Конспект и презентация к уроку биологии. Тема «Наследование групп крови АВ0 у человека» 10 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЁДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»









Конспект урока по биологии
в 10 классе



«Наследование групп крови АВ0

у человека»




подготовила

учитель биологии

Булыга Елена Геннадьевна









Сургутский район

Городское поселение Фёдоровский

2012 год


План-конспект занятия


Тема занятия: «Наследование групп крови АВ0 у человека»


Познавательные задачи занятия:

способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания (работа с учебной литературой, подготовка индивидуальных сообщений по заданным темам);

способствовать формированию у учащихся полных, глубоких, осознанные, прочных и системных знаний о характере наследования групп крови АВ0 у человека;

способствовать формированию навыков решения генетических задач (составление схем скрещивания, определение характера наследования признаков).


Развивающие задачи занятия:

способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

способствовать развитию мышления (умения анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, определять и объяснять понятия).


Воспитывающие задачи занятия:

способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающим;

способствовать развитию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

способствовать формированию бережного отношения к окружающей природе;

способствовать формированию информационной культуры учащихся.


Тип занятия – занятие формирования знаний, умений и навыков.

В соответствии с типом урока выделяются следующие доминирующие этапы:

актуализация знаний;

формирование знаний;

выполнение упражнений стандартного типа (решение задач);

первичное закрепление знаний.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, использование информационных технологий.




Ход занятия


п/п

Этапы урока

Методы обучения

Содержание урока

1

Организационный этап

Словесные методы


2

Целеполагание

Словесные методы

Учащимся сообщается тема урока, его задачи.

3

Актуализация знаний

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ, индивидуальная работа (подготовка индивидуальных сообщений)

На этом этапе урока учащиеся вспоминают материал изученный ранее: введение во врачебную практику процедуры переливания крови; открытие групп крови; генетические термины.


Работа с офтальмотренажёром для снятия утомления и укрепления мышц глаз (приложение №1)


4

Формирование знаний

Практический метод (решение задач сначала под руководством учителя, затем самостоятельно)

Проведение генетического анализа наследования групп крови (приложение №2)


Физкультурная пауза. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения (приложение №3)


5

Формирование знаний

Индивидуальные сообщения учащихся

Сообщение о взаимосвязи наследования группы крови, особенностей характера и предрасположенности к заболеваниям

6

Обобщение и первичное закрепление

Использование элементов игровой технологии

Использование информационных технологий

Работа с биологическими ребусами по терминам:

донор;

реципиент;

гемоглобин;

агглютинация (приложение №4)

7

Подведение итогов, рефлексия

Словесный

Вывод о результативности урока


























Приложение №1



Офтальмотренажёр В.Ф. Базарного



Рисунки для проведения гимнастики для глаз

Свежие документы:  Конспект урока истории на тему "В городе богини Афины"





























Приложение №2


Генетические задачи на определение группы крови


№1. У матери группа крови 0, у отца – АВ. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей? Дайте аргументированный ответ. Какие группы крови могут быть у детей этих родителей?


№2. Женщина с группой крови В имеет ребёнка с группой крови 0. Каковы их генотипы, и каким не может быть генотип отца?


№3. В родильном доме в одну ночь родилось 4 младенца, обладавшие группами крови:0, А, В, АВ. Группы крови четырёх родительских пар были:

  1. 0 х 0

  2. АВ х 0

  3. А х В

  4. В х В

Четырёх младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Как это сделать? Каковы генотипы всех родителей и детей?


№4. Дедушка мальчика со стороны матери имеет группу крови АВ, а остальные бабушки и дедушка имеют группу крови 0. какова вероятность для данного мальчика иметь группу крови А, В, АВ, 0?


№5. Женщина с группой крови В, не способная различать вкус фенилтиокарбамида (ФТК), имеет троих детей:

один с группой крови А различает вкус ФТК;

один с группой крови В различает вкус ФТК;

один с группой крови АВ не способен различать вкус ФТК.

Неспособность различать вкус ФТК – рецессивный признак. Что вы можете сказать о генотипах матери и отца этих детей?













Приложение №3


Физкультурная пауза для улучшения мозгового кровообращения:


  1. Исходное положение – сидя на стуле. На 1-2 – отвести голову назад. На 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  2. Исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе. На 1 – повернуть голову направо. На 2 – налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

  3. Исходное положение – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. На 1 – обхватив себя за плечи руками как можно крепче и дальше. На 2 – исходное положение. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  4. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. На 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. На 2 – исходное положение. На 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

































Приложение №4



Биологические ребусы


Донор

Реципиент

Гемоглобин

Агглютинация
















Использованная литература


1. Орлова Н. Н., Глазер В. М., Ким А. И., Кокшарова Т. А., Алтухов Ю. П. Сборник задач по общей генетике М.: Издательство МГУ, 2000 г.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: