Конспект урока биологии на тему «Бактерии в природе и жизни человека»


Тема: Бактерии в природе и жизни человека.

Цель урока: раскрыть перед учащимися значение бактерий.

Задачи:1. Дать представление о многообразной роли бактерий в природе и жизни человека, о значении бактерий.

2. Развитие понятий: бактерии гниения, почвенные бактерии и бактерии молочнокислого брожения.

3. Формирование материалистической картины мира.

Оборудование: таблица, дополнительная литература.

Методы:

1. Словесный – рассказ, объяснение.

2. Наглядный – демонстрация таблиц, препаратов, книг

Тип урока – комбинированный

Структура урока

I. Организационный момент

II. Опрос домашнего задания.

1. Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам и индивидуальные вопросы учащимся:

— различие бактериальной клетки.

— строение бактериальной клетки

— условия жизни бактерий

— разнообразие форм бактерий

2. Опрос.

Вопросы:

1. Какие условия наиболее благоприятны для жизнедеятельности бактерий?

2. Какие способы питания характерны для бактерий?

3. Какие органоиды есть в бактериальной клетке?

4. Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов называются… (варианты ответов – сапротрофы, паразиты, гетеротрофы, фитонциды)

III. Изучение нового материала.

Учащимся предлагается заполнить следующую схему:

Разновидность бактерий и их значение

Клубеньковые Гниения Почвенные Молочнокислые Анаэробные Симбиотические

В процессе рассказа учителя ученики последовательно заполняют схему примерами жизнедеятельности этих бактерий.



Клубеньковые бактерии – это бактерии, обитающие на клубеньках бобовых растений, они привлекают азот из атмосферы (из воздуха) и фиксируют его в почве. Азот очень необходим растениям для их роста и развития, при недостатке азота в почве растение погибает. Поэтому так важно выращивать разнообразные растения семейства бобовые для обогащения почвы этим важным элементом. Кроме азотофиксирующих бактерий есть также нитрифицирующие, превращающие азот в нитрат (N-NO3) и денитрифицирующие, превращающие нитрат в азот (NO3-N). Они участвуют в круговороте азота.

Бактерии гниения. Эти бактерии разлагают растение, дерево, водоросль, рыбу, мясо и другие органические формы жизни на Земле, которые умерли.

Почвенные бактерии. Эти бактерии образуют почву и все питательные вещества, которые необходимы растению.

Молочнокислые бактерии. Это бактерии, которые питаются молочным сахаром (лактозой) и превращают его в белок казеин. Используются в пищевой промышленности, для получения молочнокислых продуктов – кефира, творога, сыра.

Анаэробные бактерии. Это бактерии, способные жить без кислорода воздуха. В основном это – болезнетворные бактерии, вызывающие разнообразные заболевания

Симбиотические бактерии. У многих животных (например у многих насекомых и травоядных млекопитающих) в кишечнике живут бактерии, способные переваривать древесину, целлюлозу и другие сложные вещества

Заключение

Свежие документы:  План-конспект урока по гимнастике с элементами акробатики в 5 классе

предлагается зарисовать схему:

Повара

Агрономы —— Бактерии —— Санитары и дворники

Врачи

Закрепление

Вывод: бактерии играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

Изучение бактерий сейчас ведётся очень активно, но все, же есть еще много белых пятен.

Итог урока

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: