Практическое занятие №2 «Примеры проектов уроков с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов»
Проект урока химии урока в 8 классе
Химические реакции | |||||
Цель Задачи
| Сформировать понятие о признаках и условиях протекания химических реакций — сформировать представления о химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций; — развитие умений объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий
| ||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Содержание темы предполагает изучение признаков и условия протекания химических реакций Основные понятия: реакция горения, эко-и –эндотермические реакции | ||||
Планируемые результаты | |||||
Личностные — проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; — проявление творческого отношения к процессу обучения. | Метапредметные Познавательные: — умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; — умение вести наблюдение; — умение прогнозировать ситуацию. Регулятивные: — умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; — умение соотносить учебные действия с известными правилами; — умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: — умение формулировать высказывание; — умение согласовывать позиции и находить общее решение; — умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. | Предметные обеспечить усвоение учащимися признаков и условий протекания химических реакций; обеспечить усвоение учащимися понятий экзо- и эндотермические реакции; закрепить знания о правилах техники безопасности в кабинете химии; продолжать формирование умений и навыков химического эксперимента | |||
Организация образовательного пространства | |||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||
Физика (физические явления)
| Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru., мультимедийный проектор (интерактивная доска), химические реактивы и химическая посуда для выполнения демонстрационного опыта. | фронтальная — индивидуальная – в паре —
| |||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) | |||||
Цели деятельности | Учитель: | Учащиеся: | Планируемый результат
| ||
— организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке
-актуализировать имеющиеся знания: Чем отличаются физические явления от химических?
— мотивировать обучающихся к изучению темы.
| -Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку. Настраивает на плодотворную работу.
-Какие явления называются физическими? Приведите примеры физических явлений. Графический диктант по вариантам. Предлагаем учащимся указать графически «∩» — да, «_» — нет. Вариант 1 – фильтрование, вариант 2 – выпаривание, вариант 3 – отстаивание. 1) соль + песок + вода; 2) нефть + соль + вода; 3) песок + вода; 4) древесные опилки + вода; 5) вода + сахар; 6) бензин + вода; 7) вода + металлические опилки; 8) соль + песок + древесные опилки + вода; 9) бензин + вода + соль; 10) песок + древесные опилки + вода. Ответы: вариант 1 (∩_∩∩__∩∩_∩); вариант 2 (∩∩__∩__∩∩_); вариант 3 (∩∩∩∩_∩∩∩∩∩).
—Жук-бомбардир защищается от нападающих на него муравьев с помощью струи жидкости. Эта жидкость на воздухе образует газ, который взрывается, выделяя много теплоты.
– Как вы считаете, как это явление связано с темой урока? -Дайте определение химическим явлениям. Чем отличаются между собой понятия химическая реакция и химическое явление?
| -Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок
— отвечают на вопросы, выполняют графический диктант Взаимопроверка | Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные — волевая саморегуляция. Личностные — Мотивирует учащихся на работу. — Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.
Коммуникативные — уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Познавательные —устанавливают причинно-следственную связи и делают выводы Регулятивные — прогнозировать ситуацию будущих событий. — определение, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть). | ||
II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания) | |||||
Цели деятельности
| Учебные задания и методы работы с информацией | Планируемый результат
| |||
Обеспечить восприятия осмысления и первичного запоминания знаний
Знать понятие «Химическая реакция», признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций
Уметь: определять тип реакции по тепловому эффекту
| —Главным итогом химических реакций является образование новых веществ, которые, конечно, обладают другими свойствами, отличными от свойств исходных веществ. Давайте узнаем, какие признаки указывают, что произошла химическая реакция. 1. Выделение газа — признак химической реакции (взаимодействие хлората калия с гидросульфитом натрия) 2. Изменение цвета — признак химической реакции (колебательная реакция Бриггса- Раушера) 3. Выделение света — признак химической реакции (свечение люминола) Демонстрационный опыт №1 Демонстрационный опыт №2 4.Физические и химические явления — взаимодействие соды с соляной кислотой Привожу примеры химических явлений: — варка картофеля, — скисание молока, — брожение варенья, -пожелтение листвы осенью. 5. Химические реакции
Химических реакций известно великое множество, но все их можно разделить на две группы: — реакции протекающие с выделением теплоты и света — реакции протекающие с поглощением теплоты. Демонстрационный опыт №3 Диктую определения экзо- и эндотермических реакций 6. Горение фосфора в кислороде http://files.school— collection.edu.ru/dlrstore/f83 beda5-449d—d3dc-442c— a474a89eeca6/index.htm Обращаю внимание учащихся на то, что реакции горения частный случай экзотермических реакций Прошу учащихся привести примеры экзотермических реакций -Задаю вопрос учащимся: всегда ли протекают реакции? Например, ранее в видеофрагменте мы видели, что сода и соляная кислота бурно реагируют между собой. Почему же, когда каждое вещество находится в своей склянке, реакция не происходит? -Предлагаю проделать опыт заменив соду на мел Демонстрационный опыт №4 -Прошу учеников объяснить почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском -Демонстрирую лист бумаги и спрашиваю у учеников почему бумага не загорается, хотя и соприкасается с кислородом воздуха? Что необходимо сделать, чтобы бумага загорелась? Обращаю внимание учащихся на то, что эндотермические реакции требуют постоянного нагревания (варка мяса, жарка картофеля и т. д., причем при измельчение продуктов процесс происходит быстрее), большинство экзотермических реакций протекает без нагревания или при нагревании на начальном этапе реакции. -Демонстрирую видеофрагменты и прошу уч-ся указать условия и признаки реакций 7. Качественная реакция на йод 8 Горение железа в кислород 9 Взаимодействие брома с алюминием
| -Слушают учителя, наблюдают, описывают увиденные опыты
Записывают в тетрадь признаки химических реакций
-Указывают признаки химических реакций.
-Просматривают анимацию и проверяют правильность записей в тетради
Указывают признаки химических реакций при просмотре опыта и видеофрагмента
Записывают в тетрадь определения экзо- и эндотермических реакций
Учащихся приводят примеры экзотермических реакций
Уч-ся указывают на то что, соду и соляную кислоту необходимо смешать
Учащиеся объясняют почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском и делают вывод, что чем сильнее измельчено твердое вещество, тем быстрее протекает реакция Уч-ся указывают на то что, для загорания бумаги необходимо еще и нагревание
Учащиеся указывают условия и признаки увиденных реакций, указывая экзо или эндотермическ ой реакцией она является.
| Познавательный: Регулятивный — умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативный — умение выполнять учебные задания в паре. Предметный — умение давать определение основным понятиям темы
Коммуникативные — сотрудничество в поиске информации —использование грамотной монологической речи
Познавательные — поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.
Регулятивные – планирование, прогнозирование | ||
Диагностика качества освоения темы | | ||||
Цель – установить степень усвоения темы «Химические реакции». -закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания
| На основании перечисленных ниже признаков определите, к физическим или к химическим явлениям относятся указанные ниже превращения. а) при нагревании в колбе небольшого количества кристалликов йода серо-фиолетового цвета колба заполняется газом фиолетового цвета; б) при сливании двух бесцветных прозрачных растворов выпал осадок белого цвета; в) при горении дров образуется уголь; г) при нагревании минеральной воды выделяются пузырьки углекислого газа; д) при опускании в стакан с водой голубых кристалликов медного купороса раствор постепенно окрашивается в голубой цвет; е) при внесении в колбу с кислородом раскаленной стальной проволоки она ярко светится и разбрызгивает в разные стороны раскаленные искры. Ответы: Ф, Х, Х, Ф, Ф, Х. 2. Рассмотрите рисунок. Укажите для каждого случая признак химической реакции. Ответы: изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, излучение света и теплоты. 3. Перечислите признаки реакций, происходящих при следующих явлениях: а) гниение листьев; б) действие раствора уксусной кислоты на мрамор; в) прогоркание сливочного масла при долгом хранении на воздухе. 4. Объясните, какие явления (физические или химические) происходят: а) при варке картофель, подвергшийся действию низких температур, приобретает сладкий вкус; б) при действии ферментов глюкоза превращается в спирт; в) при действии раствора йода на крахмал наблюдается синее окрашивание; г) при открытии бутылки с минеральной водой происходит бурное выделение пузырьков газа. 5. Вопросы из черного ящика. а) Почему медная монета покрывается черным налетом по истечении длительного времени, а медная монета при нагревании – быстро? б) При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза и крахмал? Как называется этот процесс? в) Почему могут находиться рядом открытые пробирки с растворами соды и уксусной кислоты, ведь вам известно, что эти вещества вступают в химическую реакцию?
| Планируемый результат Предметный: — умение определять по признакам, к физическим или к химическим явлениям относятся превращения Личностный: — творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Познавательный: — умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания
Коммуникативные — уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;
Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. . | |||
| |
| |||
IV этап. Рефлексивная деятельность | |||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |||
научить школьников: — соотносить полученный результат с поставленной целью; — оценивать результат своей деятельности; — оценивать результат учебной деятельности.
| Самоанализ I. Задание на самоанализ. Составьте синквейн на тему «Химические реакции». Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ……………….. Я не доволен(льна) тем, что сегодня ………………… | *Заполняется учителем после освоения темы учащимися. | |||
| Итог урока. Домашнее задание | | |||
| I уровень: § 26, упр. 1 – 4; II уровень: тоже + упр. 5, 6. | Коммуникативные -формировать умения слушать и понимать речь других людей — Познавательные –рефлексия. Личностные -смыслообразование |
Демонстрационный опыт №1 в фарфоровой ступке смешиваем твердые хлорид аммония и гидроксид кальция, растираем их. Демонстрационный опыт №2 К раствору сульфата меди (+2) добавляем раствор гидроксида натрия, наблюдаем выпадение голубого осадка, который исчезает при добавлении соляной кислоты.
Демонстрационный опыт №3 На небольшую тонкую деревянную доску (10см Х 10см Х 1см) кладем смоченный водой бумажный фильтр. На него ставим стакан, в который кладем 4,5 грамма нитрата калия, 37 грамма нитрата аммония и 50 грамм измельченного льда – шпателем тщательно перемешиваем. Демонстрационный опыт №4 В два стакана наливаем одинаковый объем соляной кислоты, в один из них добавляем порошок мела, в другой – целый кусок мела.