Классный час «Герои земли русской» 5-9 класс


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Рогожинская основная общеобразовательная школа»

городского округа город Михайловка Волгоградской области







Конспект

классного часа-путешествия


для обучающихся 5-9 классов


«Герои земли Русской»







подготовила

учитель русского языка и литературы

Кириличева Надежда Григорьевна





х. Рогожин

2013



Тема: «Герои земли Русской».

Цель: воспитывать патриотические чувства, гражданские качества,

чувство гордости за знаменитых людей русской земли;

Задачи: расширять кругозор; развивать речь, внимание.

Оборудование: два круга (диаметром прим. 30 см), карточки с именами

героев, иллюстрации, фото героев, карточки с известными

словами героев, карточки с названием области

деятельности, кроссворд-вычеркивание

на половину ватмана, кассета с фонограммой песни

«Почему так в России березы шумят?» Расторгуева Н.;

мелодия «Русское поле»; карточки-раскладушка

с надписью «Патриот» и качества;

накрытый стол: скатерть, матрешки, хохломская посуда,

платки посадские, крынка глиняная – женская половина;

храм из соленого теста, Андреевский флаг,

меч, китель, сапоги, пила, плоскорез – мужская;

иллюстрации В.М.Васнецова к русским сказкам;

мультимедиа-проектор, экран, ноутбук; диск «Шедевры

русской живописи».

Ход занятия:

1. Вступительная часть:

(звучит мелодия «Русское поле»)

— Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы вспомним героев нашей русской земли.

ИХ ИМЕНА, ДЕЛА, СЛОВА

НЕВОЛЬНО В ПАМЯТИ ВСПЛЫВУТ.

О СУДЬБАХ ИХ ИДЕТ МОЛВА,

ОНИ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ ЖИВУТ.

-А кого можно назвать героем? Кто такой герой? Что мы вкладываем в это понятие?

-Только ли за военные заслуги можно приобрести это звание?

— Сейчас мы посмотрим с вами сюжет, и вы мне назовете тех героев, с которыми встретились.

(просмотр сюжета о В.М.Васнецове на проекторе, экскурсия-лекция по его картине «Богатыри»)

— Кого можем назвать героями? (богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, и автора картины Васнецова В.М.)

2. Основная часть.

1) Распределение карточек с изображениями героев и их изречениями.


Пушкин А.С. , Павлов И.П., Васнецов В.М. ,Жуков Г.К. , Гагарин Ю.А. . Суворов А.В., Александр Невский , Пётр Первый, Ломоносов М.В., Кутузов М.И.


Область деятельности: Медицина Космонавтика Изобразит. искусство Полководец Правитель Физика Стихосложение XIII, XVII, XVIII, XIX, XX.

Известные слова: Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет

(Александр Невский )XIII век

Голову надо держать в холоде, ноги – в тепле, а живот — в

голоде (Суворов А.В.) XVIII век

Ура! Мы ломим, Гнутся шведы! ( Пушкин А.С. )

Я прорубил Окно в Европу! (Пётр Первый) XVII век

Свежие документы:  Использование заданий с экономическим содержанием на уроках математики

Будем бить французов! (Кутузов М.И.) XIX век

Поехали! (Гагарин Ю.А.)

Командовать парадом буду Я! (Жуков Г.К) XX век

Иван-царевич и Алёнушка – мои творения.( Васнецов В.М. )

Загорелась лампочка – выработался рефлекс. (Павлов И.П.)

И может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать! (Ломоносов М.В.)


(на доске рисунок импровизированной части кареты без колес, поделенный на 6 частей по горизонтали и на 5 частей по вертикали)

Учитель показывает карточки с изображением героев, дети должны узнать героя и поместить его изображение в нужную колонку на доске: там уже отмечены области деятельности героев и века.

2) Интересные факты из жизни известных людей

— Мозайка (памятник Петру I и портрет Пётра). Собрать мозайку и назвать героя.

— Инсценирование. «Сказ о том, как Пётр I убрал камень с дороги».

«Во время строительства Санкт-Петербурга попался на ровном месте огромный камень – настоящая глыба.

Пётр первый распорядился тот камень с дороги убрать.

Сначала предложили свои услуги итальянские умельцы.

«Клади – говорят – 100 тысяч, и мы эту неприятность ликвидируем».

Деньги были выданы. Прилетел воздушный корабль сложной конструкции.

Сбросили оттуда канаты, оплели весь камень и – ну тянуть.

Лопнули канаты – корабль как раз в итальянскую сторону отлетел, а камень – ни с места!

Тут ниоткуда – ещё предложение. Китаец один говорит:

«Клади 50 тысяч – и камня на этом месте не будет».

Деньги были выданы. Облепил китаец фейерверками разными, ракетами весь камень.

Шнур поджёг и сам первый в укрытие кинулся.

Все бояре и вельможи вслед за ним на землю полегли. А Петр стоять остался.

Что тут началось: шум, треск, отовсюду искры, дым.

Когда дым рассеялся, видят: камень на месте.

А Царя-то и нет. Его ракетой унесло. Прямёхонько в болото.

Благо, тут как раз солдат мимо проходил, выручил его, но царя в нем не признал.

И вот долго ли, коротко ли, добрались они до Санкт-Петербурга. Камень – всё на месте.

Пётр солдату и задал вопрос: «А не можешь ли ты, служивый, сей камень с места убрать?»

«Отчего же – почесал солдат в затылке – можно найти решение».

«А какую плату запросишь?»

«Да мне – говорит – много не надо: рубль серебром да ещё на царя хоть бы одним глазком взглянуть, а то 25 лет воевал за державу, а самодержца и видом не видывал».

Свежие документы:  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПМПК

Утро вечера мудренее.

Встал солдат до рассвета и начал работу.

Выкопал большую яму. Тут, конечно, толпа зевак собралась. И Пётр в их числе.

Потом выбрал солдат брёвнышко покрепче, поддел им камень и свалил в яму.

По всей округе страшный гул прошёл. Когда же всё успокоилось, Пётр подошёл к солдату:

«Благодарю – говорит.- И эта служба тебе по плечу. Держи свою награду. – И рубль серебром ему протягивает.

«А мне бы другая часть уговора милее была. Где же царь-то? – спрашивает.

На него со всех сторон зашикали. Что ты, мол, перед царём стоишь…

Солдат поначалу не верил. Потом глаза потупил и говорит:

«Ты уж прости, царь Пётр, если что не так у нас за время путешествия нашего вышло: — коли оплеухой тебя наградил, так за дело, по неумению, — коли тащил тебя из болота неосторожно, и ты волос не досчитаешься, так всё ради блага твоего и спасения ради.

Но царь сказал ему:

«Ты – говорит – молодец! И за Отечество умеешь постоять: и в бою, и в мирной жизни посрамил иностранцев». И отпустил солдата с честью домой.»


— Информация о М.В.Ломоносове, А.В.Суворове.

«Михайло Ломоносов был сыном рыбака их Холмогор Архангельской губернии. В 20 лет отправился в Москву – учиться.

Несмотря на трудности, лишения, насмешки других учеников окончил Московский университет. Потом продолжил обучение в Германии. Стал профессором Российской академии наук.

Благодаря неуёмной тяге к познанию, желанию учиться и узнать новое, в лице Михаила Васильевича Ломоносова Россия приобрела:

— физика- химика- астронома- географа- минеролога- поэта- философа -историка.

Этот неполный перечень даёт представление о таланте и целеустремленности этого великого гения России.»

«Наука побеждать».

Александр Васильевич Суворов изучил эту науку и доказал это на собственном примере.

В детстве он был очень слабым, болезненным ребёнком.

Благодаря постоянным и неустанным тренировкам, силе духа, выдержке он стал эталоном военного полководца, примером выносливости, мужества и справедливости.


3) Кроссворд-вычеркивание.

Дети вычеркивают фломастерами на листе бумаги фамилии, имена известных людей, затем вывешивают на доску.


КРОССВОРД – ВЫЧЁРКИВАНИЕ

В

А

С

Н

Г

А

С

У

Р

О

Т

Н

Е

В

Е

Ц

Г

А

В

О

Р

А

П

Л

С

К

О

В

Р

И

Н

О

В

У

О

П

И

Й

К

У

П

Ё

П

А

Ш

М

О

Ж

У

Р

Т

У

Т

Р

В

К

У

Н

О

К

О

В

З

О

С

Л

И

Н

Ь

С

О

В

Т

И

В

В

О

Свежие документы:  Конспект внеклассного воспитательного занятия для младших школьников «Почему мы ссоримся?»


ВЫЧЕРКНИТЕ ФАМИЛИИ, ИМЕНА, ЗВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ РОССИИ.

ИЗ ОСТАВШИХСЯ БУКВ СОСТАВЬТЕ 2 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ГЕРОЕВ И СТРАНУ ( патриот, Россия)


4) Работа со словом «ПАТРИОТ».

— Скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали патриотом?

(разворачиваем раскладушку – ПАТРИОТ — любит родину — честный – воспитанный – служит на благо отечества – гражданин).

5) «Колесо истории»

Детям предлагается приклеить на два колеса карточки с именами героев, о которых шла речь на классном часе.

— Теперь у нас получилась карета, и я думаю, что такие герои смогут везти нашу страну и дальше.

  1. Заключительная часть.

(звучит мелодия «Любэ»)

— Я прошу обратить внимание на убранство нашей комнаты: с одной стороны и другой. Для кого характерна эта сторона? (для женщин) А другая? (для мужчин) Принято считать, что мужчина – воин, защитник Отечества, а женщина – хранительница очага.

Но и женщины не раз доказывали, что способны и на смелость, и отвагу, и мужество, и самоотверженность, и героизм в не меньшей степени, чем мужчины.

— Я считаю, что те люди, о которых мы сегодня говорили, без сомнения, являются героями земли Русской. И мы должны не только гордиться ими, но и стараться быть на них похожими, перенимать все лучшие их качества.







Список использованной литературы


1. Школьная энциклопедия «Руссика» История России.18-19 вв. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

2. Школьная энциклопедия «Руссика» Новое время 19 век. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

3. Школьная энциклопедия «Руссика» Новейшая история 20 век. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

1.Песня «Русское поле» ( сл.И.Гоффа, муз.Я.Френкеля)

2. Песня «Отчего так в России березы шумят» (сл.М.Андреева, муз.И.Матвиенко, исп. группа «Любэ»).

3. «Шедевры русской живописи» , CD, 2002 г.

3. ru.wikipedia.org›Ломоносов

4. ru.wikipedia.org›Суворов

5. ru.wikipedia.org›Петр Первый

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: