
165 | Анализ результатов диктанта и работа над ошибками | 1 | III | 27.05 | ||||||||||||||||||||||
166-169 | Повторение изученного по культуре речи | 4 | III | 28,29.05 | ||||||||||||||||||||||
170 | Заключительный урок | 1 | III | 30.05 |