Конспект урока биологии для 6 класса «Стебель – часть побега. Строение стебля»


биология – 6 класс

урок на тему Стебель – часть побега. Строение стебля.


задачи урока: а) дать представление о стебле как осевой части побега и органе проведения питательных веществ; б) объяснить рос стебля в толщину и длину.

j0370150

оборудование урока: схемы стеблей – продольные и поперечные, таблица «Внутреннее строение стебля».


содержание урока:


  1. Организация учащихся на урок.

  2. Проверка знаний. Тестовый контроль.

1. Почка – это:

а) зачаточный побег; в) зачаточный стебель;

б) зачаточный лист; г) зачаточное растение.

2. Листья на побеге, располагающиеся друг за друг другом – это:

а) очередное листорасположение;

б) супротивное листорасположение;

в) мутовчатое листорасположение;

г) верны все ответы


3. Пасынкование – это:

а) удаление лишних боковых побегов;

б) удаление верхушечной почки побега;

в) удаление кончика корня;

г) верны все ответы.

4. Кожица (эпидерма):

а) защищает внутренние ткани листа;

б) запасает питательные вещества;

в) образует новые клетки;

г) проводит питательные вещества.


5. Жилкование листьев, характерное для двудольных растений:


а) перистое;

б) параллельное;

в) дуговое;

г) верны все ответы.

6. Через устьице происходит:

а) газообмен и испарение влаги;

б) фотосинтез;

в) запасание питательных веществ;

г) листопад.


7. Сидячие листья имеют:

а) листовую пластинку и черешок;

б) лист без черешка;

в) несколько листовых пластин;

г) все ответы не верны.


8. Фотосинтез осуществляется:


а) в зеленых клетках листа;

б) в устьицах листа;

в) в жилках листа;

г) в древесине и лубе.

3. Изучение нового материала.

  • Внешнее строение стебля: укороченные; удлиненные формы стеблей; ребристые, трехгранные у осоки; у крапивы четырехгранный; у душистого горошка – крылатый (в ходе беседы записать определения в тетрадь).

  • Определение стебля. Стебель – это осевая часть побега, слагающаяся из узлов и междоузлий.

  • Значение стебля в жизни растения.

Функции:

а) проводящая (транспортная);

б) опорная;

в) фотосинтезирующая (травянистые стебли и молодые стебли древесных растений зеленые, в их клетках, расположенных под прозрачной кожицей, имеются хлоропласты, значит, стебли выполняют фотосинтезирующую функцию);

г) запасающая (в ткани стебля откладываются запасные питательные вещества).

  • Рост стебля в длину. С процессами роста стебля в длину уже познакомились при изучении побега. Прошу учащихся вспомнить, как происходит рост стебля в длину. Ответ: рост стебля в длину происходит благодаря делению клеток на его верхушке (верхушечный рост) и делению клеток междоузлий при их удлинении (вставочный рост).

  • Внутреннее строение стебля. Лабораторная работа №9. «Внешнее и внутреннее строение стебля» (инструкция по учебнику). По окончании проведения лабораторной работы учащиеся формулируют выводы о сложном строении стебля и соответствии строения каждого слоя и всех слоёв вместе выполняемой роли (запись в тетрадь).

  • Дополнительные сведения. Древесина, возникшая благодаря работе камбия в течение одного вегетационного периода, образует годичное кольцо. Годичное кольцо – это прирост древесины за год. Во внутренней зоне этого кольца, ближе к сердцевине, сосуды более крупные и их больше. Эту древесину называют ранней. В наружной зоне кольца, ближе к коре, клетки более мелкие и более толстостенные. Это поздняя древесина. Толщина годичных колец определяется и теми условиями, в которых растёт растение. Дерево, выросшее на влажных почвах, имеет широкие кольца, а выросшее на сухих почвах – узкие. Одно и то же годичное кольцо может быть шире с одной стороны и уже с другой. Это зависит от ряда причин: ориентировки дерева к сторонам света, наклона ствола, наличия или отсутствия рядом растущих деревьев, а также от формы кроны. Встречается, что на одном и том же растении толщина годичных колец неодинакова: узкие и широкие кольца. Первые образовались в менее благоприятные по климатическим условиям годы, вторые – в более благоприятные. По числу годичных колец можно определить возраст спиленного дерева.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание. §20, рисунки учебника, вопросы 1– 4,с78.


Свежие документы:  Урок ОРКСЭ "Нравственный поступок"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: