Корнеева Н.Ю., учитель русского языка и литературы г.Оленегорска, Мурманской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Программа факультативного курса
по русскому языку
«Русское правописание:
орфография и пунктуация»
Автор: учитель русского языка и литературы
Оленегорск – 2009
Содержание.
Пояснительная записка. | с. 3 | |
2. | Цели и задачи курса | с. 3 |
3. | Планируемые результаты курса и виды работ. | с. 4 |
4. | Учебно-тематический план. | с. 5 |
5. | Календарно – тематическое планирование курса. | с. 6 |
6. | Используемая литература для учителя и учащихся. | с. 8 |
Пояснительная записка.
«Русское правописание: орфография и пунктуация» является факультативным курсом, программа которого направлена на развитие знаний обучающихся 11 класса, полученных ими в школе на уроках русского языка в период с 5-го по 10-й классы. В связи с практикой централизованного тестирования у обучающихся возникают затруднения при продуцировании связного текста и его последующего орфографического и пунктуационного анализа, когда они «не видят» орфографических и пунктуационных ошибок в условиях связного текста.
Программа ориентирована в основном на трудные случаи русской орфографии и пунктуации.
Цель курса – представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последующих практических навыков грамотного письма.
Задачи:
акцентировать внимание обучающихся на трудных случаях русской орфографии и пунктуации;
закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов-образцов, а также при продуцировании собственных текстов.
Факультативный курс позволяет обучающимся закрепить следующие
умения и навыки:
умение обосновать орфограмму определенным принципом русской орфографии;
умение подобрать фактический материал, позволяющий установить (доказать) применение определенного принципа орфографии;
умение обосновать пунктограмму определенным принципом русской пунктуации, учитывая синтаксическую структуру как отдельного предложения, так и связного текста в целом;
автоматический навык грамотного письма при создании собственного текста.
Все предлагаемые виды работ должны по возможности обращать внимание обучающихся на необходимость воспитания чувств языка и интуиции.
В целом курс направлен на анализ трудностей и тонкостей русской орфографии и пунктуации.
Практические занятия факультатива предполагают следующие виды работ:
самостоятельную работу обучающихся с текстами художественного и публицистического стилей;
написание диктантов и контрольных работ;
тестирование по материалам ЕГЭ прошлых лет;
творческую работу – создание текстов публицистического стиля (практикум журналиста);
орфографический и пунктуационный анализ текста (литературное редактирование) с обоснованием сделанных исправлений (указание орфограммы и пунктограммы).
Общее количество часов по курсу – 34 часа.
Учебно – тематический план (34 часа)
| Наименование темы | Всего часов | Форма занятий
Теория Практика | ||
1. |
| Синтаксис и пунктуация (обобщение). | 3 | Лекция с элементами беседы (1 час) | Выполнение практических заданий (2 часа) |
2. |
| Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Знакомство с заданиями ЕГЭ. |
3. |
| Фонетика, орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Разбор заданий ЕГЭ. |
4. |
| Морфемика: состав слова и орфография. Разбор заданий ЕГЭ. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Разбор заданий ЕГЭ. |
5. |
| Морфемика: состав слова, словообразование и орфография. Разбор заданий ЕГЭ. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Разбор заданий ЕГЭ. |
6. |
| Лексика и фразеология. Разбор заданий ЕГЭ. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Разбор заданий ЕГЭ. |
7. | | Грамматика. Морфология. Части речи. Морфологические характеристики частей речи. Разбор заданий ЕГЭ. | 2 | Лекция с элементами беседы.(1 час) | Разбор заданий ЕГЭ. (1 час) |
8. | | Морфологические нормы. Разбор заданий ЕГЭ. | 5 | Лекция с элементами беседы.(1 час) | Разбор заданий ЕГЭ. (4 часа) |
9. | | Написание сочинения и изложения. | 4 |
| Выполнение творческих заданий. |
10 | | Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложений. Синтаксис и культура речи. | 7 | Лекция с элементами беседы.(1 час) | Разбор заданий ЕГЭ. (6 часов) |
11 | | Текст. Типы и стили речи. | 6 | Лекция с элементами беседы.(3 часа) |
|
12. | | Контрольные работы. | 2 |
| 2 (запись текста под диктовку) |
| | Итого: | 34 | 7 | 27 |
Календарно – тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Особые отметки | |
1. | | Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. | |
2. | | Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. | |
3. | | Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. | |
4. | | Проверка и закрепление знаний по синтаксису. | Контрольная работа |
5. | | Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. | |
6. | | Фонетика, орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ. | |
7. | | Морфемика: состав слова и орфография. Разбор заданий ЕГЭ. | |
8 | | Морфемика: состав слова, словообразование и орфография. Разбор заданий ЕГЭ. | |
9. | | Лексика и фразеология. Разбор заданий ЕГЭ. | |
10 | | Контроль знаний. Совершенствование навыков лингвистического разбора. | Контрольный диктант |
11. | | Грамматика. Морфология. Части речи. | |
12. | | Морфология. Морфологические характеристики частей речи. Разбор заданий ЕГЭ. | |
13. | | Морфологические нормы. Разбор заданий ЕГЭ. | |
14. | | Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ. | |
15. | | Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ. | Продолжение темы |
16. | | Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ. | Продолжение темы |
17. | | Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ. | Продолжение темы |
18. | | Изложение. | Развитие речи |
19. | | Изложение. | Развитие речи |
20. | | Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. | |
21. | | Синтаксис. Простое предложение. | |
22. | | Синтаксис. Пунктуация в простом предложении. | |
23. | | Синтаксис. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | |
24. | | Синтаксис. Бессоюзные сложные предложения. | |
25. | | Синтаксис. Сложные предложения с разными видами связи. Виды придаточных предложений. | |
26. | | Синтаксис и культура речи. | |
27. | | Текст. Типы речи. | |
28. | | Языковые особенности текста. | |
29. | | Сочинение и его анализ. | Развитие речи |
30. | | Сочинение и его анализ. | Развитие речи |
31. | | Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования. | |
32. | | Жанры публицистического стиля речи. | |
33. | | Художественный стиль речи. | |
34. | | Применение официально-делового стиля на практике. | Практическое занятие |
Используемая литература.
Для учителя.
1. Программно-методические материалы: Русский язык. 5 – 9 классы / Сост.
Л.М.Рыбченкова. – М.:Дрофа, 2002.
2. ЕГЭ – 2007: Русский язык. Репетитор/ И.П.Цыбулько, С.И.Львова. – М.:
Просвещение, ЭКСМО, 2007.
3. Кайдалова А.И., Калинина И.К. «Современная русская орфография». М.:
«Высш.школа», 1976.
4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. «Интенсивный курс русского языка». М.: «Прометей», 2000.
5. Шишкин Е. «Пишите без ошибок». М.: «Рольф», 2001.
Для учащихся.
1. «Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой (пособие для учащихся) / Под ред. проф. Н.Н.Алгазиной. М.: «Просвещение», 1996.
2. Александрович Н.Ф. «Занимательная грамматика». Минск, «Народная Асвета», 1964.
3.Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. «Слитно или раздельно?»: (Опыт словаря-справочника): Ок. 82000 слов. М.: «Русский язык», 1988.