Рабочая программа по русскому языку по УМК В.В.Бабайцевой для 5 класса


Пояснительная записка

Введение

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для основной школы предназначена для учащихся 5-х классов.

Программа включает четыре раздела:

«Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета в учебном плане.

«Содержание учебного предмета», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

«Тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета «Русский язык» в современной школе.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-­правовых документов:

  • Федеральный государ­ственный образовательный стандарт основного общего обра­зования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

  • Планируемые результаты основного общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва, «Просвещение», 2011);

  • Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. Москва, «Просвещение»,2011;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва);

  • Программа по русскому языку к УМК В.В.Бабайцевой 5-9 классы (авторы программы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова), допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2013 г, Москва, «Дрофа»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ ООШ № 21.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников, принадлежащих УМК В.В.Бабайцевой, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:

Учебники: 1.В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория 5-9 кл. М. «Дрофа», 2011 г.

2. Русский язык. Практика. 5 класс/ под ред. А. Ю. Купаловой. М. «Дрофа», 2011 г.

3. Е.И.Никитина. Русская речь. 5 кл. М. «Дрофа», 2011г

Общая характеристика учебного предмета


Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.


Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:

  • формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;

  • обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

  • знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;

  • формирование коммуникативной компетенции.

Указанная цель реализуются на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

– воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

– овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; умение проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

– освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

В основе содержания обучения предмета «Русский язык» лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В соответствии с данными видами компетенций выделяются основные содержательные линии:

– содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

– содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

– содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.


Место учебного предмета в учебном плане


Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч. 120 часов программы, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, включены в общее содержание и распределены по классам следующим образом: 5 класс – 60 часов, 6 класс – 50 часов, 7 класс – 30 часов, 8 класс – 35 часов, 9 класс – 45 часов.
Программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 час. Вариативная часть программы составляет 74 часа и формируется авторами рабочих программ.

Согласно учебному плану ГБОУ ООШ № 21 на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 5 учебных часов в неделю и того 170 часов в год.

По «Программе по русскому языку к УМК В.В.Бабайцевой 5-9 классы (авторы программы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова)» на изучение предмета «Русский язык» отводится 5 учебных часов в неделю и того 175 часов в год. В связи с этим, в примерную программу были внесены следующие изменения в 5 классе: сокращены 5 резервных часов на повторение в конце учебного года.

п/п

Раздел

По программе

(часов)

Планируемое

количество часов

I

Система языка




Введение

2

2

Орфография

10

10

Морфология и орфография

16

16

Синтаксис и пунктуация

38

38


Основной курс языка



Фонетика, графика, орфография

18

18

Морфемика, орфография

29

29

Лексика

11

11

Итоговое повторение

19

19

II

Развитие связной речи

27

27

Учебный процесс в ГБОУ ООШ № 21 осуществляется по триместрам, поэтому изучение предмета «Русский язык» в 5 классе будет проходить в следующем режиме:

Предмет

Количество часов в

неделю

триместр

год

I

II

III

Русский язык 5 класс

5

50

55

65

170

Рабочая программа по предмету «Русский язык» рассчитана на 170 учебных часов, в том числе для проведения:


Вид работы

Русский язык

триместр

год

I

II

III

Контрольные работы

3

2

2

7

Изложения

1

1

2

4



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.



Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения курса

«Русский язык»


Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:

Текстоведение. Обучающиеся научатся:

определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Обучающиеся получат возможность научиться:

создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, тезисы, конспект, участие в беседе), официально-деловые тексты (объявление)


Фонетика и орфоэпия. Графика. Обучающиеся научатся:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; производить фонетический разбор слов; находить в художественном тексте явление звукозаписи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Обучающиеся получат возможность научиться:

опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

выразительно читать прозаические и поэтические тексты.


Морфемика и словообразование. Обучающиеся научатся:

выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их.


Лексикология и фразеология. Обучающиеся научатся:

объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

опознавать омонимы разных видов.


Морфология. Обучающиеся научатся:

различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать слова, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; производить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Обучающиеся получат возможность научиться:

анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.




Орфография. Обучающиеся научатся:

находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Обучающиеся получат возможность научиться:

демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.


Синтаксис и пунктуация. Обучающиеся научатся:

выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; производить синтаксический разбор простого предложения и упрощенный разбор сложного предложения; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Обучающиеся получат возможность научиться:

анализировать синонимические средства синтаксиса;

опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;

анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.


Содержание учебного предмета «Русский язык» 5 класс


Введение (2 ч)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества .


ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография (10 ч).

Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне сло­ва, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография (16 ч)

Части речи. Самостоятельные и служебные час­ти речи.

Имя существительное. Морфологические при­знаки существительного. Склонение. Имена су­ществительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Морфологические признаки прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончани­ях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряже­ние глагола.

Правописание гласных перед суффиксом и в окончании глаголов.

Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.

Глаголы с -тс я и -тъся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наре­чий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притя­жательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопроси­тельные кто? что? какой? и др. Неопределен­ные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предло­гами.

Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами су­ществительными .

Союз. Союзы и, а, но между однородными чле­нами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация (38 ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предло­жения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Не­восклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именитель­ном падеже).

Второстепенные члены предложения (определе­ние, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинитель­ные словосочетания. Словосочетания в предложе­нии.

Предложения с однородными членами. Обоб­щающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородны­ми членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторя­ющимся союзом и) и обобщающим словом перед од­нородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указываю­щими на уверенность или неуверенность говоряще­го по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение.

Сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь пос­ле4 слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.


ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке (1ч).

Литературный язык — основа русского нацио­нального языка. Нормы литературного языка (про­износительные (орфоэпические), морфологиче­ские, синтаксические, стилистические, орфографи­ческие, пунктуационные и др.).

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.

Правила переноса слов.

Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.

Выразительные средства фонетики.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая пози­ция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные со­гласные. Шипящие согласные.

Правописание парных звонких и глухих соглас­ных на конце и в середине слов перед согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначецие мягкости согласных на письме с по­мощью ъ.

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Правописание гласных и иы после ц.

Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Ор­фоэпический словарь.

Морфемика. Словообразование. Орфография (29 ч)

Понятие о морфемике. Морфема — минималь­ная значимая единица языка. Основа слова и окон­чание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Словообразование. Основные способы образова­ния слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.

Элементы этимологического анализа слова.

Выразительные средства морфемики и словооб­разования.

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок. Правописа­ние безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных и — о.

Правописание корней с чередованием гласных е и.

Правописание согласных и гласных в пристав­ках.

Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).

Правописание приставок роз- {рос) раз-(рас).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические слова­ри русского языка.

Лексикология и фразеология (11 ч)

Понятие о лексикологии. Лексикология как раз­дел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.

Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антони­мов.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Ос­новные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и ин­дивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение 98 использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные сло­на. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместнос­ти использования стилистически окрашенной лек­сики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профес­сионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расши­рение сферы употребления жаргонизмов в разго­ворной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных соче­таний слов. Особенности употребления фразеоло­гизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.

Повторение (19 ч)


Развитие связной речи (27 ч)

Устная и письменная формы речи.

Речь диалогическая и монологическая.

Понятие о связном тексте.

Тема.

Основная мысль текста. Смысловые части текста.

Простой план.

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Выразительные средства в устной речи.

Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного предмета

«Русский язык»


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое кол-во

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный Закон «Об образовании»

Д

2

Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку

Д

3

Примерная программа основного общего образования по русскому языку

Д

4

Авторская программа по русскому языку под ред. В.В.Бабайцевой

Д

5

Учебник по русскому языку. 5 класс.

К

10

Практикум по русскому языку. 5 класс.

К

15

Школьные словари русского языка

К

16

Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку)

Ф

17

Дидактические материалы для 5 – 9 классов

Ф

18

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Печатные пособия

19

Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Д

информационно-коммуникационные средства

20

Электронные библиотеки по курсу русского языка

Д




Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса


п / п

Название раздела или темы

Количество часов на изучение темы

Темы урока

Количество часов на изучение

Примерная дата проведения урока

Характеристика деятельности ученика


Планируемые результаты

урока

Название

триместр

Примерная дата

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

Речь и речевое общение


РР


2



2


1


Введение. Особенности УМК В.В.Бабайцевой

1

I

2.09.

Читать и комментировать статьи учебника, устанавливать связь между теоретич-м и практич-ми пособиями УК, анализировать речевые ситуации, отвечать на вопросы учителя, формулировать выводы по итогам наблюдений по теме

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.


Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой, словарём.

Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию


2

Роль языка в жизни общества

1

I

3.09.

3

РР. Для чего людям нужна речь?

1

I

4.09.

4

РР. Как различают формы речи?

1

I

5.09

Вводный курс

2

Орфография


РР

10



1

5,6

Орфограмма.

2

1

6,9.

09

Анализировать несоответствия в произношении и написании слов, записывать звуковой облик слов, графически обозначать орфограмму, составлять алгоритм выбора написания слов, определять опознавательные признаки орфограммы, определять морфемный состав слов.

Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнёра по деятельности.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.

7,8

Правописание безударных гласных в корне слова.

2

1

10,11.09

9

Правописание безударных гласных в приставках. Гласные и,а,у после шипящих.

1

1

12.09

10,11

Правописание глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных.

2

1

13,16.09

12

Правописание удвоенных согласных.

1

1

17.09

13

Контрольный диктант по теме «Орфография»

1

1

18.09

14

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками

1

1

19.09

15

Рр Что такое диалог и монолог?

1

1

20.09

3

Морфология и орфография


РР

16





1

16

Самостоятельные и служебные части речи.

1

1

23.09

Читать и осмысливать содержание теоретической статьи учебника, разграничивать части речи по их отличительным признакам, объяснять написание по алгоритму; определять морфологические признаки разных частей речи, находить в тексте часть речи по его признакам, определять опознавательный признак орфограмм на слух, производить самопроверку написания орфограмм, совершенствовать умение поискового чтения при работе над теоретической статьёй учебника; выполнять грамматические задания.

Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков; осознание необходимости самосовершенствования.

Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; осуществлять качественную характеристику рассматриваемого понятия; анализировать, делать выводы, обобщения; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; позитивно относится к процессу общения в учебной обстановке.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность ответов учащихся; осуществлять взаимоконтроль; обнаруживать ошибки и вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.

17

Имя существительное как часть речи.

1

1

24.09

18

Окончание имени существительного.

1

1

25.09

19

Имя прилагательное как часть речи.

1

1

26.09

20

Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных.

1

1

27.09

21

Глагол. Инфинитив — неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам.

1

1

30.09

22

РР. Как вести беседу?

1

1

1.10

23

Глагол. Прошедшее время. Правописание глаголов в форме прошедшего времени.

1

1

2.10

24

I и II спряжения глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Настоящее и будущее время глагола.

1

1

3.10

25

Правописание безударных личных окончаний глагола.

1

1

4.10

26

Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма «Глаголы с -ТСЯ, — ТЬСЯ».

1

1

14.10

27

Наречие как часть речи.

1

1

15.10

28

Местоимение как часть речи.

1

1

16.10

29

Дефис в местоимениях.

1

1

17.10

30

Служебные части речи. Предлоги и союзы.

1

1

18.10

31

Частица как служебная часть речи.

1

1

21.10

32

Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография»

1

1

22.10

4

Синтаксис и пунктуация


РР

38




8

33

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание, его типы.

1

1

23.10

Анализировать пунктуационную ситуацию, составлять словосочетания, предложения; осваивать новые термины и понятия; производить пунктуационный разбор предложений; устанавливать границы предложения с опорой на его основные признаки; различать главные и второстепенные члены предложения на основе связей и отношений; отражать синтаксические особенности предложения в его линейной схеме; устанавливать связь между числом основ и пунктуацией предложения; составлять схемы предложений, отражающие наличие порядок расположения его членов; выделять словосочетания из предложения; повторять сведения об однородных членах предложения, осмыслять признаки однородных членов, дифференцировать однородные члены; различать подлежащее и обращение; осмыслять роль вводных слов в структуре предложения; разграничивать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ.




Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; наличие ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков; знать и выполнять основные моральные нормы; осознавать границы собственного знания и «незнания»; осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; смыслообразование — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать выводы; уметь выбирать смысловые и синтаксические единицы текста и устанавливать отличия между ними; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и учебных задач; владеть диалогической формой речи; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; адекватно воспринимать оценку учителя; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; составлять план и последовательность действий; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

34

Пунктуационный разбор предложения

1

1

24.10

35

Словосочетание и предложение. Грамматическая основа.

1

1

25.10

36

Виды предложения по цели высказывания

1

1

28.10

37

Виды предложений по интонации.

1

1

29.10

38,39

РР. Выборочное изложение по тексту «Дятел в вечернем лесу»

2

1

30.10

40

Члены предложения. Грамматическая основа.

1

1

31.10

41

Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

1

1

1.11

42

Сказуемое и его способы выражения

1

1

4.11

43

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

1

5.11

44

Второстепенные члены предложения

1

1

6.11

45

Определение

1

1

7.11

46

Дополнение

1

1

8.11

47

Обстоятельство

1

1

11.11

48

Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»

1

1

12.11

49

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

1

13.11

50

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками

1

1

14.11

51

РР. Что такое текст? Способы связи предложений в тексте.

1

1

15.11

52

РР. Что значит писать и говорить на тему?

1

II

25.11

53,54

Словосочетание. Подчинительные словосочетания

2

II

26,27.11

55

Предложения с однородными членами.

1

II

28.11

56,57,58

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

3

II

29.11;

2,3.12

59

РР. Главное в тексте — идея, основная мысль

1

II

4.12

60, 61

Предложение с обращениями

2

II

5,6.12

62, 63

Предложения с вводными словами

2

II

9,10.

12

64, 65

Сложные предложения

2

II

11,12.12

66

Бессоюзные и союзные сложные предложения

1

II

13.12

67

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

1

II

16.12

68

Сложное предложение: придаточное « внутри» главного.

1

II

17.12

69

Разбор сложного предложения

1

II

18.12

70, 71

РР. Изложение, близкое к тексту

2

II

19.12

72, 73, 74

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

3

II

23,24,25.12

75

Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»

1

II

26.12

76

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

II

27.12

77

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками

1

II

30.12

78

РР. Для чего нужен план?


1

II

31.12

ОСНОВНОЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

5

Фонетика, графика, орфография


РР

18






4

79

РР. Понятие о литературном языке

1

II

9.01

Разграничивать буквы и звуки, записывать звуковой облик слова; самостоятельно читать учебную статью и составлять её план; производить фонетический разбор слов; совершенствовать орфоэпические навыки, умение определять место орфограммы в звучащем слове; объяснять выбор написания орфограммы с использованием алгоритма; распределять слова по типу орфограммы; составлять словарный диктант по теме; выполнять практические упражнения, производить взаимопроверку выполнения задания.

Испытывать положительное отношение к учению, стремиться к самоизменению-приобретению новых знаний и умений; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; смыслообразование — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Осознавать познавательную задачу; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять её с учётом решаемых задач; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; интериоризация-осуществлять рефлексию своих действий, полно отображая в речевом высказывании предметное содержание и условие выполняемых действий; уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия; столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; контроль внимания — самостоятельно обнаруживать ошибки и вносить коррективы; осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.

80,

81,

82

Звуки речи. Алфавит.

3

II

10,13,14

01

83

Гласные и согласные звуки.

1

II

15.01

84

Слог. Правила переноса слогов

1

II

16.01

85

Ударение. Гласные ударные и безударные.

1

II

17.01

86,

87

РР. Как связать предложения в тексте? Виды связи предложений в тексте.


2

II

20,21.01

88

Орфография

1

II

22.01

89

Безударная гласная в корнях слов

1

II

23.01

90

Гласные буквы о, ё после шипящих

1

II

24.01

91

Гласные Ы-И после шипящих и Ц

1

II

27.01

92,

93

Звонкие и глухие согласные. Их обозначение на письме.

2

II

28,29.01

94

Непроизносимые и удвоенные согласные

1

II

30.01

95

PР. Цепная и параллельная связь предложений в тексте (повторение)

1

II

31.01

96

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного на письме с помощью Ь знака

1

II

3.02

97

Значения букв Е, Ё, Ю, Я. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков

1

II

4.02

98

Повторение изученного по теме «Фонетика и орфография».

1

II

5.02

99

Контрольный тест по теме «Фонетика и орфография».

1

II

6.02

100

Анализ результатов теста и работа над ошибками

1

II

7.02

6

Морфемика, орфография


РР

29




7

101

Понятие о морфемике.

1

II

10.02

Разбирать слова по составу; анализировать лексическое значение и орфографические особенности слова; обнаруживать корни с чередованием, выполнять упражнения по образцу; отрабатывать план действий при морфемном разборе слова; записывать слова под диктовку с обозначением морфем; сопоставлять звучание и написание; объяснять выбор написания приставок по алгоритму; осваивать схему словообразовательного разбора слова; определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание; выполнять грамматические задания.

Испытывать положительное отношение к учению, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; иметь ценностные ориентиры на мотивы достижения цели и социального признания; ориентироваться на моральную норму (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость); оценивать действия с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы; смыслообразование; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять её с учётом решаемых задач; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать выводы.

Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и учебных задач; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия; адекватно воспринимать оценку учителя; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; адекватно оценивать свои действия; содержательно обосновывать правильность/ошибочность результата, соотнося его с алгоритмом действия.

102

Основа слова и окончание

1

II

11.02

103

Корень слова. Исторические изменения в составе слова

1

II

12.02

104

Правописание безударных гласных в корне слова

1

II

13.02

105,106,107

Приставки. Суффиксы.

3

III

24,25,26.02

108

PР. Стили речи. Разговорный стиль

1

II

14.02

109,110

Чередование гласных звуков в корнях слов

2

III

27,28.02

111

Чередование согласных звуков в корнях слов

1

III

3.03

112

Морфемный разбор

1

III

4.03

113

PР. Книжные стили. Научный стиль

1

III

5.03

114,115,116

Корни с чередованием гласных А-О

3

III

6,7,1003

117,118,119

Корни с чередованием гласных Е- И

3

III

11,12,13.03

120

PР. Книжные стили речи. Художественный стиль

1

III

14.03

121

PР. Средства выразительности художественного текста

1

III

17.03

122

Правописание приставок, не изменяющихся на письме

1

III

18.03

123,124,125

Правописание приставок, оканчивающихся на -з(с)

3

III

19,20,21.03

126

Буквы Ы — И после приставок, оканчивающихся на согласный

1

III

24.03

127,128

PР. Изложение, близкое к тексту

2

III

25.03

129-130

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

2

III

27,28.03

131,132

Словообразование

1

III

31.03;1.04

133

Повторим изученное в разделе «Морфемика и словообразование»

1

III

2.04

134

Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография»

1

III

3.04

135

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками

1

III

4.04

136

Р.р. Как различают типы речи

1

III

14.04

7

Лексика


РР

11


4


137

Словарное богатство русского языка

1

III

15.04

Анализировать структуру учебной статьи; осваивать структуру словарной статьи; работать с толковым словарём; осмыслять значение слова в структуре словосочетания; сопоставлять омонимы и многозначные слова; определять разные типы синонимов; производить лексический разбор слова по образцу; осмыслять исторические явления в лексике русского языкапри образовании неологизмов и архаизмов; упражняться в определении фразеологизмов и их роли в тексте.

Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; осознавать необходимость самосовершенствования; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе.

Осознавать познавательную задачу; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять её с учётом решаемых задач; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; контроль внимания — самостоятельно обнаруживать ошибки и вносить коррективы; осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.

138

Лексическое значение слова

1

III

16.04

139

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова

1

III

17.04

140

РР. Повествовать — значит рассказывать

1

III

18.04

141

Омонимы

1

III

21.04

142

Синонимы

1

III

22.04

143

Антонимы

1

III

23.04

144

Лексический разбор слова

1

III

25.04

145

PР. Выборочное изложение

1

III

28.04

146

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении

1

III

29.04

147

Архаизмы. Неологизмы

1

III

30.04

148

Происхождение лексики русского языка. Заимствованные слова

1

III

5.05

149

PР. Описание предмета

1

III

6.05

150

Фразеологизмы

1

III

7.05

151

PР. Как описать животное?

1

III

8.05

8

Повторение

19

152-157

Повторение изученного по орфографии

6

III

12,13,14,15,16,19.05

Совершенствовать умение выбирать написание с помощью алгоритма, объяснять постановку знаков препинания; систематизировать и обобщать знания по культуре речи.

Смыслообразование; желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; самооценка своих действий и поступков.

Понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого поведения.

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.

158-163

Повторение изученного по пунктуации

6

III

20,21,22,2305

164

Итоговый контрольный диктант

1

III

26.05

165

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками

1

III

27.05

166-169

Повторение изученного по культуре речи

4

III

28,29.05


170

Заключительный урок

1

III

30.05








Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Правописание букв гласных в безударных личных окончаниях глаголов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: