Конспект урока по Литературе «Рассказ Ф.Абрамова « Валенки». Драматизм человеческой судьбы» 5 класс


Открытый урок по литературе в 5 классе



Тема: Рассказ Ф.Абрамова « Валенки». Драматизм человеческой судьбы.

Цель урока:

  • На примере рассказа Федора Александровича Абрамова показать драматизм человеческой судьбы в военное и послевоенное время

Задачи:

  • Познакомить учащихся с Ф.А.Абрамовым – известным советским писателем.

  • Развивать навыки:

*исследовательские

* аналитического чтения

* лексической работы

  • развивать творческие способности

  • обогатить словарный запас учащихся

  • Заинтересовать уч-ся произведениями Ф.А.Абрамова


Оборудование мероприятия:

  • м/м презентация

  • выставка книг Ф.А.Абрамова

  • Деревенская одежда для выступления уч-ся в 1 части

  • Ширма

  • Валенки, цветные платки, шали


Ход урока:


1 слайд: Ф. Абрамов «Валенки». Драматизм человеческой судьбы


Учитель: Добрый день! Сегодня мы познакомимся с удивительным писателем Ф.А.Абрамовым и его рассказом « Валенки». В подготовке сегодняшнего урока принимало участие 5 групп: исследователи — биографы, теоретики, артисты, историки, книголюбы..В тетрадях записываем число и тему урока. Обратите внимание на тему. Есть 2 слова, значение которых я бы хотела услышать от вас. Что такое — судьба? Драматизм? ( ответы учащихся) Молодцы! Не забываем, у нас есть группа — теоретиков, которые дадут более точное определение.

2 слайд: Судьба – Участь, доля, жизненный путь.

Драматизм – Крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.

Учитель: Ребята, запишите в тетради эти определения.

Сейчас я хочу предоставить слово исследователям-биографам. Они познакомят нас с биографией Ф. Абрамова. Вы увидите, что жизненный путь у писателя был непростым.

3 слайд: В Архангельской области на Пинежье, что в полтора раза больше Бельгии, раскинулось старинное село Веркола

4 слайд: Високосный 1920 год. 29 февраля в деревне Веркола в семье веркольского крестьянина родился сын Федор, Федор Абрамов

5 слайд: Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя — младший. Отец — Александр Степанович — скончался очень рано, оставив семью без средств к существованию. Маленькому Феде не было тогда и 2-х лет.

6 слайд: Во главе семьи встала мать писателя Степанида Павловна. После смерти мужа с пятью детьми подняла хозяйство, и к тому времени, когда Федору исполнилось 10 лет, семья из бедняков выбралась в середняки: 2 лошади, 2 коровы, бык и полтора десятка овец.

7 слайд: Федя начал учиться в 7 лет. В 3 классе ему дали премию за хорошую учебу: материи на брюки и ситцу на рубашку. По тем временам это была неплохая помощь семье. Федор окончил начальную школу первым (лучшим) учеником. Но дальше его ждало горькое разочарование.

( пауза)

( входит мальчик в деревенской одежде и начинает рассказ)

— В тридцать втором году я окончил начальную школу первым учеником, и, казалось бы, кто, как не я, должен первым войти в двери только что открывшейся в соседней деревне пятилетки? А меня не приняли. Не приняли, потому что я был сын середнячки, а в то время в первую очередь из-за нехватки мест принимали детей бедняков и красных партизан.

О, сколько слез, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребенка! О, как я обижался на свою мать! Ведь это из-за нее, из-за ее жадности к работе у нас стало середняцкое хозяйство, а при жизни отца кто мы были? Голь перекатная, самая захудалая семья в деревне.

Учитель: Ребята, в рассказе маленького Феди Абрамова мы услышали слова « середняк», «середняцкое хозяйство». Пришло время послушать историков – учащихся 9 класса. Они дадут нам историческую справку:

— СЕРЕДНЯКИ (среднее крестьянство) — в России крестьяне, занимавшие среднее экономическое положение между бедняками и состоятельным крестьянством. Обрабатывали землю сами и с помощью членов семьи….

Ученик-мальчик (продолжает). К счастью, зимой, разобравшись, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и малолетних детей, меня приняли в школу.

8 слайд: В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

9 слайд: В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены.

10 слайд: после окончания войны Абрамов продолжил свое образование

11 слайд: На всю жизнь сохранил Ф. Абрамов любовь к северу, к его просторам, раздолью, воле и красоте, любовь к его неутомимым труженикам, возделывавшим и украшавшим родную землю.

12 слайд: Об этом рассказывают все его произведения. Им, простым крестьянам и крестьянкам, посвящал свои повести и романы писатель. О них болел душой и мечтал о лучшей доле для них же

13 слайд: Родина по достоинству оценила труд Ф. Абрамова. В 1975 году за трилогию « Пряслины» писатель получил Государственную премию СССР.

Федора Абрамова нет с нами, но его книги, а также люди, близкие ему по духу, продолжают то, что он делал — увеличивать добро на земле.

Учитель: Давайте познакомимся с произведением, которое и послужило причиной нашей темы урока.

Слайд 14: ученик выразительно читает начало рассказа до слов «Мне четырнадцать годков было…»

Беседа по содержанию произведения:

Что заинтересовало рассказчика среди всего этого нехитрого крестьянского достатка? (валенки)

— удивило ли вас, что девочке 14 лет, а она уже работала на лесозаготовке?

Показ слайдов: 15 и 16

Продолжаем читать рассказ до конца.

Как вы объясните, что начальник угрожает девочке судом? Ведь нам ясно, что её вины тут нет. Может, это вымысел Фёдора Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски? Давайте спросим об этом наших историков………………………..

— Кто помог Дарке, спас её от беды? (ответы)

Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?

Вывод: в трудные военные годы люди помогали друг другу, чем могли. Учитель: Ребята, кто отметил особенность в композиции рассказа? В тетради делаем запись: композиция: В рассказе два рассказчика – это

«рассказ в рассказе».

Учитель: – В произведении есть слова, значение которых в наше время не всем ясно.

Группа — теоретиков получила предварительное задание: дать толкование следующих слов:

на карточках

Словарь малознакомых слов

по рассказу Фёдора Абрамова «Валенки» :


Барак – временное деревянное жильё

Бурки – сапоги из войлока

Лесозаготовки – лесные деляны, где заготавливали древесину

Нары – дощатый настил для сна

Полушалок – небольшая шаль или большой платок

Робить – работать (диалектное)

Скорестить – сшить, смастерить (тоже диалектное слово)

Ударник – передовой работник, перевыполняющий положенную норму

Шони – самодельная обувь (диалектное слово)


Учитель: Ребята, появилось ли у вас желание прочитать еще какие-нибудь произведения Федора Абрамова? Сейчас группа книголюбов расскажут о произведениях Абрамова


Список произведений Фёдора Абрамова, которые мы рекомендуем почитать ученикам

«Валенки»

«Пелагея»

«Алька»

« Алые олени»

«Потомок Джима»

«Безотцовщина»

«Деревянные кони»

«О чём плачут лошади»

  1. Домашнее задание: прочитать рассказ Василия Ивановича Белова «Скворцы».

  2. Ответить на вопрос: почему рассказ имеет такое название?









Свежие документы:  Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: