Примерная схема характеристики ученика.
Подготовила Губарева В.А.,
учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г.Нижнекамска
Республики Татарстан.
Данные положения помогут составить психолого – педагогическую характеристику школьника.
Раздел 1. Общие сведения о ребенке.
Анкетные данные.
— Фамилия, имя.
— Дата рождения.
— Школа, класс.
— Специализация школы.
Сведения о состоянии здоровья.
— Часто ли болеет (часто, средне, редко).
— Хронические заболевания (какие).
— Особенности функционирования нервной системы:
быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
стабилен в проявлении настроения;
преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
преобладает торможение.
Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические).
— Занятия общественно полезным трудом (каким).
— Занятия в художественной самодеятельности (какой).
— Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.
— Занятия спортом (каким).
— Занятия организационной работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
Направленность интересов:
— На учебную деятельность;
— На трудовую деятельность;
— На художественно — эстетическую деятельность;
— На достижение в спорте, туризме;
— На отношения между людьми.
Отношения к делу:
Общественная активность.
— Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
— Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.
— Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
— Редко принимает участие в общественных делах.
— Отказывает участвовать в общественных делах.
Трудолюбие.
— Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
— Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
— Редко охотно берется за работу.
— Чаще всего старается уклониться от любой работы.
— Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
Ответственность.
— Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
— В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
— Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
— Очень редко выполняет порученное ему дело.
— Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
Инициативность.
— Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
— Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
— Редко сам начинает новое дело.
— Почти никогда сам не начинает новое дело.
— Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
Организованность.
— Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
— В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
— Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться.
— Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Любознательность.
— Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
— В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.
— Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
— Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.
— Равнодушен к всякого рода новым знаниям.
Аккуратность.
— Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут — и за партой и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
— Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.
— Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
— Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет
общественное имущество, даже портит его.
— Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
Отношение к людям:
Коллективизм.
— Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
— Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.
— Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
— Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
— Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в сое дело».
Честность. Правдивость.
— Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.
— Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.
— Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
— Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
— Склонен всегда, говорить не правду.
Справедливость.
— Активно борется с тем, что считает несправедливым.
— Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
— Редко выступает против того, что считает несправедливым.
— Не добивается справедливости.
— Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
Бескорыстие.
— В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.
— Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
— Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
— В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
— В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
Общительность.
— Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
— Как правило, с удовольствием общается с людьми.
— Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
— Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
— Замкнут, необщителен.
Чувство товарищества.
— Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
— Как правило, помогает товарищам.
— Помогает товарищам, когда его просят.
— Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
— Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
Отзывчивость.
— Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
— Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
— Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.
— Почти не умеет сочувствовать другим.
— Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
Вежливость, тактичность.
— Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
— Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
— Часто бывает, невежлив и нетактичен.
— Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
— Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе:
Скромность.
— Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
— Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.
— Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
— Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.
— Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
Уверенность в себе
— Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.
— Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.
— Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
— Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если
сам может справиться.
— Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
Самокритичность.
— Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
— В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
— Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
— К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки.
— Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
Умение рассчитывать свои силы.
— Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.
— Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.
— Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
— В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
— Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
Стремление к успеху, первенству.
— Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.
— Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.
— Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
— Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».
— Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.
Самоконтроль.
— Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
— Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
— Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
— Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
— Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
Волевые качества личности
Смелость.
— Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
— В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
— Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
— В большинстве случаев отступает перед силой.
— Всегда отступает перед силой, трусит.
Решительность.
— Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
— В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
— Иногда колеблется перед ответственным решением.
— Редко решается принять какое — либо ответственное решение.
— Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
Настойчивость.
— Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.
— Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
— Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
— Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
— Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
Самообладание.
— Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
— Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.
— Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
— Часто не может подавить нежелательные эмоции.
— Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
Положение ребенка в детском коллективе.
Авторитет в классе.
— Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
— Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
— Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой — то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
— Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
— В классе авторитетом не пользуется,
Симпатия.
— Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
— В классе ребята относятся к нему с симпатией.
— Пользуется симпатией только у части одноклассников.
— Пользуется симпатией у отдельных ребят.
— В классе его не любят.
Авторитет во внешкольных объединениях.
— Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
— Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)
— Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)
— Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).
— Не является членом никакого внешкольного объединения.
Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоций.
Внимание.
— Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
— Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.
— Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
— Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
— Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.
Память.
— При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
— При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
— Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.
— При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.
— Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
Мышление.
— Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
— Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
— Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
— В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
— Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
Эмоциональная реактивность.
-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.
— Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.
— Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
— Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
Общий эмоциональный тонус.
— Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.
— Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
— Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
— В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
— Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная уравновешенность.
— Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
— Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
— Эмоционально уравновешен.
— Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
— Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
Источник неизвестен.