Тема урока: Анализ рассказа А. П. Чехова «О любви»
Цель: раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа «О любви»;
Задачи:
1.найти соответствия рассказа с другими произведениями из цикла «маленькая трилогия»;
2.совершенствовать умение проводить филологический анализ художественного текста;
3.развивать коммуникативную, кооперативную компетенции учащихся и познавательную активность через групповую исследовательскую работу на уроке.
Предварительное домашнее задание:
1.аналитическое прочтение рассказа «О любви»;
2.сопоставление его с другими рассказами «маленькой трилогии»;
3.выделение языковых средств.
Ход урока.
I. Организационный момент.
2. Тема урока.
Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами начали разговор о цикле рассказов А. П. Чехова, составивших его «маленькую трилогию».
— Напомните, какие рассказы входят в этот цикл? («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
— Что объединяет эти рассказы в трилогию? (Конструкция рассказ в рассказе, повествование о центральном событии ведётся не автором, а рассказчиком, в центре произведения – один случай, который даёт возможность проследить историю жизни человека, общий образ человека в «футляре», идея о власти «обыденщины».)
2. Рассказ «О любви» ( Идейное содержание рассказа).
Рассказ «О любви» впервые был опубликован в августовском номере журнала «Русская мысль» в 1898 году и явился завершением «маленькой трилогии». В нём тот же приём композиции (рассказ в рассказе), те же герои. Только в качестве рассказчика выступает хозяин имения, помещик Алёхин.
— Как данный рассказ соотносится с темой «футлярности»? (В рассказе показана «футлярная» жизнь помещика Алёхина – доброго и хорошего человека, который был вынужден «жить по правилам», скрывать свою искреннюю любовь, что в результате привело его к душевному опустошению.)
— Почему же Алёхин — человек образованный, общительный, умный, добрый, чистосердечный, тоже оказался в «футляре»? ( Жизнь Алёхина проходит в хозяйственных заботах. Замкнутая только в кругу сельскохозяйственной коммерции, она теряет смысл. Постепенно деградирует и сам герой – ходит в грязной одежде, не моется, спит в санях. Потеряв свою любовь, Алёхин живёт в одиночестве )
— Что вы записали в таблицу, работая над рассказом дома?
(Запись к первым двум рассказам делалась совместно на прошлом уроке, третью колонку учащиеся должны были заполнить дома самостоятельно.)
Запись может быть следующей:
«Футлярность» в «маленькой трилогии».
«Крыжовник» | «О любви» | |
Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности. | Футляр–усадьба – идеал покоя, бездумного существования; крыжовник – символ плотского, физиологического счастья. | Футляр для чувства, для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности. |
— Сформулируйте тему рассказа. (Гибель любви под влиянием «футлярной жизни».)
б) Лингвистический анализ текста (работа в группах).
Вступительное слово учителя.
Идейным содержанием рассказа определяется и выбор языковых средств для воплощения авторского замысла. Этот замысел раскрывается через речевой портрет, диалог, характеристику героя, обстоятельность авторского повествования и пейзажные зарисовки.
3. Работа в группах
— Работая в группах, проанализируйте языковой материал, помогающий раскрыть идейный замысел автора.
Задание 1 группе: Проанализируйте лексику, используемую автором в речи Алёхина. Чего достигает автор? Приведите примеры обстоятельности авторского повествования. Какими синтаксическими конструкциями автор достигает детализации описываемого предмета?
Задание 2 группе: Перечитайте диалоги в рассказе. Какую роль они играют?
Задание 3 группе: Проследите, как раскрывается в рассказе образ мужа Анны Алексеевны, товарища председателя окружного суда Лугановича.
Задание 4 группе: Каково место автора в рассказе?
Задание 5 группе: Найдите в рассказе пейзажные зарисовки. Какую роль играют они в рассказе?
Выступление групп (в случае затруднения, учитель дополнительными вопросами подводит учащихся к правильному ответу).
— Известно, что Чехов был большим мастером речевого портрета. Докажите это на примере речи Алёхина.
(Выступление 1 группы. Учащиеся должны отметить использование самых разных пластов лексики. В речи Алёхина много элементов разговорно-бытовой, непринуждённой речи (холостяки, батраки, без гроша и пр.). Просторечных слов (бабы, мужики, шайка), просторечных грамматических форм (тосковал по чёрном сюртуке), фразеологизмов (верчусь как белка в колесе, говорил бог знает что), вульгарных слов (мурло). Речь Алёхина по-народному метафорична. Вкладывая в уста героя множество просторечных слов и выражений, Чехов тем самым показывает, как быт засасывает умного, культурного человека, приземляет его, меняет его привычки и даже речь. Когда же Алёхин начинает говорить о любви, он меняется, меняется и строй его речи. Появляются возвышенные слова (питать пристрастие), старославянизмы (тайна сия велика есть), книжная лексика (трактовать). Когда Алёхин говорит о любимой женщине, речь его становится поэтичной («…воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни, я не думал о ней, но точно лёгкая тень её лежала на моей душе».
Чтобы охарактеризовать чувства героя, автор использует точные и яркие эпитеты (тихая и грустная любовь, жгучая боль и пр.). Кроме того, учащиеся должны подметить такую черту авторского стиля, как обстоятельность повествования, достигаемую подробной детализацией описываемого, например, при описании Анны Алексеевны («Дело прошлое, и теперь бы я затруднился …», «Её взгляд, изящная, благородная рука …» и др.).
Автор использует ряды однородных членов, которые не только детализируют описываемый предмет, выражая чувства рассказчика, но и придают рассказу мелодичность, музыкальность.)
— Диалог в рассказе встречается не часто, но, как и другие средства, имеет характерологическую функцию.
Выступление 2 группы.
Учащиеся должны показать, что диалог является средством раскрытия характера героев. Например, когда за обедом у Лугановичей Алёхин рассказывает о деле поджигателей, Чехов приводит всего две реплики: Анны Алексеевны и Лугановича. Но в этих репликах писатель сумел выразить нравственную сущность героев: Анна Алексеевна взволнована рассказом, солидарна с Алёхиным и возмущена фактом неправосудия; «Луганович – это добряк, один из тех простодушных людей, которые держатся мнения, что раз человек попал под суд, то, значит, он виноват». В диалоге, происходящем в театре, главная роль принадлежит Анне Алексеевне. Автор тем самым хочет наиболее полно раскрыть образ героини, мир её чувств. Диалог передаёт душевное состояние героини, её борьбу с собой, с зарождающейся любовью к Алёхину. Последние реплики героини рассказа, которые звучат в конце повествования о «тихой, грустной любви», выдают её плохое настроение, раздражение от «сознания неудовлетворённой, испорченной жизни».)
— Какую же роль играет речевая характеристика героев? (Посредством речевой характеристики Чехову удалось изобразить и нравственный мир, и целую гамму чувств и настроений своих героев.)
— Интересен в рассказе образ мужа Анны Алексеевны.
Выступление 3 группы. Учащиеся должны отметить, что образ Лугановича создан исключительно посредством характеристики рассказчика. Он называет его то «милейшей личностью», то «добряком» и «простаком», но ни разу не называет по имени и отчеству, подчёркивает в портрете «красные уши» (что не вызывает симпатии), мимоходом довершает характеристику отдельными штрихами: «рассуждает с таким скучным здравомыслием», «на балах и вечеринках держится возле солидных людей», «вялый», «ненужный» и др.)
— В чём, по-вашему, особенность изображения Лугановича? (Через положительные оценки Чехов отрицательно характеризует героя.)
— В ранних рассказах Чехов зачастую занимал позицию стороннего наблюдателя. В рассказе же «О любви» за фигурой рассказчика (помещика Алёхина) ясно виден автор с его мыслями, взглядами, чувствами. В чём это проявляется?
Выступление 4 группы. Учащиеся должны показать, что голос автора сливается с голосом рассказчика, например, в рассуждениях Алёхина о любви, о том, что нужно «объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать», о возможности и невозможности счастья с любимой женщиной, и, наконец, в выводах, которые автор делает устами своего героя: «…я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить…».)
— Важным средством раскрытия идейного замысла у Чехова является пейзаж.
Выступление 5 группы. Учащиеся должны отметить простоту и краткость в изображении природы. Первая пейзажная зарисовка («Теперь в окна было видно серое небо …») не претендует на какую-либо изящность, но в то же время очень верно отражает суть
явлений и как бы объясняет причину, побудившую героев выслушать рассказ Алёхина («…в такую погоду некуда было деваться…»). В конце повествования даётся ещё одна картина природы, в отличие от первой, изображённая в мажорных тонах («…дождь перестал и выглянуло солнце…»). Однако герои рассказа не испытывают радостных чувств. Картина природы как бы оттеняет грустное настроение героев, только что услышавших рассказ о любви двух умных, красивых людей, об их несостоявшемся счастье.)
Подведение итогов.
Итак, всем ходом нашего урока мы пытались показать, что для реализации своего замысла – показать несовершенство жизни, то, что людям приходится прятать свои мысли и чувства, прятать себя «в футляр» — автор использует различные языковые средства, каждое слово весомо и несёт свою смысловую нагрузку.
4. Общий вывод по «маленькой трилогии».
— В чём же, по-вашему, хотел убедить читателей Чехов, рисуя «футлярную жизнь» своих героев? (В мире беликовых, чимша-гималайских, алёхиных «нет простора для живых человеческих стремлений».)
— А это значит, что автор убеждает нас и в том, что нужны перемены, что человеческие судьбы сложны и трудны, что надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, каковы они на самом деле, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь, счастье.
5. Домашнее задание:
прочитать рассказ Чехова «Ионыч»;
составить схему нравственной «эволюции» доктора Старцева к «Ионычу»;
объяснить значение слов: деградация, пошлость, обыденщина, банальный.