элективный курс для учащихся 10-11 классов «Анатомия и физиология человека»


Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

«Образовательный центр» г. Сызрани










Элективный курс

в 10-11 классах

Тема: «Анатомия и физиология человека»



Подготовила

учитель биологии

Коноваленко Татьяна Викторовна









Сызрань — 2011

Пояснительная записка.


Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10-11 классы) средних школ, гимназий и лицеев естественно-научного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное образование (10-11 классы). Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

Раздел «Анатомия» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии, а «Основы физиологии» в школьном курсе по биологии не предусмотрены. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать практикум по анатомии и физиологии человека, Использование такого подхода в преподавании анатомии и физиологии человека развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Практические умения и теоретические знания, полученные в данном элективном курсе, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к анатомии и физиологии в процессе познавательной и творческой деятельности.

Задачи, используемые в курсе, основаны на реальных примерах из области анатомии и физиологии человека. Это позволит углубить и развить системы биологических понятий, законов и закономерностей, полученных при изучении других разделов школьного курса биологии. Элективный курс включает также вопросы, которые, хотя и не рассматриваются подробно в курсе общей биологии, могут представлять определенный интерес для увлекающихся анатомией и физиологией.

Основные методы обучения можно охарактеризовать как эвристические и исследовательские. Методы сопрягаются как с групповой работой во время обсуждения результатов, обоснования практических и лабораторных работ, так и с индивидуальной во время оформления результатов.

Основными и оптимальными формами занятий являются самостоятельная исследовательская работа (практикум) в малых группах, индивидуальная работа с информационными источниками, а также доклады, дискуссии.

Контроль знаний не считаю главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестового контроля. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Введение. Атомы химических элементов"

Данный элективный курс должен быть реализован в пределах одного полугодия и имеет следующее предназначение:

— предпрофессиональная подготовка;

— углубление отдельных тем по анатомии и физиологии;

— удовлетворение познавательных интересов.

Элективный курс является тематическим и краткосрочным (17 часов). Курс «Анатомия и физиология человека» рассматривает 8 тем, (на усвоение каждой из них отводится от 1 до 2 часов) и 1 час отводится на тестированный контроль знаний.

Требования к техническому оснащению курса:

  1. Для демонстрационных занятий необходимы световые микроскопы.

  2. Набор микропрепаратов и схем, демонстрирующих анатомические и физиологические особенности организма человека и животных.

  3. Секундомер, ростомер, прибор для измерения артериального давления, фонендоскоп – приборы, необходимые для проведения практикума по анатомии и физиологии.



Учащиеся должны знать:

— принципиальное устройство светового микроскопа;

— строение и функции организма;

— строение и функции тканей, органов и систем органов;

— значение физической нагрузки для организма человека.


Учащиеся должны уметь:

— работать со световым микроскопом и микропрепаратами;

— работать с современной биологической литературой и Интернетом;

— применять анатомические и физиологические знания для объяснения биологических процессов;

— использовать знания об анатомии и физиологии для ведения здорового образа жизни.


Содержание программы.


Тема 1.Строение и функции организма (лекция).

Некоторые общие данные о строении организма. Работа со световым микроскопом: рассмотрение микропрепаратов клетки, тканей. Строение и функции органов и систем органов.


Тема 2. Сердечнососудистая система (лекция).

Иллюстрация строения сердечнососудистой системы. Ознакомление с функциями и значением сердечнососудистой системы.


Тема 3. Показатели функционирования сердечнососудистой системы при нагрузке (практикум).

Практическая работа, на которой учащиеся исследуют функционирование сердечнососудистой системы при нагрузках.


Тема 4. Кровеносная система организма человека (лекция).

Теоретическое изучение органов, входящих в состав кровеносной системы. Изучение функций кровеносной системы человека.


Тема 5. Физиология кровообращения (практикум).

Учащиеся исследуют особенности периферического кровообращения в условиях воздействия на организм различных экзогенных факторов.


Тема 6. Дыхательная система человека (лекция).

Строение, функции и значение дыхательной системы. Вдох и выдох. Как это происходит?




Тема 7. Исследование дыхательной функции (практикум).

Исследование вентиляционной способности легких по динамическим параметрам системы внешнего дхания..


Тема 8. Строение и функции головного мозга (лекция).

Строение, функции, значение головного мозга.


Тема 9. Изучение методов исследования умственной работоспособности (практикум).

На данном практическом занятии учащиеся смогут научиться определять показатели умственной работоспособности.


Тема 10. Энергетический обмен. Физиология энергетического обмена, его значение (лекция).

Пластический и энергетический обмен. Значение.


Тема 11. Расчет основного обмена по таблицам и формулам (практикум).

При выполнении данного практикума учащиеся смогут научиться анализировать величины основного обмена, полученного с помощью различных некалориметрических методов; исследовать особенности регуляции энергетического обмена во время физической нагрузки и в периоде восстановления; выполнять взаимосвязи между величиной энергозатрат и уровнем физической работоспособности у испытуемых во время физической нагрузки.


Тема 12. Терморегуляция. Температура тела, терморегуляция и гипотермии (лекция).

Понятие о терморегуляции. Значение терморегуляции для организма человека.

Тема 13. Измерение температуры тела (практикум).

Учащиеся научатся измерять температуру тела человека ртутным и электротермометром.


Тема 14. Жизненный путь человека (циклы развития). Реальный и биологический возраст (лекция).

Онтогенетическое развитие человека. Понятие о биологическом и реальном возрасте человека.


Тема 15. Определение биологического возраста по методу Войтенко (практикум).

Учащиеся научатся определять биологический возраст человека по методам Войтенко, сравнивать с календарным возрастом обследуемого; делать вывод о степени общего здоровья.

Учебно-тематический план.


п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности.

1

Строение и функции организма. Инструктаж по технике безопасности.


2

Лекция учителя.

2

Сердечнососудистая система.

Показатели функционирования сердечнососудистой системы при нагрузке.


2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме ССС.

3

Кровеносная система организма человека. Физиология кровообращения.

2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме кровообращение.

4

Дыхательная система человека. Исследование дыхательной функции.

2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме дыхательная система.

5

Строение и функции головного мозга. Изучение методов исследования умственной работоспособности.

2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме головной мозг.

6

Энергетический обмен. Физиология энергетического обмена, его значение. Расчет основного обмена по таблицам и формулам.

2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме энергетический обмен.

7

Жизненный путь человека (циклы развития). Реальный и биологический возраст. Определение биологического возраста по методу Войтенко.

2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме лекции.

8

Терморегуляция. Температура тела, терморегуляция и гипотермии.

Измерение температуры тела.

2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме терморегуляция.

Контрольное тестирование

1

Контрольный тест.

Итого:

17



Список используемой литературы:

  1. Белявская Л.И., Гудкова Н.С., Андронова Т.А. Методическое пособие к практическим занятиям по биологии. Саратов. Изд. СМИ, 1977, — 183 с.

  2. Белянина С.И., Кузьмина К.А., Боброва Л.А. Биология. Методические указания для слушателей подготовительного отделения. Саратов. Изд. СМИ, 1990.

  3. Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. В.Н. Ярыгина. М., Высшая школа. 1997.

  4. Хелевин Н.В. Задачник по общей и медицинской генетике. М., Высшая школа. 1984.

  5. Основы физиологии человека — Агаджанян, Н.А., 2011

  6. Физиология человека Авторы книги: Покровский В. М., Коротько Г. Ф. Год: 1997 Страниц: 2 тома 447+372 стр.

  7. Большой практикум по физиологии, Под редакцией А. Г. Камкин

Свежие документы:  Конспект урока биологии в 6 классе на тему «Строение растительной клетки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: