Конспект урока биологии на тему «Семейство злаков»


Тема урока: « Семейство злаков»

Цель: Выяснить особенности семейства злаковых, повторить особенности класса однодольные.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с характерными признаками семейства, повторить признаки класса Однодольные.

  2. Развивать умение наблюдать и обобщать.

Раскрыть значение семейства и важность его изучения

Тип урока: комбинированный по программе Кембриджского университета

Методы и приёмы: 1. словесные 2. наглядные 3.практические

Средства обучения:

1. учебно-материальные (компьютер, ИД, карточки);

2. дидактико-методические ( дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);


Оборудование: компьютер, гербарий , раздаточный материал

Эпиграф.

«Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломать хорошо испечённого пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума…»

(К. А. Тимирязев)

План урока

  • 1.Релаксация

  • 2.

  • 3.

  • 4.

  • 5.

6.Опять 25 д /з


Этапы урока и стратегии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

( ожидаемый результат)

1.Организационный момент

Организационный момент: 1-2 мин. приветствие;

учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).

Релаксация «Поле»

Настраиваются на урок.

Учащиеся говорят просматривают презентацию.

2. СТ. Вызова








Прием «Ревизия»



кроссворд
























«На новой волне»

Изучение новой темы.






Деление на группы









Физминутка.





Выполнение постера 10 мин.

Защита постера.


Закрепление


















Рефлексия



Домашнее задание

  • А)каковы признаки класса двудольные?

  • Б) какие семейства относят к данному классу?

  • В) каковы особенности семейства бобовых?

  • Г) каковы особенности семейства пасленовых?

  • Д) Каковы особенности семейства розоцветных?

  • Е) каковы особенности семейства крестоцветных?

  • Ж) каковы особенности класса однодольные?


кроссворд семейство лилейные биология


1.       У двудольных – лепестки, а у однодольных — ……2.       Раннецветущее растение с белыми цветками. Находится под охраной.

3.       По горизонтали. Видоизмененный побег лилейных, частично или полностью расположенный в земле. По вертикали. Культурное растение с крупными красивыми цветками.

4.       У двудольных околоцветник двойной, а у однодольных ……

5.        Культурное растение с крупными красивыми цветками. В больших количествах разводится и выращивается в Голландии.

6.       Ценное овощное растение. Запах и вкус его обусловлены эфирными маслами.

7.       Число пестиков цветка лилейных

8.       Число тычинок цветка лилейных

9.       Вещества, выделяемые в воздух некоторыми лилейными (лук, чеснок) и обеззараживающие воздух от микроорганизмов.


Корни наши мочковаты,

Стебли полы, узловаты,

Листья тонки и узки,

На макушке колоски.

Суп и щи без нас не вкусны,

К хлебу тянется рука.

Мы ватрушки и печенье,

Торты, кексы и крупа.


По названию карточек

Злаки

Пшеница

Рожь

Ячмень

Бамбук

Сахарный тростник

Сорго

Рис

селекционера

Представь ты в поле колосок
Тянулся к солнцу, стал высок
Качнулся вправо, влево он
Родной Земле он шлёт поклон







«Да-нетка»

1.Растения семейство злаковых относятся к классу двудольных.

2.Извесно около 10 тыс злаковых.

3.Цветки злаков мелкие ,в основном обоеполые.

4.Плод-злаковых семянка.

5.Стебель злаковых соломина.

6.Цветки овса собраны в соцветие кисть.

7.Бамбук используют ,только как строительный материал.

8. Кукуруза не относится к семейству злаков.

9.У злаков стержневая корневая система.

10.Листья у злаков простые.

10 верных -5

8-9 верных-4

7-4 верных 3

Синквейн

Экран настроения



Загадки о злаковых культурах. Сообщение.



1 конкурс «Да — нет». Слайд с вопросами

В этом задании необходимо найти правильные утверждения. Выписать цифры с правильным ответом


1.Пищеварительный канал у человека имеет длину около 8-10м (ДА)

2. Стенка пищеварительного канала состоит из 2-х слоев (НЕТ)

3. Ротовая полость спереди образована губами и щеками (ДА)

4. Язык делят на зоны: корень, тело и кончик (ДА)

5.Аппендикс это червеобразный отросток слепой кишки (ДА)

6. Печень это самая крупная железа (ДА)

7. Глотка это мышечный орган длиной 15 см (НЕТ)

8. Желудок самая длинная часть пищевого канала (НЕТ)



Правильные утверждения: 1,3,4,5,6 Слайд с ответом


2. конкурс «Логическая цепочка»

Учащимся двух групп раздаются идентичные карточки с названиями органов пищеварения: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка; и предлагается выстроить в логическую цепочку по типу «Что за чем?».

Слайд с ответом




Делит класс на группы для игры Проводит плавный и нестандартный вход в изучение нового материала урока


3. конкурс «Горячий стул». Работа в группе

Вызывает одного ученика к доске. На доске записано слово, связанное с темой урока. Группа должна объяснить с помощью ассоциации данное слово но не называть его вслух а участник на стуле угадать тем самым принесет группе дополнительные смайлы

Слайд со словом «Слюна», «Зубы», «Язык», «Зубная щетка», «Пища»


Учащиеся получают жетоны за правильный ответ.







Записывают в тетради и осуществляют взаимопроверку и за 1-правильный ответ получают жетон































Делятся по названию попавшейся карточке.


Ученики делятся на группы и выполняют свою работу, по названию своей карточки.





Учащиеся выполняют .





Работают над постером.








Осуществляется взаимопроверка по критерию













Учащиеся приклеивают смайлики.


Записывают задание в дневник


3.СТ.

Осмысления


Проблемный вопрос


Слайд презентация























Мозговой штурм

Учитель озвучивает тему урока.

Учитель предлагает мотивацию к учебному процессу

Мотивация к учебному процессу: Проблемный вопрос: «Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»

(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от страха сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.)


Прежние группы обсуждают заданную проблемную задачу, учитель просит высказать своё мнение группам.

Слайд с презентацией урока Рассказ учителя

Видео ролик «Действие слюны на крахмал»-

После просмотра ролика учитель задает следующие вопросы: КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ОБРАЗУЮТСЯ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ПРИ РАСЩЕПЛЕНИИ КРАХМАЛА?

КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РАСЩЕПЛЕНИЯ КРАХМАЛА В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ?

ПРЕДПОЛОЖИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА СО СЛЮНОЙ КУРЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА?

Первичное закрепление материала

Организуется работа учащихся «Вопросы на засыпку»

1. Где образуется слюна?

2.Как называются три пары крупных слюнных

желёз?

3. Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?

5.При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости? (t 36-37С во рту и измельчение пищи)

6.Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желёз? (в продолговатом мозге)

7. — Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).

8. — Что происходит с пищей в ротовой полости?

( В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной)

Ученики записывают в тетрадях




группа, которая отвечает правильно получает смайлы. 


Учащиеся внимательно слушают и делают короткие записи в тетрадях по мере необходимости










Ученики смотрят видео и отвечают на вопросы учителя тем самым приходя к ответу на проблемный вопрос если не смогли ответить самостоятельно


У человека пищеварение начинается в ротовой полости, где пища пережёвывается. Этот процесс стимулирует экзокринные железы, выделяющие фермент амилазу . На этом этапе происходит расщепление полисахаридов.» Измельчение пищи и обвалакивание слюной

никотин снижает активность ферментов.


4. Закрепление


Тест. Работа по уровням


Отвечают на готовых бланках

Осуществляется взаимопроверка по критерию

1-уровень- «3» смайла

1-2-уровень- «4» смайла

1-2-3-уровень- «5» смайлов

5.СТ Рефлексия

«Шесть шляп»













«Светофор»



«РАЙТИНГ»


Прием: «Шесть шляп» Итоги к уроку высказывают сами учащиеся

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд


Прием «Светофор»

Прием «Райтинг» по критериям, по количеству смайликов учащихся , учитывая активность учащихся на уроке выставляет оценку в бланк




Учащиеся высказывают свое мнение к теме урока








Учащиеся показывают цвета красный- урок не понравился

Желтый- узнал много интересного

Зеленый –урок понравился я многое узнал на уроке

Ученики выставляют себе оценку за урок рядом с оценкой учителя

6. Домашнее задание – 2 мин.


Учитель подводит итоги урока:

1.Изучить параграф 46 , Ответить на вопросы в конце параграфа

2.Индивидуальное задание:

Эссе «Влияние алкоголя и никотина на пищеварение».

Оценки выставляются по количеству смайлов заклеенными учениками, напротив своей фамилии

Записывают задание в дневник


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: