Конспект урока для 4 класса «И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она»


Чупина Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ Игринская сош №1.


И у леса есть судьба, бывает радостной , бывает роковой она.

Урок литературного слушания в 4 классе.


Цели:

— Изучение и анализ трагической судьбы леса по вине человека на примере отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Саша»;

-Развитие речи , коммуникативных способностей , самостоятельности суждений.

— Воспитание эмпатии .

оборудование:

1. презентация к уроку ,интерактивная доска SMART, компьютер , проектор

2.тексты с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова « Саша»

3. карточки с заданиями для групповой и парной работы, конверты с заданием для домашней работы


тип урока: урок изучения нового произведения

Форма работы: фронтальная , групповая, парная

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

— Ребята , соберите слово

Поруглка ( прогулка) ( учитель записывает это слово на доске)

Я предлагаю начать наш урок с прогулки в лес. ( видео)

-Ребята ,какая была прогулка ? ( интересная , увлекательная , познавательная , весёлая) (учитель записывает эти слова на доске)


— А что понравилось в лесу больше всего?

-Что подметили? ( Среди фотографий осеннего леса был портрет Н.А. Некрасова)

-С чьим произведением мы сегодня познакомимся?

-С произведениями Н.А . Некрасова мы уже знакомились во 2 и 3 классе. Вспомним некоторые из них.

( 3 ученика читают наизусть отрывки из произведений « Мороз-воевода», « Крестьянские дети», « Дед Мазай и зайцы».)

3. Формулирование темы и цели урока.

Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте задание .Найдите

произведение Некрасова. ( работа в парах)

карточка

Есенин Берёза

Некрасов Саша

Пушкин Осень

Лермонтов парус


Поставьте цели:

Познакомиться…

Учиться…

Анализировать…


4.Словарная работа

В тексте нам встретятся эти слова. Установите их лексическое значение .( работа в парах)

Карточка

березняк приносящий вред, несчастье

дубняк осиновый лес

осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан берёзовый лес

роковой дубовый лес



А теперь тишина .( Звуковая вставка- стук топора). Узнали?

На основании заголовка , словарных слов и стука топора сделаете предположение о чём будет это произведение?

5.Работа с отрывком из поэмы Некрасова « Саша».

1. Первоначальное чтение учителем

2. Проверка первичного восприятия

— Подтвердилось ли наше предположение?

-Саша-это кто?

— Что услышали?

-Что увидели?

-Что почувствовали?

3. Самостоятельное чтение отрывка учащимися?

— Как бы вы назвали этот отрывок?


6.Физкультминутка для глаз с использованием ИАД.

7.Анализ произведения.


-Каким видела Саша лес до вырубки?

-Как изменилась жизнь в лесу с приходом мужиков с топорами?

Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Евреи в Египте"

— Найдите глаголы , которые помогают автору описать труд лесорубов?(

-Как автор называет труд лесорубов?( кончились поздно труды роковые)

— Для кого они роковые? ( для обитателей леса и для самих лесорубов)

-Заметили ли вы , что лес у Некрасова живой?

— Как называется этот приём в литературе?

— Найдите олицетворения.( работа в парах)

— Отрывок заканчивается восклицательным знаком. О чём это говорит?

— Посмотрите , как в настоящее время идёт вырубка леса. С появлением бензопилы, специальной техники леса вырубается больше , чем нужно. Деревья спилили и не вывезли. Звери , птицы , насекомые остались без дома.( просмотр слайдов).


8.Творческая работа в группах.

Кто в этом произведении мог бы обратиться со словами « Защити меня, Человек».

-Представьте себя на месте обитателей этого леса.

-Используя ключевые слова, напишите сочинение о своих героях.

(Каждая группа получает карточку.)


1 группа-

2 группа

3группа

Сова

Их нет только в Антарктиде,

съедаю за год 1000 мышей,

откладывает до 7 яиц.

Птица ночная

Берёза

сок,

веники ,

дрова ,

красота


муравьи

Санитары леса,

20.000 гусениц за день. 5.000.000 вредных насекомых за лето.




4 группа

5 группа

6 группа

Дуб

кислород ,

жёлуди

здоровье,

сила ,

лекарство


кукушка

похожа на ястреба

уничтожает множество гусениц

Откладывает до 15 яиц

Улетает на юг в Африку

сосна

Живу 300-500 лет

Убиваю микробов

Лекарство

Еда для дятлов , клестов , белок





Представители каждой группы выступают с сообщением. ( слайд с инструментом увеличение)

9. Итог.

— И у леса есть судьба , бывает радостной , бывает роковой она.( слайд) Как вы понимаете эти строчки? Какая судьба у леса в произведении? Кто виноват в этом? А может ли Человек изменить судьбу леса?

-От того какой будет эта судьба леса – счастливой или роковой СЕГОДНЯ во многом зависит от человека , от нас с вами.

10. Рефлексия.

— Прогулка по лесу описанному в поэме Некрасова была увлекательная , познавательная , весёлая , интересная?( учитель обращает внимание детей на слова записанные в начале урока)

Почему? Продолжите предложения.

— Меня удивило….

— Мне стало жалко…

-Мне не понравилось…

— Меня поразило…



11. Домашнее задание.

Каждая группа получает задание в конверте.

1 группа-Давайте приберём территорию у родника по Школьной улице.

2 группа-Давайте приберём территорию у родника в Кузьмовыре.

3 группа-Скоро зима. Давайте сделаем кормушки. Пусть нам помогут родители.

4 группа-Давайте соберём и высушим рябину . Зимой будет чем покормить птиц.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Тема «живой» и «мертвой» души в поэме Н.В. Гоголя»

5 группа- Давайте « полечим» книги в детской библиотеке.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: