Конспект урока биологии на тему «Общая характеристика типа Кольчатые черви. Класс Малощетинковые»


Урок 20 (§17-18). Тип кольчатые черви. ( 2часа)

Тема урока: Общая характеристика типа Кольчатые черви. Класс Малощетинковые.


Целевые ориентации урока

Личностные:

-воспитание экологической грамотности.

Метапредметные:

формирование УУД учащихся

-продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, рисунками, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

Предметные:

-сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей;

— выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.


Планируемые результаты

Личностные:

экологическая грамотность учащихся;

Метапредметные:

Познавательные

-умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

-умение вести наблюдение;

умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

— ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные

-умение формулировать высказывание;

-умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

— умение работать в парах.

Предметные

Ученик должен знать:

— особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; роль кольчатых червей в природных сообществах.

Ученик должен уметь:

устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве.

— обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.

-использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта

о роли кольчатых червей в почвообразовании.

-наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.


Средства обучения:

Информационный материал: раздаточный материал, рисунки учебника.

Демонстрационный материал: таблицы по темам «Строение  дождевого  червя»

Интерактивный материал: презентация « Тип кольчатые черви»

Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения «Этот удивительный дождевой червь»

Формы работы

  1. самостоятельная

  2. индивидуальная

3. работа в парах

4. учебный диалог


Ключевые точки содержания урока: места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом

жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.


Термины и понятия: сегмент, вторичная полость тела, метанефридии, брюшная нервная  цепочка, муфта.


Технология урока, направленная на реализацию

системно-деятельностного подхода



I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание


У. Отгадав, что находится в «черной коробочке» вы узнаете тему сегодняшнего урока

Прослушайте подсказку

Они живут в тиши подземной,

Тихонько двигаясь, шурша.

Едят листву, опад бесплодный,

Ее глотают неспеша.

У. Молодцы, это дождевые черви.

Учитель: Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, что мы можем нового узнать?
Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей.

-Как связано строение с их образом жизни?
— В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

— В 1881 году за год до своей кончины, всемирный известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”.

Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

II этап. Учебно-познавательная деятельность


1. Рассказ (беседа) учителя. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.


Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Определенные черты строения личинок кольчатых червей (тело не разделено на сегменты и покрыто ресничным эпителием) позволяет предположить, что кольчатые черви произошли от плоских червей.

Это произошло более 600 млн. лет назад.


Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву.
Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

Кольчатые черви, подобно плоским и круглым червям, трехслойные животные с двусторонне — симметричным телом. Тело дождевых червей очень сильно вытянуто; состоит из большого числа похожих друг на друга сегментов, образованных кольцевидными перетяжками. Сегменты иначе называют кольцами, отсюда и название класса кольчатые или кольчецы. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.

2.Работа с текстом «Этот удивительный дождевой червь» с использованием методики «Пометки на полях»

Задание по освоению систематических знаний: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, осмысливая его содержание, останавливайтесь на значке*. Ответьте на вопросы 1- 3, а затем обсудите ответы на вопросы сначала с соседом по парте и потом с учителем.

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   — я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

!

?

 

 

 

 


Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. Особенно много червей на поверхности земли бывает после дождя, т.к. вода заливает воздухоносные поры в земле. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.


Вопросы:

1. Почему это животное получило такое название?(1 балл)

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность

земли? 2 балла

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? 3 балла


Эталон ответа:

1. тело состоит из ряда колец т.е разделено перетяжками на членики.

2. дождевых червей можно увидеть на поверхности земли после дождя,

потому что нечем дышать.

3. в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы.


  1. Просмотр презентации « Тип кольчатые черви»

Индивидуальная работа учащихся;

рассказ учителя. Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.


Особенности кожно-мускульного мешка. Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.
Полость тела. У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.
Пищеварительная система устроена значительно сложнее.
Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.
У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» — утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.
Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.
Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

Органы  чувств – глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки —  осязание.
Половая  система. Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.
Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.


Задание самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: внимательно слушайте, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному плану. Произведите взаимопроверку с соседом по парте.


1. Особенности кожно-мускульного мешка______________________________________

2. Полость тела______________________________________________________________

3.Характеристика:

а)пищеварительной системы______________________________

б)выделительной системы________________________________

в)кровеносной системы__________________________________

г)дыхательной системы__________________________________

д)нервной системы______________________________________

е) органы чувств________________________________________

ж)половой системы______________________________________

Критерии оценки: За каждый правильный ответ по 1 баллу, итого- 9 баллов.


Эталон:

1. кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц.

2. имеют вторичную полость тела. ( целома).

3.

а) ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие.

б) представлена метанефридиями (выделительные воронки), которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

в) продольные сосуды, кольцевые сосуды, сердце, замкнутая к/с

г) органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.

д) окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка

е) глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки —  осязание.

ж) Дождевые черви – гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи, бесполое размножение – редко.



Первичное закрепление.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

1. Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

2. Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

питательные вещества

3. Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

обмена

4. Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

5. Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

Эталон:

1

2

3

4

5

Е

А, Д

Б

В

Г



III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя» (инструктивная карточка)

(см. Приложение 4 к уроку )

Задание на умение осуществлять контроль своей деятельности: Рассмотрите внимательно рисунки и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод об особенностях внешнего строения дождевого червя, основа которого дана в инструктивной карточке.


Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: живой дождевой червь, лист бумаги, лупа, стекло, стеклянная палочка, репчатый лук

Ход работы


 

Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

  1. Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

Определите:

— окраску тела,
— длину тела,
— толщину тела,
— передний и задний концы тела,
— поясок. (2 балла)

Сделайте рисунок червя. (2 балла)

  1. Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.
    — чем она отличается от спинной?
    — найдите щетинки. Какова их функция?
    -сделайте рисунок щетинки.  (3 балла)

    Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение — …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .
    (2 балла)


IV. Оценивание учащихся

Критерии оценки за урок :

« 5» — 26-22 балла;

«4» -21-18 баллов;

«3» -17-13 баллов

«2» — менее 12 баллов.


V этап. Рефлексивная деятельность (см Приложение 5)

Что мы узнали на уроке (по цепочке отвечает каждый ученик)

1.Тело всегда сегментировано.

2.Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.

3.Имеют вторичную полость тела(целом).

4.Полость тела разделена перегородками.

5.Кровеносная система замкнутая.

6.Выделительные органы открытого типа.

7.Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел- «головной мозг».

8.Органы чувств у многощетинковых червей расположены на головных сегментах.

9.Органами передвижения у малощетинковых являются щетинки (по 8 на каждом сегменте), у многощетинковых- параподии с пучками щетинок.

Выводы: Кольчатые черви имеют более высокую организацию по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.


Самоанализ

  1. Оцените свою работу на уроке в баллах:

  • «5» — все понял, было интересно;

  • «4» — не все успел понять;

  • «3» — кое-что понял;

  • «2» — ничего не понял – ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!


  1. на самооценку урока. С помощью смайликов

— урок понравился

— урок заставил задуматься

— урок не понравился.


Домашнее задание. (см Приложение 6)

1)Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте § 17- 18 и выполните задание в тетради § 17-18
2) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса Кольчецов. или заполните таблицу «Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей»

3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?

или приготовить презентацию «Многообразие кольчатых червей»


















Технологическая карта Дата______________


Тема урока: _____________________________________________________________________


Цель: ____________________________________________________________________________.


Приложение 1

Работа с текстом с использованием методики «Пометки на полях»

Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   — я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

!

?

 

 

 

 


Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц*. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.


Вопросы

1. Почему это животное получило такое название?_______________________________(1 балл)

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли? ________________________________________________________________________2 балла

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? ______________________3 балла


Приложение 2

Просмотр презентации « Тип кольчатые черви»

Задание: внимательно слушайте, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному плану. Произведите взаимопроверку с соседом по парте.

1. Особенности кожно-мускульного мешка____________________________________________

2. Полость тела____________________________________________________________________

3.Характеристика:

а)пищеварительной системы______________________________

б)выделительной системы________________________________

в)кровеносной системы__________________________________

г)дыхательной системы__________________________________

д)нервной системы______________________________________

е) органы чувств________________________________________

ж)половой системы______________________________________


Критерии оценки: За каждый правильный ответ по 1 баллу, итого- 9 баллов.



Приложение 3


Первичное закрепление. Ребята, проверьте свои знания без текста учебника.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

1. Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

2. Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

питательные вещества

3. Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов обмена

4. Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

5. Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

(3 балла)


1

2

3

4

5







Приложение 4



Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»


Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя


Ход работы


 

Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

  1. Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

Определите:

— окраску тела,
— длину тела,
— толщину тела,
— передний и задний концы тела,
— поясок. (2 балла)

Сделайте рисунок червя. (2 балла)

2.Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.
— чем она отличается от спинной?
— найдите щетинки. Какова их функция?
-сделайте рисунок щетинки.  (3 балла)

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение — …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .
(2 балла)


Критерии оценки за урок :

« 5» — 27-23 балла;

«4» -22-19 баллов;

«3» -18-12 баллов

«2» — менее 12 баллов.


Оценка за урок________________________________________


Приложение 5

Что мы узнали на уроке.


Выводы: Самоанализ

Оцените свою работу на уроке в баллах:

  • «5» — все понял, было интересно;

  • «4» — не все успел понять;

  • «3» — кое-что понял;

  • «2» — ничего не понял – ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!


самооценку урока. С помощью смайликов

— урок понравился


— урок заставил задуматься

— урок не понравился.

Приложение 6

Домашнее задание.

1)Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте § 17- 18 и выполните задание в тетради § 17-18
2) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса Кольчецов.

или заполните таблицу «Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей»

3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?

или приготовить презентацию «Многообразие кольчатых червей»



Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей

Используя полученные знания и материал учебника, заполните таблицу:

Характеристика типов червей

Характеристика

Тип Плоские Черви

Тип Круглые Черви

Тип Кольчатые Черви

1. Представители




2. Симметрия тела




3. Численность




4. Кожно-мускульный мешок




5. Пищеварительная система




6. Кровеносная система




7. Дыхательная система




8. Нервная система




9. Выделительная система




10. Половая система




11. Среда обитания





Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "В мире джаза" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: