Уроки литературного чтения как средство нравственного воспитания учащихся начальной школы


Брызгалова Лариса Сергеевна.

учитель начальных классов

Новикова Наталья Алексеевна.

библиотекарь-педагог

МБОУ «СОШ № 27» г. Пермь


Уроки литературного чтения как средство нравственного воспитания учащихся начальной школы.

Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, который является фундаментом развития интеллекта ученика.

Современный ребенок находится под воздействием постоянного информационного натиска, поэтому необходимо помнить, что, говоря словами А.С.Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания» [4, с.84].
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Л.В. Занков в работе «О начальном обучении» определяет цели, задачи и методы воспитательной работы с учащимися следующим образом: «Если деятельность организована и на уроке, и вне его, «образовывает стройную систему» и, кроме того, проникнута самостоятельной мыслью и живым чувством» детей, то главная цель воспитания молодого поколения, — формирование глубоких и нравственных убеждений — будет достигнута» [3, с.247].Особое значение Л.В. Занков придавал урокам литературного чтения, главной задачей которых является эстетическое и нравственное развитие учащихся.
На сегодняшний день очень важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Мы пытаемся сделать урок литературного чтения таким, чтобы ученик получил основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в культуру. Цель работы на этом уроке – развить способность учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст. Для восприятия эстетических и нравственных ценностей художественного произведения необходимо, чтобы на уроке дети:

— думали над прочитанным;

— сопереживали героям;

— оценивали их поступки;

— осмысливали их проблемы;

— соотносили их жизнь со своей жизнью;

— старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Таким образом, читательская работа учеников – воспринять авторское отношение к изображаемому, и тогда нравственные ценности писателя могут стать достоянием читателя. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст. Работа на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова в начальной школе строится нами по приведенной схеме:

МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

  • Исследовательский;

  • Частично-поисковый;

  • эвристический








СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

РЕЗУЛЬТАТ

ЦЕЛЬ УРОКА





ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ



— образование;

— развитие творческого мышления;

— навыки анализа;

— нравственные понятия произведения;

— создание собственного текста

— разные виды анализа текста

— творческие пересказы;

— дописывание сюжета;

— рисунок (в т.ч. устное рисование);

— отзывы, рецензии;

— сочинения;

— дидактические игры;

— театральные постановки






Мы приводим результаты исследования по некоторым формам организации учебной деятельности.

Рисунок. Именно через рисунки детей к произведениям учитель может получить важную информацию о том, представляет ли ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу. Для исследования эффективности нашей работы мы дали одно и то же задание ученикам 2-х классов — обучающихся по системе Занкова (нашей модели урока) и по другому УМК — нарисовать Золотую рыбку (после изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»). Половина учеников одного класса нарисовали обыкновенную безликую рыбку, по виду которой трудно догадаться, волшебная ли она. То есть мысль писателя не была ими воспринята. А все второклассники, обучающиеся по развивающей системе, изобразили рыбку преимущественно яркими (желтый, оранжевый) цветами, с характерными для данного образа деталями ( корона, длинные ресницы и т. д.). Таким образом, они сумели «вызвать» работу своего воображения и представить адекватный художественный образ.

Ролевые игры и театральные постановки, требующие перевоплощения, вхождения в образ героя произведения, являются эффективными в развитии всех психических процессов: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти. Кроме того, в подготовке спектакля формируется ответственность за общее дело, умение работать в команде, т.е. закладываются нравственные качества личности. Так, при изучении пьесы М.Метерлинка «Синяя птица» в 4 классе, учащиеся были разделены на группы, получившие задания : 1) инсценировать отрывок ; 2) создать эскизы костюмов; 3) нарисовать декорации к спектаклю. В итоге группы превратились в сплоченные творческие коллективы, в которых каждый участник старался внести свой вклад в реализацию проекта.

Эта работа была подготовительной перед проведением более масштабного мероприятия «Там, на неведомых дорожках» по произведениям А.С.Пушкина, где в проекте участвовал весь класс (100%), показавший себя полноценным творческим коллективом, в котором проявились взаимопомощь, товарищество, чувство локтя. Проект создал условия для глубокого заинтересованного общения всех участников и совместно-разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за нее. В этом заключался воспитательный аспект ролевой игры.

Литературное творчество. Не стоит думать, что всех учеников можно научить писать стихи, но призывать их пытаться создать свое лирическое произведение, выразить чувства и «изобразить» словами картины, которые потрясли воображение», — это и есть путь развития эмоциональной сферы ребенка, эстетического и нравственного его развития. «От маленького писателя – к большому читателю» — писала М.А. Рыбникова . [5, с.206]. После изучения стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина мы предложили детям задания на выбор: 1) выучить стихотворение; 2) нарисовать к стихотворению пейзаж; 3) сочинить свое стихотворение на зимнюю тему. Учащиеся не удовлетворились выполнением только одного задания (выучить стихотворение): 42% выучили и нарисовали пейзаж, 31% выучили и создали свое произведение, 27% выполнили все три задания.

Положительным результатом работы мы также считаем возросший за время учебы интерес к чтению. На вопрос «Любишь ли ты читать?», заданный второклассникам, положительно ответили 50% учащихся как по системе Занкова, так и по другому УМК. Через два года в классе РО количество положительных ответов возросло до 74%, тогда как в другом классе ответили «Да, я люблю читать» лишь 58% респондентов.

Исследуя результаты обучения учащихся, мы убедились в эффективности принятой нами модели урока для формирования читательских умений и навыков, помогающих включиться в резонансное сопереживание художественного произведения и понять авторскую идею, соответствующую нравственным нормам, принятым в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкина В.В. Кого, чему и зачем мы учим? //Филолог. Научно-методический журнал Пермского государственного педагогического университета. — 2012 — № 21 — с.18-22

2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. —
М.: Дом педагогики, 1999.

3. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе//Начальная школа. Методическая газета для учителей начальной школы. -2005 — № 17 — с.3 — 12

4. Макаренко А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1999.

5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1963.






Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «М.М.Пришвин «Старый гриб»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: