Конспект урока по литературному чтению «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

«А. Митта. Шар в окошке.

Е. Пермяк. Две пословицы»

УЧИТЕЛЬ: Бугакова Ольга Григорьевна

Тема «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»


Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради

Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия

Ход урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.


Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

План рассказа составлять,

Выразительно читать.


2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

— На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.

1 группа работала в библиотеке, она искала различные сказки В.Сутеева. Готовьте свое задание у доски.


2 группа разыскивала героев сказок В.Сутеева. Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.


Герои сказок Сутеева









3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.

— Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?


4 группа отрабатывала выразительное чтение.

— Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.


— Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка — это произведение устного народного творчества. Главное в сказке — вымысел, фантазия. Рассказ- это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).


-Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?

Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.


— А каких героев сказок В.Г.Сутеева вы знаете? Дадим слово 2 группе.

— Ребята, а кого бы вы еще дополнили?


Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки «Кто лучше?».

— Какой была девочка?

— Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?

— Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.


3. Сообщение новой темы урока.

— На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш «Фонарик дружбы», сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.


Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо, звучит тихая мелодия

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.


Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?

— На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку.


3.Речевая разминка.

Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

— Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2. Развитие высоты голоса.

а) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:

У У У У

У У У У

У У

О О О О
О О О О
О О

а а а а

а а а а

а а

и и и и

и и и и

и и

э э э э

э э э э

Упражнение3. Дыхательная гимнастика.

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!)

Упражнение 4.На развитие интонационной выразительности речи.

Мы завтра идем в поход.

Прочитайте

Печально

Удивлённо

Радостно

— Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.


4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.


Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много.

— Сегодня мы знакомимся с произведением А.Митта «Шар в окошке».

(1 абзац читаю сама, а дальше чтение текста про себя самостоятельно)

— Прочитайте, что же случилось с Колей дальше.

Работа с текстом.

— Почему Коле стало хорошо?

— Какие друзья у Коли?

5. Организация осмысления учащимися нового материала

— Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.

Составление плана.

Определение тона чтения.

— Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.

В начале текста? (печальный, скучный)

В середине текста? (удивленный)

В конце текста? (радостный)

Словарная работа.

Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.

Компресс

— Поднимите руки , кому мама хоть раз ставила компресс.

-Четко проговаривайте за мной.

Нос от капель щиплет

— Обратите внимание на длительную паузу.

Нельзя,//заразиться могут.

Чтение текста по составленному плану.

6. Первичная проверка понимания рассказа

Пересказ по плану.

-Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.

Составление модели обложки.

Автор, тема, жанр произведения, название.

7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

— О ком или о чем этот рассказ?

— Какими вы представляете друзей Коли?

— Какая пословица подходит к этому рассказу?


Физкультминутка (по Базарному).

Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).

8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения

Знакомство с произведением Е.Пермяка «Две пословицы».

— Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы».

Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.

Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.

Словарная работа.

  • Ярмарка — большая торговля с развлечениями

  • Пригоршня – горсть (ладонь)

  • Медяки – медные копейки

  • Пятак – 5 копеек

  • Гривенник -10 копеек


  • Глазеть – смотреть с удивлением


  • Плотвичка – вид мелкой рыбы

  • Кудлатая (……….) собака


  • Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот)


Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.

9. Организация осмысления учащимися нового материала

Составление обложки.

— Кто автор?

— Жанр, тема? Почему?

— Как называется это произведение?

Работа по тексту. Выборочное чтение.

— Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.

— Кто помогал Косте?

— Что шепнула собака Косте на ярмарке?


— Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.


-С чего начинается сюжет сказки?

-Как развивается действие?

— Самый напряженный момент?

— Как продолжается действие?

— Чем заканчивается сюжет сказки?

( на экране появляются две пословицы)

— Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

Вывод.

Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»?

О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.

Друг в беде не бросит .

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий

Верный друг!

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)

— Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.

— В чем отличия?

— Чем похожи эти произведения?

— Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?

— Чему учит сказка Е.Пермяка «Две пословицы»?

12. Разноуровневое домашнее задание.

  1. Прочитать два текста с.47-50

  2. Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке».

  3. 1 группа. Разбить сказку Е.Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета.

  4. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с.28-29 по произведению «Две пословицы».

13. Рефлексия.

— У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.



7


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Русская народная сказка «Золотой венок»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: