Конспект урока по Литературе «Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»» 7 класс


Конспект урока по литературе, 7 класс

Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цель деятельности учителя: через сравнение образов Остапа и Андрия вывести детей на понимание сути проблемы подвига и предательства, поднятой Гоголем в данном произведении.

Тип урока: урок-размышление.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: научиться составлять цитатный план.

2. Метапредметные:

— коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

— регулятивные: планировать алгоритм ответа.

— познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия.

3. Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Методы и формы обучения: беседа, работа с текстом, групповая работа.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

— Добрый день! Вы начать урок готовы?

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Значит, мы должны учиться.

— — Покажите, какое у вас сегодня настроение?

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.








Учащиеся показывают карточку пиктограмму.

Актуализация знаний

(мотивация к деятельности)

— Сегодня мы продолжаем работу над таким сложным, глубоким, серьезным произведением как повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Давайте вспомним, чему были посвящены предыдущие уроки? Что было предметом нашего изучения?

— Обратимся к домашнему заданию. Вы должны были подготовить цитатный план речи о товариществе (IX глава).



























Как проявляется в повести ее народный характер? В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?

Включились в учебную деятельность.




Ответы учащихся:

— Эпоха и герои.

— Нравственный облик Тараса Бульбы.

— Товарищество.

Ответы учащихся:

1. «Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша».
2. «Всё взяли бусурманы».
3. «Вот в какое время подали мы руку на братство».
4. «Нет уз святее товарищества».
5. «…Породниться родством по душе…может только один человек».
6. «…Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
7. «Нет, братцы, так любить, как русская душа…нет, так любить никто не может».
8. «…Подло завелось теперь на нашей земле».
9. «…Проснется оно [русское чувство] когда-нибудь».
10. «Пусть же знают они, что такое значит в Русской земле товарищество!»

Ответы учащихся:

— Народный характер повести проявляется в том, что Гоголь показал народное восприятие времени и истории. Это было очень важно тогда, когда жил Гоголь.
Изобразив героическое прошлое русского народа, его отношение к Отчизне, к свободе, автор дал понять, что «есть еще порох в пороховницах», не иссяк еще источник богатырства. Именно поэтому многие запорожцы напоминают былинных богатырей.
Во-первых, козаки без колебаний встают на защиту своей Родины, это является смыслом их жизни. Во-вторых, преувеличивается их сила («там, где прошли незамайновцы — там и улица, где поворотились — там уж и переулок»).
В-третьих, Гоголь включает в текст повести лирические отступления о птицах, слетающихся на поживу, о вдовах, которые будут оплакивать своих мужей.

Создание проблемной ситуации

— Сегодня на уроке мы продолжаем изучение великого произведения XIX века – повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Продолжая начатый разговор о семье Тараса Бульбы, о времени, в котором разворачивается действие, сегодня мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Тема нашего урока: «Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

— Какая цель нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться?

Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев.

— Эпиграфом урока мы возьмём слова Н.В.Гоголя «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу»!

— Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как эпиграф связан с темой урока?

— Какие события описывает Гоголь в своей повести?









— В чём своеобразие повести?







— Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом?

— Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.













Записывают тему урока в тетрадь.




Учащиеся высказывают свои предположения.







Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь.




Учащиеся высказывают свои предположения.



Ответы учащихся:

— Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события 15 -начала 16 веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов.

Ответы учащихся:

В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма.

Ответы учащихся:

— Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия.

Открытие нового знания

— Для этого обратимся к самому началу повести, вспомним, как складывались характеры героев, каковы истоки их поступков. А затем попытаемся их сравнить.

-А что лежит в основе любого сравнения?


— Какие признаки будут для нас важны?




— Итак, назовем эти составляющие.








— Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос. Для этого будем заполнять таблицу.

— С чего начинается повесть?



— Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик.








— Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Подчеркните карандашом информацию, которая доказывает отношение героев к учёбе, заполните таблицу.








— Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах?

— Назовите юношеские мечты Остапа и Андрия.






— А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн – описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера.






































— Это ваше личное мнение и я не стану с вами спорить.

— Как ведут себя в бою Остап и Андрий? Прочитайте первый бой братьев.









— Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия?

— Под стенами города. (В бою братья показали большую удаль. Тарас гордится ими. Но в какой момент произошел в душе Андрия перелом?)

— В осажденном городе (Какое впечатление произвел город на Андрия?) Что заставило его остаться?).

— Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы:

— Какие качества Остапа сказались в его последний час?

— Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?

— Каковы последние слова Остапа?

— Почему он не проявил слабость?

— Можем ли мы понять его чувства?

— Как умирает Андрий? Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Смерть Андрия».

Гибель Андрия – это спорный вопрос, который я предлагаю вам обсудить немного позже.

Сопоставление  Остапа   и   Андрия  имеет в повести глубокий социально-философский  и  художественный смысл.  Гоголь  переосмысливает библейский мотив.

— С каким библейским персонажем можно сравнить смерть Андрия? А Остапа?

























— Смерть сыновей Тарас Бульбы.









— Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.

— Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп. Почему именно шесть шляп? Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

Задание группам:

1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»: Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?

2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»: Изложение факта гибели героя с включением цитат.

3 группа «Чёрная шляпа пессимиста»: Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.

4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»: Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника. Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи? 5 группа «Синяя шляпа философа»: Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»

6 группа «Зелёная шляпа творческая»: Написать свой конец повести.

— Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести?


— Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия?



















Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей.  Образ   Остапа  воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести  и  Отечеству,  образ   Андрия  — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога.

ИТОГ:

Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, прочий — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.








Ответы учащихся:

— Наличие общих признаков.

Ответы учащихся:

— То, что составляет образ, а именно — совокупность всех характеристик.

Ответы учащихся:

— Портрет, поступки: отношение к другим героям, к родителям, учеба, поведение в бою, отношение к личному счастью; авторская позиция, речь героев, их мечты, характер.








Ответы учащихся:

— С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища.

Ответы учащихся:

-Крепкие, повзрослевшие.

— Остап: Более мужественный и суровый.

— Андрий: Более красивый и милый, «в лице выражалось более нежности».

Ответы учащихся:

— Остап: «В первый год ещё бежал…Его возвратили, высекли… Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый».

— Андрий: «Учился охотнее и без напряжения… Был более изобретателен, нежели брат».

Ответы учащихся.








Ответы учащихся:

— Остап: Мечтал стать казаком Запорожской Сечи.

— Андрий: Любил помечтать и о личном счастье.

Групповая работа учащихся.

Ответы учащихся:

-Остап:

Мужественный, цельный

Сражается, мучается, погибает

Достойный сын своего отца

Патриот

— Лучший товарищ, «имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…»

Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Целеустремлённый воин, хладнокровный.

— Андрий:

— Красивый и слабый

Храбрится, влюбляется, предает

Нельзя уважать таких людей

Предатель

Красивый и сильный

Влюбляется, сражается, погибает

Жил по своим законам

— «Имел чувства несколько живее и как-то более развитые…Кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам» (Эпизод с полячкой).

«Очаровательная музыка пуль»: упоение боем, любование.

Ответы учащихся:

-Остап: Хладнокровный, уверенный, заметны наклонности будущего вождя, казаки шли за ним, как за опытным воином.

— Андрий: Несется как пьяный. Удаль безрассудная. Получает наслаждение, упоенье от битвы. Не заботится о товарищах.

Чтение заданного эпизода.

— Для Остапа – война, а для Андрия – любовь.


Пересказ встречи со служанкой панночки. Остолбенел, пожалел.




— Поражен жертвами голода.











Ответы учащихся.













Просмотр отрывка из фильма «Смерть Андрия».













Ответы учащихся:

Смерть Андрия можно сравнить с библейской притчей «Жертвоприношения Авраама», Тарас Бульба приносит сына в жертву православию: «Как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой  и  повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

Остап  распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания  и  пытки, как исполин»). Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» («Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил?»

— Остап: Стойко выносит терзания и пытки, умирает как герой. Гибель Остапа славная, геройская.

— Андрий: Испугался, побледнел, храбрость оставила его. Смерть Андрия бесславная, позорная.

















Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы.









































— Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства.

— В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака — сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа — путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену.

Рефлексия

— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2. Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

Я оцениваю свои знания…..потому что…

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.




Заполняют бланк самооценки.

Домашнее задание

1. Подготовка к контрольной работе по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».


2. Ответ на один из вопросов по выбору учащихся:

А) Кто из героев повести вам более близок и почему?

Б) Поступок Андрия – измена или его личный выбор, ставший трагедией?

Открывают дневники, записывают домашнее задание.



11


Свежие документы:  Сочинение на тему: Проблема духовных ценностей в рассказах Василия Шукшина

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: