Возрастные особенности подросткового периода и их учёт при обучении английскому языку


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснополянская средняя общеобразовательная школа» № 32

Песчанокопского района Ростовской области











Выступление на педагогическом совете по теме: «Возрастные особенности подросткового периода и их учёт при обучении английскому языку ».







подготовила

учитель английского языка

Шеина Татьяна Ивановна









село Красная Поляна
2013

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. Писательница Елена Кононенко правдиво охарактеризовала сложность и противоречивость подросткового возраста: “Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанах и охотно заглядывается на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить строить планы своего будущего”.

Какой он, подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? Подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе с ними.

Возрастные особенности подростка:

  1. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

  2. повышенная утомляемость;

  3. повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

  4. стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

  5. отсутствие авторитета возраста;

  6. отвращение к необоснованным запретам;

  7. восприимчивость к промахам учителей;

  8. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

  9. отсутствие адаптации к неудачам;

  10. ярко выраженная эмоциональность.

Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.

С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. С другой стороны, именно в подростковом возрасте наблюдаются отдельные случаи отрицательного отношения к учению; учителю в каждом конкретном случае нужно выяснять причины такого отношения. Одной из таких причин является своеобразная реакция подростка на те или иные неудачи в учении, вызванные иногда случайными обстоятельствами (например, болезнью), ведущие к снижению успеваемости.

Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.

Существенные знания при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание или неуспехи в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. “Желание хорошо учиться, – утверждал В.А. Сухомлинский, – приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями”.

Исследования показали, какое огромное значение для успехов ученика имеют ожидания учителя, и его настрой, предвзятость. Большое значение для подростка имеют благоприятные ситуации, создаваемые педагогами: одобрение при правильном ответе ученика или старании; подчеркивание самого незначительного успеха, похвала и другие.

Многие педагоги для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению специально создают “ситуации успеха”, например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ.

Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”.

Нельзя не упомянуть и вопрос о взаимоотношениях между подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны подростков, и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое к себе уважение. От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала.

Изучение индивидуально-возрастных особенностей детей необходимо для выявления резервов развития подростков. Знание и пользование в педагогической практике резервов развития подростков более успешно обучать и воспитывать детей. Перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить.

Для этого я использую следующие формы занятий:



  • занятие-путешествие; (Лондон, Москва, Санкт-Петербург и т.д.)

  • дискуссия; ( семья, подростковые проблемы, вредные привычки, молодежные субкультуры и др.)

  • тестирование;

  • защита творческих работ и проектов;



  • итоговое занятие; (урок- игра; урок- соревнование)



(показ презентаций ,подготовленных детьми)

В заключение хочется привести слова замечательного и талантливого педагога Ш.А. Амонашвили: “Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества. Многогранный жизненный опыт человечества. Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”.
















Список использованной литературы:

  1. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / А. В. Сластенин и др. 4-е изд. М., 2012.

  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.





Свежие документы:  Конспект консультации по английскому языку в рамках подготовки выпускников начальной школы к итоговой аттестации «Имя прилагательное. Наречие»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: