Биоэнергетическая коррекция средствами физической культуры
Автор Учитель физической культуры высшей категории Захарова Татьяна Анатольевна
МОУ лицей «Созвездие» № 131 г. Самары.
Одной из наиболее отличительных особенностей современной школы является увеличение объема информации, повышение уровня образования, усложнение образовательных программ, использование информационных технологий.
Эти факторы оказывают огромное влияние на развитие и состояние здоровья учащихся.
В настоящее время очень актуальной проблемой становится сохранение здоровья учащихся, разрабатываются различные здоровье сберегающие технологии в обучении.
В своей работе учителя физической культуры большое внимание уделяют развитию учащихся, предлагают различные средства для развития и сохранения здоровья. Актуальность проблемы предполагает использование большого количества методик для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, не только учащихся и учителей, но и родителей, ведь уже очевидно, что результат обучения зависит от общих усилии.
Сегодня, когда наука биоэнергетика получила официальное подтверждение, почему бы не использовать древнейшие и современные знания. Возможно это позволит несколько расширить наши представления о современном мире, человеке в нем, а так же средствах и методах сохранения и укрепления здоровья.
В современных концепциях человеческий организм это открытая энерго-информационная система, напрямую связанная с окружающим пространством. Человек является микрокосмом и подчиняется всем космическим ритмам и законам. Сегодня энерго-информационное поле значительно перегружено различными техногенными воздействиями — использование техники, огромные психологические нагрузки, информационные потоки воздействуют на полевые структуры. Срыв равновесия — недостаток энергии в одном месте и ее переизбыток в другом нарушает сбалансированность, что выражается рядом симптомов; слабость, быстрое утомление, развитие болезней. Участники образовательного процесса — учащиеся и учителя тоже подвергаются информационным, психическим, техногенным перегрузкам, поэтому сохранение и укрепление здоровья является одной из главных задач.
Нарушение полевых структур приводит к разбалансированности всех органов и систем человека: снижается концентрация внимания, ухудшается память, процесс восприятия, большой перегрузке подвергаются сердечно — сосудистая и нервная системы.
В результате учебной деятельности у учащихся наблюдается снижение двигательной активности, что влечет за собой нарушение опорно-двигательного аппарата. Нервно-психическое напряжение приводит к спазму не только гладких мышц скелета, но и внутренних органов. Происходит сбой в работе сердца, сосудов, органов пищеварения и восприятия, а так же органов дыхания.
Исследования ученых подтвердили, что в результате интеллектуальной деятельности организм человека работает с повышенной нагрузкой — увеличивается содержание сахара в крови, учащается частота сердечных сокращений, происходит усиление работы эндокринной системы, незначительно повышается артериальное давление, большой расход кислорода требуется для клеток головного мозга. А что же учитель? — Он тоже работает с повышенной нагрузкой, тратит много энергии. Необходимость подать учебный материал на высоком эмоциональном уровне, включая интеллектуальную деятельность, речевую подачу, открытость учителя, необходимость вовлечь всех учащихся в процесс обучения. Определенно все замечают, что накапливается усталость, наблюдается недовосстановление энергии, излишние психо — эмоциональные перегрузки приводят к нервным срывам, головной боли, начинают проявляться болезни.
В современном понимании необходим комплексный подход к человеку, как к единой целостной системе, где тело, энергетика и психика человека составляют неразрывную связь.
Любое изменение в окружающем пространстве приводит к изменению в организме, изменяя течение внутренних физических, биохимических, энергетических процессов. Необходимым является синхронизация этих процессов. Механизмами внешней и внутренней синхронизации являются энергетические структуры человека, которые получили название «Чакр» — жизненных точек, энергетических каналов. «Чакры» служат для накопления, преобразования и распространения в организме биоэнергии, а так же определяют энергетический обмен с окружающей средой.
Космическая энергия, которую древние китайцы называли «Чи», а индусы «Прана» поступает и распределяется в организме через эти структуры.
Энергия «Прана» — является фундаментом нормальной физиологической активности организма.
Существует несколько видов энергии;
1) Врожденная — определяет конституцию и наследственность человека, расходуется в течении всей жизни.
2) Питательная — поступает в организм вместе с пищей и преобразует энергию продуктов питания.
3) Космическая — дыхательная — поступает в организм с воздухом.
4) Защитная — образуется из питательной во взаимодействии с космической, циркулирует вокруг кожи, создает и удерживает биополевую оболочку.
Так же «защитная» энергия напрямую связана с внутренними энергоструктурами организма.
При возникновении перегрузки «защитная» энергия блокирует повреждения, в результате чего нарушается циркуляция энергии и возникают энергетические блоки. В результате агрессии возникает энергетический дисбаланс, который имеет свое отражение в виде изменений биополевой оболочки — «защитная» энергия смягчает удар.
Если внешняя агрессия нарушает циркуляцию энергии в постоянном канале, то это приводит к дисгармонизации работы внутренних органов и систем.
Выстраивая «защитную» энергию и снимая энергетические блоки можно воздействовать на функционирование энергии в каналах и активность внутренних органов и систем.
Исследованиями доказана глубинная связь физического состояния человека, его энергетических структур с психоэмоциональным состоянием, образом его мысли, системой ценностей и убеждений.
Биоэнергетическая коррекция – это воздействие различными методами на энергетические структуры человека с целью нормализации протекающих в организме энергетических процессов.
Одним из способов коррекции является система растяжек. Тело человека можно представить в виде многозвенной кинематической цепи, где суставы выполняют роль шарниров. Снимая функциональную напряженность суставов и мышц
Можно устранить энергетические блоки, восстановить свободную циркуляцию энергии в организме, раскрыть каналы «защитной» энергии.
Различные виды растяжек известны очень давно и использовались в системах китайского, вьетнамского и тибетского массажа. В современных методиках мануальной терапии, биотерапии и биокоррекции врачи широко используют методы растяжек.
Малое количество времени, зачастую отсутствие средств не позволяют вовремя обратиться к специалисту.
Возможность решить проблему самостоятельно занимаясь, когда симптомы
пока не столь заметны.
Ниже преведен комплекс упражнений позволяющий самостоятельно снять блокировки и улучшить циркуляцию энергии. Комплекс упражнений не требует больших физических усилий, большого количества времени, специального места для занятий, оборудования и инвентаря. Эти упражнения доступны для людей различного возраста. С младшими школьниками возможно выполнения в игровой форме – представление природы и повадок животных, для школьников старшего возраста, а так же взрослых, возможно, дополнительно использовать дыхательные упражнения. Очень эффективным этот комплекс будет, если выполнять упражнения на открытом воздухе. После выполнения растяжек наступает состояние релаксации, происходит выравнивание энерго-информационных структур человека, раскрываются «каналы защитной энергии»
КОМПЛЕКС БИОКОРРЕКЦИИ
Приложение № 1
Упражнения Круговые движения в суставах | Методические указания | |
1) | И.п. – Стоя или сидя – круговые движения головой вправо и влево. | Медленно, плавно. |
2) | И.п. – Стоя или сидя – наклоны головы вперед, назад, вправо и влево. | Медленно, плавно. |
3) | И.п. – Стоя или сидя – повороты головой вправо и влево. | Медленно. |
4) | И.п. – Стоя или сидя – круговые движения кистями рук вперед, назад. | Амплитуда больше, не напрягаясь. |
5) | И.п. – Стоя – круговые движения предплечием вперед, назад. | Движения свободные. |
6) | И.п. – Стоя – круговые движения руками вперед, назад. | Движения свободные. |
7) | И.п. – Стойка ноги врозь, руки в стороны, повороты туловища вправо и влево. | Стопы не отрывать, смотреть в сторону поворота. |
8) | И.п. – Стойка у опоры — круговые движения в тазобедренном суставе, стоя на одной ноге, наружу, внутрь. | Полная амплитуда. |
9) | И.п. – Основная стойка, приседания. | На носках |
10) | И.п. – Стоя – круговые движения в голеностопном суставе вправо и влево. | Полная амплитуда. |
2 | Упражнения в растягивании | |
1 | И.п. – Стоя – подняться на носках, руки вверх, потянуться. | Максимально вверх, сохранять равновесие. |
2 | И.п. – Стоя – наклоны головы вперед, назад, вправо и влево. | Полная амплитуда. |
3 | И.п. – Стоя – Повороты головы вправо и влево. | Полная амплитуда. |
4 | И.п. – Стоя – руки перед грудью, отведение рук в сторону, потянуться. | Выполнять плавно с полной амплитудой. |
5 | И.п. – Стоя – ноги врозь, руки на пояс, наклон туловища влево, вправо. Потянуться вниз в сторону наклона. | Наклон ниже. |
6 | И.п. – Стоя – ноги врозь, наклон туловища вправо — правая рука отведена назад, левая вверх. Тоже самое, в другую сторону. | Медленно потянуться. |
7 | И.п. – Стоя – руки в стороны – отведение рук вперед, назад. | Потянуться. |
8 | И.п. – Стоя , ноги врозь – наклон назад руки вверх, прогнуться, наклон вперед вниз руки, вперед.
| Наклон ниже. Потянуться. |
9 | И.п. – Стоя, ноги врозь пошире, наклон к правой ноге левой рукой, правая рука отведена назад. Тоже самое, в другую сторону. | Наклон ниже. Потянуться. |
10 | И.п. – Стоя у опоры – согнув ногу взяться за подъем правой ноги, отвести назад. Тоже с левой ногой. | Максимально потянуться. |
11 | И.п. – упор, стоя на коленях – прогнуться в позвоночнике, согнуть спину. | Потянуться. |
12 | И.п. – упор, стоя на коленях – переставляя руки вперед потянуться максимально вперед, вернуться в и.п. | Потянуться, носок ноги выпрямить. |
13 | И.п. – упор, стоя на коленях – равновесие на одном – отведение ног назад. | Потянуться, носки ног выпрямить. |
14 | И.п. – Стоя, отведение ног назад в равновесии держась за опору. | Потянуться, носки ног выпрямить. |
15 | И.п. – Стоя – выпад и правой потянуться назад, поставить сзади стоящей ноги, коснуться пола. | Потянуться. |
16 | И.п. – Стоя в упоре – полушпагат – поперечный и продольный. | Потянуться. |
17 | И.п. – Стоя – поставить ногу на пальцы – потянуться в подъеме ноги. | Потянуться. |
18 | И.п. – Стоя – потянуться вверх, сделать глубокий вдох и выдох. | Максимально вверх. |
После выполнения комплекса сделать несколько глубоких вдохов медленно и плавно – запуская воздух вниз к диафрагме, заполняя легкие полностью, руки поднять через стороны – выдох полный, опустить руки.
Приложение №2
Потягивания можно выполнять утром после пробуждения, а так же вечером перед сном, чтобы снять накопившиеся за день блоки
И.п. – лежа на спине потянуть руки вверх, правую ногу скрестно — влево потянуть носок, тоже левую ногу вправо – потянуть носок. |
И.п. – лежа на груди – потянуться – руки вверх, носки потянуть, прогнуться в спине. |
Автор публикации будет очень рад, если эти упражнения принесут пользу.
Остается пожелать всем физического и духовного здоровья!
МОУ лицей «Созвездие» № 131 г. Самары. Учитель физической культуры высшей категории Захарова Татьяна Анатольевна
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема | Содержание | |
Сентябрь – 5в Октябрь – 5 г | Формирование правильной осанки | Типы осанок. Изучение типов осанки. Форма спины, грудной клетки, свода стопы. Собственное определение типа осанки; изучение собственного свода стопы. Подбор физических упражнений по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия. |
Октябрь – 6 б Ноябрь- 6в | Выбор видов спортивной деятельности | Индивидуальные особенности вашего ребенка. Какие виды спорта влияют на развитие тех или иных физических качеств. Формирование качеств личности в процессе занятия спортом. |
Ноябрь – 7а Декабрь7б | Средства и методы профилактики простудных заболеваний
| Правила предупреждения простудных заболеваний. Закаливающие процедуры и мероприятия. Растирание подошв. Дыхательная гимнастика. Общеразвивающие упражнения. Бег и ходьба с чередованием естественного и диафрагменного дыхания. Профилактика простудных заболеваний. |
Январь – 8а Февраль – 8б Март – 9а | Профилактика близорукости | Близорукость и здоровье. Основные правила сохранения нормального зрения. Разучивание специальных упражнений по профилактике близорукости. Обучение упражнениям по снятию утомления зрительного анализатора. Упражнения при работе с большой зрительной нагрузкой. |
Апрель -9б Май – 10б | Рациональное питание | Полноценное рациональное питание. Режим питания. Нормы питания. Питание в системе оздоровления школьников. Определение продуктов, содержащих наибольшее количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей. Разбор и составление комплекса физических упражнений по профилактике ожирения. |
ТЕМАТИКА ВЫСТУПЛЕНИЙ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ
Тема | Содержание | |
Сентябрь – 5 В,Г кл. | Знакомство с учебными программами | Требования к одежде и обуви учащихся. Знакомство с программой по физической культуре. Рекомендации по ликвидации пробелов знаний, умений. Организация выполнения домашних заданий. Рекомендации по выбору спортивных направлений |
Сентябрь – 5 В,Г кл. Октябрь-6 Б,В кл. | Двигательный режим школьника | Режим дня. Режим труда и отдыха. Личная гигиена. Основы правильного питания. Двигательный режим и возрастные особенности. Освещение рабочего места. Длительность просмотра телевизора и работы с компьютером. Физкультминутки. |
Ноябрь – 6 Б,В кл. Декабрь – 7 А,В. кл. | Средства физической культуры | Физические упражнения – их значения для здоровья. Естественные силы природы. Плавание – его значение для организма. Воздушные ванны – правила пользования и значение. Солнечные ванны – правила пользования и значение. Правила закаливания. |
Февраль – 8 А,Б кл. | Двигательная активности и семейный досуг | Как правильно организовать самостоятельные занятия. Выбор самостоятельных упражнений. Игры на свежем воздухе, совместные походы. Значение оздоровительного бега и ходьбы. Совместные занятия и воспитание ребенка. |
Март – 9 А,Б. кл. Апрель – 10Б кл. | Здоровый образ жизни | Главный фактор здоровья. Здоровый образ жизни. Значение физической культуры. Цели и задачи физического воспитания. Формирования здорового образа жизни. |
Май – 7 А,В кл.8 А,Б кл.
| Влияние физических упражнений на организм школьника | Особенности возрастной физиологии детей подросткового возраста. Влияние занятий на здоровье подростка. Как организовать самостоятельные физические занятия. Профилактика нарушения осанки. |